Голос из прошлого

12 марта 2020
0
1924

В областной филармонии имени Г. Курмангалиева прошел необычный мастер-класс – обучение игре на древнем музыкальном инструменте жетыген. Урок посетила и преподаватель Таскалинской музыкальной школы Айгуль Канатгалиевна Габдуллина. Она домбристка, но профессионально освоить жетыген мечтает давно.

– По форме он похож на гусли или лежачую арфу, – объясняет она. – Отличается мягким певучим звучанием. На нем играли наши предки. Существует несколько версий происхождения его названия. Первый – слово «жетыген» состоит из двух основ: жеты (семь) и аган, т.е. «семь поющих струн» или «семь песен». Также можно считать, что название происходит от древнетюркского слова «жатаккан», что может переводиться как «лежачий».

В древности он был семиструнный. Сейчас их у него 32. Но при этом он очень прост. Мастера его
выдалбливали из цельного куска дерева, закрывали декой и сверху натягивали струны из конского волоса. Скорее всего, когда-то он был и короче современной версии.

Знакомство с инструментом у Айгуль Канатгалиевны состоялось много лет назад. Скорее всего оно было случайным. Она родом из села Чапаево. Там окончила музыкальную школу, класс домбры. Директор посоветовал выпускнице поступить в музыкальный колледж. Затем она продолжила учебу в ЗКГУ. В то время в университете был создан ансамбль «Бапас», руководителем которого являлся Еркин Нурымбетов. Именно тогда Айгуль впервые взяла в руки инструмент.

– Честно говоря, очень волновалась, ведь на нем никогда не играла. А тут еще столько струн. Но в итоге положила на колени и провела по ним пальцами. Он словно вдруг проснулся и подал голос, его ни с чем не сравнить, он особенный.

Как и у любого старинного инструмента, у жетыгена есть своя легенда, о которой музыканты знают.

В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Однажды холодной зимой из-за джута люди остались без еды, и в доме старика поселилось горе. Смерть одного за другим унесла всех сыновей. После утраты старшего сына Кании убитый горем старик выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и поставив под нее подставку, исполнил кюй «Карагым» («Родной мой»), после смерти второго сына Тореалыма старый отец натягивает вторую струну и импровизирует кюй «Канат сынар» («Разбитое крыло»), третьему сыну Жайкелды он слагает кюй «Кумарым» («Любимый мой»); четвертому – Бекену посвящается кюй «От сонер» («Погасшее пламя»), пятому сыну Хауасу сочиняет «Бакыт кошти» («Утерянное счастье»), шестому сыну Жулзару – «Кун тутылды» («Затмившееся солнце»). После кончины младшего сына Кияса старик натягивает седьмую струну и исполняет кюй «Жети баламнан айрылып куса болдым» («Горе от утраты семи сыновей»).

– Жетыген возродился благодаря трудам известного ученого, собирателя казахских музыкальных инструментов профессора Болата Сарыбаева, – рассказывает музыкант. – Он в процессе реконструирования определил, что на этом инструменте не было колков. Под струны с двух сторон ставились кости (асыки), путем передвижения которых и настраивался инструмент. Чтобы повысить высоту звука, асыки сближали и наоборот.

Айгуль Канатгалиевна имеет большой опыт работы. Преподавала музыку в Детской деревне «Жас даурен», а также в музыкальной школе № 3. Затем ушла в декретный отпуск. А в 2007 году переехала с семьей в поселок Таскала, где до сих пор преподает в музыкальной школе. Здесь ей во второй раз пришлось встретиться с древним инструментом.

– Я стала играть в ансамбле «Шежире», который создал Ермак Молдабеков. Когда он уехал в Уральск, коллектив возглавила руководитель музыкальной школы Маншук Самиева. Ее стараниями инструмент все-таки был куплен. Играть на нем предложили мне. Руководитель ансамбля сама писала ноты. Стоит отметить, что в нашем регионе только стали возрождать древние инструменты. В Алматы в консерватории есть класс жетыгена. Студенты обучаются 4 года.

Ансамбль «Шежире» был приглашен на ЭКСПО-2017. И там гости могли услышать голос из прошлого, жетыген привлек внимание.

В этот раз мастер-класс по игре на жетыгене провела Асылай Апенова, которая окончила алматинскую консерваторию, сейчас там же работает и преподает.

Древний жетыген не ушел в небытие, но возродился снова. Он видоизменялся, становился лучше, сохраняя в своих звуках дух кочевого народа.

Фото Ярослава Кулика и Айгуль Габдуллиной

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top