Где ты, добрый синий автобус?

8 января 2015
0
2031

У Булата Окуджавы есть хорошая песня про добрый синий троллейбус, в котором можно «уйти от беды, когда подступает отчаянье» и который подбирает всех, «потерпевших в ночи крушенье-крушенье». В этом автобусе добрые пассажиры-матросы и добрый экипаж – водитель и кондуктор. Они подождут, увидев спешащего пассажира,  и не захлопнут раньше времени  двери, если кто-то не успел выйти. Они не нагрубят и довезут туда, куда надо. 

У нас никогда не было троллейбусов, но были когда-то такие же добрые автобусы, которые ходили до позднего времени. Сегодня уже в девять часов вечера автобуса не дождешься. Но это еще полбеды, в конце концов, хоть с такси сейчас проблем нет. Проблема в другом – в отношении к пассажирам.

– Мало того, что кондукторы не объявляют остановок, они их еще называют неправильно, – возмущается директор музея Пугачева Гульбагира Атаньязова. – Есть остановка «Музей Пугачева», но кондукторы объявляют остановку по названию магазина – «Яик», хотя уже давно ее переименовали. Я сколько раз говорила об этом водителям и кондукторам – бесполезно. Наш музей часто посещают приезжие, мы по телефону объясняем им, как добраться, говорим, что есть такая остановка, а они потом не могут нас найти. А какие грязные салоны в этих автобусах, какие затертые, засаленные сиденья, поручни! Какие-то траурные занавески, будто это ритуальный транспорт, которые лезут в лицо и глаза пассажиров, сидящих у окон! Прежде чем поднимать стоимость проезда, сначала бы навели порядок в автобусах!

Нередко горожане жалуются в редакцию на грубость и бессердечие водителей и кондукторов автобуса. То ребенка, который деньги забыл или потерял, в мороз высадят вдали от школы и от дома, то ветерана обидят, требуя документального подтверждения его статуса, то кого-то дверью прихлопнут, то просто нагрубят.

– На одних остановках захлопывают двери, не дождавшись, когда войдешь, на других стоят по пятнадцать минут, неизвестно чего выжидая, – возмущаются пассажиры. – Некоторые водители останавливают автобус на проезжей части, не утруждая себя тем, чтобы подъехать к остановке. А некоторые водители развешивают на своем ветровом стекле разнообразные силиконовые сопли и какашки, которые, видимо, должны вызывать у пассажиров реальный рвотный рефлекс.

– Я теперь редко езжу на автобусах, – поделилась пенсионерка Валентина Мирошкина. – Решила однажды съездить на рынок, который на вокзале. Маршруты теперь все новые, как они ходят – не знаю. Сажусь на остановке «Улица Карева», спрашиваю у кондуктора 35-го маршрута: «До вокзала идет?». Отвечает: «Идет». Ну, я и зашла. Доезжаем до Гвардейской, автобус поворачивает. Пока опомнилась, он уже на «Омеге». Так и пришлось круги по городу давать. А ведь могла бы на «пятерке» прямо до рынка доехать. Кондуктору что, трудно было сказать, что автобус до вокзала не доезжает?

С похожей ситуацией столкнулась другая пенсионерка, рассчитывающая доехать до того же рынка на железнодорожном вокзале.

– Спрашиваю: «До вокзала идет?». Кондуктор отвечает: «Идет». А когда я уже зашла, и автобус тронулся, добавляет: «Идет до Вокзал-Уют». Какой еще вокзал-уют? Кафе, что ли? Она уверяет, что это такая остановка. Я, говорит, вам покажу, где вокзал, там близко. Я и без нее знаю, где вокзал, вот только идти от этого вокзал-уюта до базара целых два квартала. Вот никогда теперь в этот 35-й не сяду!

И когда наконец те, кто нас обслуживает, поймут, что стоимость проезда нескольких пассажиров не стоит потери репутации? Клиентов можно привлечь только культурой этого самого обслуживания. Бывают, конечно, приятные исключения, когда кондуктор приветливый и улыбчивый – позаботится о том, чтобы усадить беременную женщину или старика, не выгонит из салона безбилетных школьников, в самом деле, не развалится же автобус от того, что их довезет? В таком автобусе можно и до места доехать, и от беды уйти – как в том, окуджавском, добром синем троллейбусе.

На автобусах нынче ездит люд небогатый. Даже так называемый «средний класс» пересел уже на личные автомобили. Для клиентов автобусов и 60 тенге – деньги (как, видимо, для тех, кто их обслуживает). Но они не стоят обиды старого человека или ребенка, который в ответ на робкую просьбу довезти до школы, слышит злобное: «Много здесь вас таких…»

Хорошо бы учредить звание самого доброго и вежливого маршрута, автобуса, перевозчика. И по итогам года как-то отмечать победителей.

Пока же можно пожаловаться в сектор пассажирского транспорта ЖКХ города Уральска, который находится на улице Фрунзе, 127а, или по телефону: 50-04-02. А также можно обратиться непосредственно к перевозчикам, обслуживающим городские маршруты. Для этого нужно запомнить номер маршрута и автобуса. А если произошел неприятный инцидент, то дату и время. Хорошо бы фиксировать и положительные отзывы пассажиров касательно автобусного обслуживания.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top