Гости в доме

29 октября 2020
0
2002

В старину тот, кто не сумел оказать достойного почтения гостю, предавался осуждению общества. Его грех падал на весь род. Поэтому казахский народ не просто уважительно относится к законам гостеприимства, а строго чтит их. Традиции и обычаи, связанные с приемом гостей, передаются из поколения в поколение.

Даже рассаживание гостей за дастарханом имеет свои правила. Хозяева размещают приглашенных, учитывая степень родства, возраст, социальный статус.

Первыми подходят гости почтенного возраста. Для них подготовлено почетное место – төр. Остальные рассаживаются в зависимости от значимости и роли в семье. Снохи, как правило, усаживаются недалеко от дверей. Так легче встать и принести из кухни то, что нужно.

Хозяева за стол всегда садятся последними. Если гость припоздал, он проходит на место с поклоном. Белкөтерер – обычай, который касается специфики угощений, которые подавали пожилым людям. Поскольку не вся еда, которая есть на дастархане, подходит старикам, то родственники, дети или соседи приносили для них специальные яства: творог, казы, мед, масло, жент, кумыс. Таким образом выказывалась забота о родителях, бабушках и дедушках.

Бес жақсы – традиция одаривать пятью ценными вещами уважаемых людей, которые почтили своим присутствием дом. Раньше такие дары включали: верблюда, скакуна, персидский ковер, саблю и соболью шубу. Сейчас подарки делают чисто символически.

Сүйінші предполагает преподнесение подарка тому, кто принес в дом хорошую весть. Көрімдік и байғазы – обычай одаривать хозяев, сын которых привел в дом невестку, или в их доме появились обновки, были сделаны важные и значимые покупки. Қонақ кәде – знак взаимного уважения, которое выказывают гости. Хозяин вправе попросить почтившего его гостя спеть песню или станцевать. Это своеобразный подарок, который гость делает принимающей его стороне.

Бата – ответное слово-благословение, которое произносили аксакалы, выражая благодарность хозяевам за прием. Это могли быть красивые слова или песня.

Есть обычаи и традиции казахского народа, которые имеют и общественное значение. Ерулік – угощение для новоселов. Семьи, которые поселились рядом, приглашают в гости, чтобы наладить отношения, лучше узнать соседей. Эта традиция имеет психологическое значение. Она позволяет объединиться, быстрее адаптироваться к новому месту жительства. Жылу – традиция одаривания тех, кто пострадал от разных бедствий (пожара, наводнения и т. д.). Так казахи демонстрировали сочувствие и проявляли взаимопомощь в сложных жизненных ситуациях. Дарили, как правило, скот, одежду, деньги – то, что могло бы компенсировать потери, позволило быстрее восстановить жилище, обеспечило бы на первое время самым необходимым.

Тыйым – общее понятие для различных запретов: у казахов нельзя дарить нож или собаку – это может положить начало вражде. Нельзя свистеть в доме – это прогонит деньги и удачу из дома.

По казахской традиции женитьба – длительный процесс, который начинается сватовством. Существует два вида сватовства. Жених засылает к родителям невесты сватов либо выкрадывает суженную. В первом случае сваты – родственники жениха – везут богатые подарки родителям невесты и просят их согласия на брак. Это действие называют құда түсу. После согласия назначается калым за невесту (выкуп), а также день свадьбы. Иногда право выбора предоставляется невесте.

Красивый обычай беташар – это церемония, когда открывают лицо невесты, а связан он с тем, что в старину жених редко видел свою суженную до свадьбы. Нарядную невесту с покрывалом на лице представляют жениху и его родственникам. Ведущий празднества, обычно акын, представляет невесте всех приехавших на свадьбу гостей, каждому из которых она должна поклониться.

Во время свадьбы невеста обычно сидит за шымылдыком – нарядной занавеской, которая скрывает ее от посторонних взглядов.

После рождения ребенка, на сороковой день, с утренним азаном ему дают имя. Азан – призыв к чтению молитвы. Обычно имя дает старший из родственников или мулла. Прочитав вслух священные слова из Корана, он три раза произносит ребенку в ухо его имя. Счастливчиком испокон веков считался тот, кто рождался в Наурыз (праздник весеннего равноденствия). Самый главный момент этого торжества – омовение ребенка.

Женщины наливают в таз 40 ложек воды, бросают туда серебряные монеты и украшения и купают в этой воде ребенка. После купания стригут ему первые подросшие ногти и волосы, а серебро раздают всем присутствующим женщинам. В распашонку, которую надевали на ребенка до 40 дней, заворачивают сладости, завязывают, и, повесив сверток на шею собаки, отпускают ее прочь. Старинный обряд называется ит көйлек (собачья рубашонка). Сладости достанутся детишкам, которые сумеют догнать собаку и отвязать желаемый сверток.

Когда ребенок только-только начинает ходить, его подвергают еще одному древнему обряду – разрезанию пут (тұсау кесу). Малышу на ноги завязывают путы: веревку обвивают вокруг ног в виде восьмерки. Путы перерезаются одним из почитаемых гостей, чья жизнь достойна подражания.

Обычай носит языческий характер. Люди, населявшие в древности территорию Казахстана, были последователями тенгрианства. Они поклонялись верховному божеству – Тенгри (небо). По древнему представлению, мир делился на три части: подземный, земной и небесный. В течение своей жизни человек последовательно переживал все три стадии. Только что рожденный ребенок считался пришельцем подземного мира. Его связь с этим миром еще велика: земля постоянно зовет ребенка к себе. Этим люди объясняли высокую смертность младенцев. Но после того как человек начинает самостоятельно ходить, связь с миром подземелья постепенно ослабевает. И в этом акте очень важна помощь человека из настоящего, наземного мира. Поэтому перерезать путы предоставлялось духовно и физически сильным людям.

Материал подготовила Надежда Жолдошева
Фото Ярослава Кулика

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top