«Горьким словом моим посмеюся…»

31 октября 2019
0
1431

Этот год богат на юбилеи писателей и поэтов. 220 лет со дня рождения Пушкина, 210 лет со дня рождения Гоголя, 130 – Ахматовой, 90 лет Шукшину, 125 – Сакену Сейфуллину. Самой загадочной личностью современники и литературоведы считают Николая Васильевича Гоголя. По натуре он настоящий антипод Пушкину с его простым, веселым, открытым характером, влюбчивостью, шаловливостью и легкостью. При этом Гоголь просто боготворил Пушкина и страшно переживал его смерть, известие о которой застало его за границей.

«Почитаюсь загадкой для всех…»

Я перечитала собранный Вересаевым «Систематический свод подлинных свидетельств современников» о жизни Гоголя. Это письма самого Гоголя, письма современников к нему, их рассказы о встречах и разговорах с ним.

Даже само его рождение окутано какой-то мистикой. Причем началась эта мистика еще до его рождения. По семейному преданию, отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский еще подростком увидел свою будущую жену Марию Ивановну во сне в облике младенца. А вскоре у соседей Косяровских родилась дочь, и мальчик узнал в младенце ребенка из своих снов, стал нянчиться с ней, а когда Марии Ивановне исполнилось 14 лет (он к тому времени был вдвое старше), они поженились.

Несколько лет у них не было детей, потом несколько младенцев умерли, и только после страстных молитв Николаю Угоднику в местной Никольской церкви родился мальчик, названный в честь святого Николаем. После него был еще один сын – Иван, который умер ребенком, и Николай тяжело переживал смерть младшего брата. Сам он тоже не отличался крепким здоровьем, вечно мерз, ходил с подвязанной щекой и был объектом насмешек одноклассников. У Николая Гоголя было четыре младших сестры. С детства он отличался странностью.

Самое первое его воспоминание детства не понравится любителям животных. В пять лет Никоша (так звали его родители) утопил кошку. Его оставили одного, и его почему-то сильно напугала кошка. Он схватил ее, побежал к пруду и бросил в воду, а потом палкой не давал ей выбраться, пока она не утонула. После этого долго плакал. Отец, узнав об этом, сильно рассердился и наказал сына.

Возможно, этот страшный поступок вылился потом в образ ведьмы, обратившейся черной кошкой в «Майской ночи».

Василий Афанасьевич скончался в 1825 году от странной болезни – «страха смерти». Мария Ивановна после его кончины долго не могла ничего есть и не встала бы с постели, последовав вслед за мужем, если бы не необходимость воспитывать сына и четырех дочерей.

Учился Николай Гоголь в Нежинской гимназии Черниговской губернии. И уже тогда проявлял странности. Впрочем, можно ли считать странностью его интерес к народным сказаниям, преданиям и простым людям? Он, например, часто уходил и раздавал милостыню нищим и уже тогда записывал свои разговоры с простыми людьми. При замкнутости и застенчивости превосходно играл комические роли в ученическом театре, для которого сочинял разные смешные пьесы. Был великолепный пародист, очень точно изображал в пантомимах однокашников и преподавателей. С детства любил сладкое, всегда у него в карманах были какие-то прянички, крендельки, сахар, и он все время что-нибудь грыз. Его не очень любили и сторонились. На всю жизнь он сохранил дружбу только с Данилевским.

«..Я почитаюсь загадкою для всех; никто не разгадал меня совершенно, – пишет еще гимназист Николай Гоголь своей матери. – Как угодно почитайте меня, но только с настоящего моего поприща вы узнаете настоящий мой характер, верьте только, что всегда чувства благородные наполняют меня, что никогда не унижался я в душе и что я всю жизнь свою обрек благу».

