Голос вечности

9 августа 2018
0
70

Традиционно в Казахстане проходит конкурс мастеров по изготовлению домбры. Представляют десятки работ. Главная цель – не просто популяризация национального музыкального наследия. Специалисты ратуют за сохранение секретов самих мастеров. К сожалению, ремесло изготовления домбры становится редким, но в Уральске есть свои самородки. Один из лучших Едиге Набиев. Он рассказал, как воссоздаётся достояние казахского народа.

Таких мастерских как у него, в области по пальцам пересчитать, тем ценнее опыт народных умельцев. Изготовлением домбры он занимается больше 40 лет.

Сначала вместе с отцом восстанавливал разбитые музыкальные инструменты. Потом решил попробовать сделать своими руками. Получилось. Вместо красного дерева – обычные метровые линейки-рейшины. Признается, работа получилась грубая, но инструмент до сих пор жив и звучит, хотя ему 42 года.

Он с удовольствием показывает в мобильном телефоне фрагменты выступлений с его участием в концертном зале «Астана Опера». Солирует под сопровождение главного республиканского оркестра имени Курмангазы.

Хотя признается: нотной грамоте не учился, музыку подбирает на слух.

– Инструмент создавать или даже ремонтировать нелегко. Его обязательно нужно чувствовать, чтобы он ответил, отозвался на касание ваших рук, – объясняет мастер, поглаживая плавные формы инструмента.

Много еще секретов, известных только самому мастеру.

Одну и ту же деталь каждый отработает по-своему. Поэтому и инструменты звучат абсолютно по-разному.

На изготовление одной домбры уходит до месяца. Ее составляющие мастерят из разных пород – кудрявый клен, ель, сосна, африканский палисандр, красное дерево. От выбранного материала в итоге зависит конечная цена. Хороший инструмент может стоить от 200 тысяч тенге.

– Раньше на весь аул у нас была одна домбра, но ни свадьба, ни просто вечеринка не обходились без нее. От такой загруженности инструмент часто ломался, ведь играли на ней все взрослые. Детям не разрешалось трогать. И я, чтобы иметь возможность прикоснуться к инструменту, научился ее ремонтировать, – рассказывает мастер. – Играть нас никто не учил – сами ловили звуки, вслушивались в ее голос. Старались запомнить.

А однажды решил смастерить инструмент сам. Получилось очень даже неплохо, хотя никаких секретов я тогда не знал, да и не учил меня этому никто.

Сначала это было просто хобби: если кто-то попросит, мог за два-три месяца сделать. А потом стало делом жизни.

Сейчас в его мастерской больше 10 новых инструментов ждут своих хозяев – подростковые, детские, девичьи и так далее. Для каждого профессионального или будущего музыканта то, что ему нужно. Инструменты приносят и на реставрацию.

Ученые утверждают, хорошая домбра может прослужить до сотни лет. Прототип нынешней домбры появился более четырех тысяч лет назад. Инструментом пользовались еще сакские и гунские племена. Для казахского народа домбра – настоящая реликвия. Она почитается не одно столетие. На ней виртуозно играли любимцы кочевников – кюйши.

Существует несколько десятков видов домбры. Недавно появилась и электронная. На ней также можно исполнять кюи, терме. Но звучание натуральной домбры, безусловно, лучше и ценнее. В этом и заключается суть республиканских конкурсов создателей инструментов – в сохранении и пропаганде самого ремесла изготовления национального достояния. Участвуют до ста мастеров. Жюри называет имена лучших. Едиге два раза входил в тройку лидеров. Девять самых красивых и благозвучных домбр остаются в фонде музея народных музыкальных инструментов.

Едиге всю свою жизнь занимается изготовлением домбры и этим вполне счастлив. Хотя основная его работа была связана со спортом. Он даже тренировал национальную сборную, готовившуюся к олимпийским играм, а также к другим всесоюзным спортивным соревнованиям.

Но все же признается, домбра на особом счету, в ней душа народа, а значит и его тоже.

– Чтобы она ожила, нужна любовь, – признается мастер. – Сделать это очень даже непросто. Важно, чтобы инструмент смеялся и грустил, плакал. Сейчас многие мастера могут передать красивую форму. Домбра будет блестеть, но не будет рассказывать.

Звук своей домбры он узнает из сотни, хотя каждая, как и положено, у него индивидуальна.

Он снова берет в руки инструмент, который словно прислушивается к родным рукам, давшим ему жизнь, а потом начинает говорить.

Домбристы порой месяцами ждут, когда мастер выполнит заказ. Но не торопят, понимают, что это долгий и кропотливый процесс. Именно с его домбрами многие музыканты выигрывают всевозможные состязания. Да и сам Едиге Набиев неоднократный лауреат республиканских конкурсов.

– Современная домбра резко отличается от той, на какой играли наши отцы и деды. Раньше казахи на западе страны домбру делали из березы, дуба и сосны. Сейчас инструменты из местного материала не ценятся. Да и звучание у них совсем другое, – отмечает Едиге. – Потому что раньше струны были натуральные, из овечьей или козьей кишки, к тому же никакие резонаторы не ставились, «играла» вся крышка. Нынче звучание домбры другое, струны натягиваются до самой высокой ноты – соль, чтобы инструмент мог играть в оркестре.

Современные музыканты ценят инструменты, сделанные из красного и черного дерева, палисандра. Но они не растут в Казахстане, приходится искать поставщиков за границей. А здесь, в Уральске, мастер ищет нужный материал… при разборке старых домов. В некоторых сохранились балки из многолетней березы или дуба, пригодные для изготовления инструментов.

Домбра у казахов во все времена была неотъемлемым атрибутом семейного очага, особенно людей знатных, богатых, которые могли позволить себе такую роскошь. Сейчас, когда мы возвращаемся к истокам, интерес к домбре очень высок.

– Уральские бизнесмены не особенно тратятся, – отмечает Едиге Набиев. – А вот в других регионах иногда идет своеобразное состязание среди состоятельных людей. Они готовы выложить любую сумму ради того, чтобы их домбра была лучше, чем у соседа!

Жаль только, сетует мастер, что нет хороших учеников, которым можно было бы передать свое искусство.


Несколько фактов о домбре

Прототип домбры уходит в глубокую древность. В Алматинской области найдены наскальные рисунки с изображением пляшущих человечков, а также инструмента, похожего на современную домбру. Рисунки относятся к эпохе неолита. Таким образом, домбра действительно имеет почти 4-тысячелетнее прошлое!

Известный ученый Аль-Фараби подчеркивал, что музыка является не просто развлечением, но особым способом общения, а также средством для воспитания души, начиная с детского возраста. Аль-Фараби сам владел несколькими музыкальными инструментами, среди которых была и домбра.

Вышел фильм об Амре Кашаубаеве, известном казахском и советском певце, музыканте. Ему удалось покорить требовательную европейскую публику своим мощным голосом, природным талантом, а также удивительным звучанием экзотического музыкального инструмента – домбры.

Казахстанский писатель Кадыр Мырза Али сказал: «Нағыз қазақ қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра» – «Истинный казах не сам казах, а его домбра».

Домбра попала в Книгу рекордов Гиннесса. В установлении рекорда участвовало более десяти тысяч человек. Они вместе исполнили казахский кюй «Кеңес». Примечательно, что это событие произошло в Китае. Так хранится и передается казахская национальная культура и традиции за рубежом.


Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top