В молодости, после смерти отца, Гоголь терпел нужду, и все его письма матери из Петербурга – это просьбы выслать денег. Но на службе нигде не задерживался, чувствовал в себе другое призвание. Потом, когда стал получать гонорары, он взял на себя устройство своих сестер, и все свои заработки отдавал семье. Сам он так и не женился, и нет ни одного свидетельства о том, что он вообще за всю жизнь был хотя бы влюблен. И многие современники считали, что он так и умер девственником.

Благословил Пушкин

Когда Гоголь начинал свой литературный путь, мало кто из образованных русских людей всерьез воспринимал сказки. И писатель был в числе первых, кто привлек внимание общества к народным преданиям. В письмах к матери он постоянно просит ее записывать все народные предания, все рассказы «божьих» людей, которых сердобольная Мария Ивановна прикармливала в своем доме.

Все первые произведения Гоголя связаны с древними народными обычаями. В «Майской ночи» речь идет о празднике, известном как русалии. Там всякая нечисть – русалки, бесы, ведьмы…

Свободно и непринужденно Гоголь чувствовал себя только в кругу близких друзей. Он рассказывал смешные истории и даже пел. Малоросские (украинские) песни обожал. В незнакомом обществе писатель становился угрюмым, замкнутым, иногда прятался в глубине комнат, забирался на диван и засыпал. Большого труда стоило уговорить Гоголя познакомиться с новыми людьми. Если это и удавалось, то настроение у него быстро портилось; и он старался уйти, ссылаясь на нездоровье.

Гоголю многие известные люди в Петербурге, разглядев в нем недюжинный талант, оказывали помощь и покровительство. Пушкин всегда радостно приветствовал всякое новое дарование, он принимал у себя Гоголя, оказывал ему покровительство. По словам Нащокина, Пушкин заботился о внимании к нему публики, хлопотал лично о постановке на сцене «Ревизора», одним словом, выводил Гоголя в люди. Восхищался Пушкин гоголевскими «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Известно, что идею и «Ревизора», и «Мертвых душ» Гоголю подарил Пушкин. При этом, смеясь, говорил в кругу своих: «С этим малороссом надо быть осторожнее; он обирает меня так, что и кричать нельзя».

Сам Гоголь рассказывал: «Пушкин мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!». …И в заключенье всего отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мертвых душ». (Мысль «Ревизора» принадлежит также ему)».

Все свои ранние произведения Гоголь создал за семь лет, пока жил в Петербурге. Потом он переезжал с места на место и сочинял «Мертвые души». На это ушло около пятнадцати лет. Работал он много, но почти ничего не печатал.

Гоголь, в отличие от «невыездного» Пушкина, подолгу жил за границей, особенно любил Италию, а Рим и Неаполь знал лучше Петербурга и с гордостью показывал достопримечательности итальянских городов приезжающим знакомым.

Ел за четверых

Очень любил итальянскую кухню, научился сам готовить пасту – итальянские макароны – и с удовольствием угощал друзей. Отличался отменным аппетитом, но все время жаловался на его отсутствие и на болезнь желудка. Знакомые вздыхали: Николай Васильевич ничего не кушает, у него желудок расстроен. Один из его знакомых, услышав это, расхохотался: «Да мы специально ходим смотреть на него за обедом, чтобы заразиться его аппетитом! Он ест за четверых!» Дело было в Риме, вся компания отправилась в ту же харчевню, где обедал Гоголь, и наблюдала, как ему таскают на стол одно блюдо за другим. И в тот момент, когда Гоголь с сияющим лицом готовился приступить к пиршеству, вся компания с хохотом подбежала к Гоголю: «То-то, брат, аппетит у тебя нехорош, желудок расстроен?». Гоголь сконфузился и начал оправдываться, что, мол, это он специально столько заказал – чтобы аппетит разыгрался: «Буду есть, да нехотя, и все, как будто ничего не ел…» И стал угощать товарищей. «Началось пирование, очень веселое. Гоголь уписывал за четверых и все доказывал, что это так, ничего не значит, и желудок у него расстроен» (из воспоминаний М. Погодина).

В общем, своим нытьем и жалобами на здоровье он всех доставал. Но когда его другу Данилевскому понадобилась помощь, ныть перестал, назанимал денег и отправился к нему. Он терпеливо ухаживал за умирающим от чахотки молодым графом Виельгорским, который жил в Риме на вилле княгини Волконской. Был очень отзывчив.

И уморил себя голодом

На фоне этих свидетельств о его мнительности относительно собственного здоровья при отменном аппетите тем более странным кажутся его последние годы, когда он стал отказываться от пищи и фактически уморил себя голодом.

Началом конца стала осень 1851 года. Гоголь, обычно предпочитающий проводить зимы в зарубежье («Русские зимы меня погубят!» – говорил он), на этот раз решил остаться в Москве. Он поселился у своего друга, графа Александра Толстого, в доме на Никитском бульваре, где занимал комнаты на первом этаже. (У него никогда не было своего дома, да и вещей, кроме сюртуков и жилетов – тоже) Он переходил гостить из одного дома в другой с двумя чемоданами: в одном одежда, в другом – рукописи, с которыми он никогда не расставался. Лучшие дома Петербурга почитали за честь приютить у себя знаменитого писателя, ему с радостью отдавали лучшие комнаты, готовили обеды и все, что он любит. Гоголь в письмах хвастался друзьям, что живет припеваючи и притом совершенно бесплатно.

Могила Н. Гоголя на Новодевичьем кладбищеЧто с ним случилось в 1851-м? Почему он стал отказываться от пищи, перестал следить за собой, сжег второй том «Мертвых душ»?

Этому есть множество версий. По одной из них – рукопись он сжег нечаянно (однажды сам об этом сказал).

По другой – это было сделано в болезненном припадке. По третьей – хотел начать заново, написать лучше и не идти на поводу старого текста. Второй том «Мертвых душ» он сжигал не один раз, говорил, что когда уничтожается написанный текст – замысел вырисовывается ему в более первозданном, чистом виде. Но, учитывая его экзальтированное к тому времени состояние, он сделал это все-таки по причине болезни.

В последние годы Гоголь стал фанатично верующим, соблюдал посты, а потом и вовсе стал отказываться от пищи. Он никуда не выходил, никого не хотел видеть, не допускал до себя врачей, превратился в собственную тень. А потом просто лег и стал ждать смерти. Его пытались кормить и лечить насильно – вливали бульон, ставили пиявки, но он угасал и только просил не трогать его. Лечение было такое, которое только добавляло мучений больному и ускоряло конец. У него голова на шее не держалась от слабости, а они ему кровь пускали.

Доктор Баженов в 1902 году писал: «Печально сознаться в этом, но одною из причин кончины Гоголя приходится считать неумелые медицинские мероприятия. Он скончался в течение приступа периодической меланхолии от истощения и острого малокровия мозга, обусловленного голоданием и … быстрым упадком сил … и неправильным лечением, в особенности кровопусканием. Следовало делать как раз обратное тому, что с ним делали – прибегнуть к усиленному, даже насильственному кормлению и вливанию в подкожную клетчатку соляного раствора» (внутривенных вливаний тогда еще не делали).

Странная смерть Гоголя стала обрастать разными слухами. Его похоронили в Москве на территории Свято-Данилова монастыря. На могиле установили огромный камень – голгофу с цитатой из Библии: «Горьким смехом моим посмеюся».

Святотатство или дань уважения?

В 1931 году могилу Гоголя было решено перенести на Новодевичье кладбище – то ли поближе к другим великим, то ли по причине того, что в монастыре разместили колонию для малолетних преступников. В печальной церемонии от советских писателей участвовали Всеволод Иванов, Юрий Олеша, Михаил Светлов, Александр Малышкин, Владимир Лидин. Присутствовали историк М. Барановская и доктор филологических наук И. Вишневская, которая много лет занималась изучением творчества писателя. Всего двадцать-тридцать человек. Руководил всеми работами директор кладбища Аракчеев. И снова началась мистика или мистификация, только слухов появилось множество. Говорили, что Гоголь лежал в гробу перевернутым (а все знали, как боялся он быть похороненным заживо), что у покойника отсутствовал череп.

Это было время воинствующего атеизма, о святотатстве не думали, но все равно действия писателей вызывают, мягко говоря, удивление. Участники перезахоронения – писатели – взяли себе из гроба «сувениры» (!). Лидин взял лоскут от жилета Гоголя, Малышкин – фольгу из украшений гроба, Иванов – ребро создателя «Мертвых душ». Комсомольца Аракчеева, человека более практичного, соблазнили… башмаки или сапоги.

После перезахоронения Иванов поехал в Ленинград. Ребро классика он вез с собой. В городе на Неве пришел Иванов к друзьям, повесил пальто в прихожей (во внутреннем кармане, он проверил, лежало завернутое в бумагу ребро). В разговоре намекнул знакомым, что обладает уникальной вещью. Они заинтересовались. Иванов вышел в прихожую, полез в карман и обомлел: ребра не было! Малышкин вскоре скоропостижно скончался. Лидин тяжко маялся, худо пришлось и Аракчееву. Каждую ночь он видел во сне, что сапоги оживают и начинают душить его. Перепуганный комсомолец позвонил Лидину и спросил, что же ему делать? «Похорони-ка ты эти сапоги рядом с могилой хозяина», – ответил тот.

Аракчеев так и поступил. Далеко не все верят в жуткие истории, связанные с могилой Гоголя. Многие считают, что единственный источник всех страшноватых историй о перезахоронении Гоголя – буйная фантазия все того же Владимира Лидина.

«Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»

Директор музея Гоголя в Москве признается, что для нее до сих пор остается загадкой, почему документы, хранящиеся в архивах и относящиеся к перезахоронению, содержат в себе очень мало конкретных деталей. Существует даже предположение, что перезахоронения не было вовсе. Якобы, когда убрали надгробие, гроба уже не было, потому что из-за подземных вод он «ушел». Скорее всего, это легенда, как и все остальное. (Может, потому и нет деталей, что они не очень красят участников перезахоронения, ворующих из гроба)

На Новодевичье вместе с останками перенесли и камень с могилы, который после смерти Гоголя привез из Крыма Аксаков. А в 1952 году на могиле Гоголя установили белый мраморный бюст работы скульптора Томского с надписью: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза».

Несколько лет назад была в Москве, пошла на Новодевичье – там, где могилы Чехова, Маяковского, Гоголя. И не увидела знакомого белого бюста. Вместо него – большой золоченый крест. Оказывается, какие-то деятели культуры перестроечного розлива озаботились тем, что Гоголь якобы когда-то высказал желание, чтобы ему не ставили памятник, и поэтому бюст перенесли в музей Гоголя, а на могиле установили этот крест.

А с камнем, который первоначально стоял на могиле Гоголя, произошла еще одна почти мистическая история. Он долго лежал в мастерских кладбища в какой-то яме, пока его не увидела вдова писателя Михаила Булгакова. Она выкупила этот камень, чтобы водрузить его на могиле мужа. Говорила, что Гоголь был любимым писателем Булгакова, что он несколько раз ему «являлся» и что это как раз то, что нужно для могилы автора «Мастера и Маргариты». Поклонники оценили – ведь Булгаков тоже писал про всякую «чертовщину». В Москве говорили, что камень Гоголя накрыл прах Булгакова.

Нам Гоголь дорог, как гениальный писатель, как автор «Тараса Бульбы», как человек, любивший Россию, русский язык и всегда подчеркивавший, что русские и малороссы – один народ. За многогранность его таланта. Точно так же, как многие ищут в Гоголе мистика, его можно назвать реалистом, романтиком, проповедником, западником и русофилом одновременно. Гоголю все можно простить уже только за его любовь к Пушкину. Сам он терпеть не мог людей, которые не признавали гений поэта.

Это далеко не все, что удивляет в жизни и творчестве великого писателя.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top