Фронтовой удар «советского Голливуда»

27 сентября 2018
0
1014

Эта тема до сих пор находится вне поля зрения историков. О ней в многочисленных книгах и монографиях о Великой Отечественной войне если и говорится, то вскользь, скороговоркой. Напрасно! Ведь искусство кино тоже внесло свой вклад в Победу. В Алма-Ате в построенном перед войной Доме культуры размещался главный съёмочный павильон, в котором с 1941 года работают Пудовкин, Андреев, Целиковская… Именно здесь создавали свои лучшие роли Кадочников и Черкасов.

«Полуночное» кино

Хотя столицу Казахской ССР стали называть советским Голливудом, знаменитые фильмы, помогавшие людям верить в Победу, создавались отнюдь не в голливудских условиях. Хлебная норма работавшей на студии Елены Белоконь не отличалась от пайка немецкого военнопленного. Столько же хлеба получали и советские кинозвёзды, с которыми ей довелось встретиться в переполненной ранеными и беженцами Алма-Ате.

В одном из показанных по телеканалу «Рен ТВ» ко Дню Победы документальных фильмов Елена Белоконь вспоминает, что свет для кино давали только после полуночи. В другое время вся электроэнергия доставалась заводам, работавшим для фронта.

Вот что вспоминает в том же фильме художник-гримёр картин «Иван Грозный» и «Парень из нашего города» Раиса Оранышева:

«Шли эшелоны. Очень быстро разгружались и тут же начинались съёмки, три павильона больших, в которых шла работа, иногда использовали не по назначению. Вот фильм «Парень из нашего города», я смотрю – лестница, а под лестницей жили эвакуированные семьи, за занавеской. Так тоже бывало».

Фильмы, выпущенные после войны, навсегда останутся в истории кино, как и популярные боевые киносборники, вернувшие на экран любимых довоенных героев из «Чапаева» или «Юности Максима». В новых короткометражках они призывали на борьбу с врагом.

Звезда Эйзенштейна

И всё-таки главное достижение «советского Голливуда» в Алма-Ате, куда эвакуировалась киностудия «Мосфильм», – это историческая драма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», ставшая одним из самых значительных событий мирового кино.

Съёмки «Ивана Грозного» начались 1 февраля 1943 года. Правительство Казахской ССР предоставило группе Эйзенштейна недавно отстроенный в столице Дом культуры, зрительный зал и сцена которого служили в качестве кинопавильона. Руководство республики решило ряд бытовых и организационных вопросов, обеспечило кинематографистов всем необходимым для создания картины в двух сериях, требовавшей бесконечной смены громоздких строенных декораций и громадного количества костюмов – от богатых царских облачений до сотен кольчуг для пушкарей и латников.

Неожиданно выяснилось, что нет фанеры для постройки фандуса – щитов, из которых делают декорации. Сообразили, что растёт в Казахстане крупный кустарник – чий. Плетут из него маты, кладут на пол под кошмы. Когда начали делать декорации к фильму «Иван Грозный», то набивали на брусья маты из чия, а потом их штукатурили. Остаётся только поражаться, как умел Эйзенштейн при скромных возможностях военного времени создавать прекрасные декорации соборов и царских палат.

О дотошности и требовательности Сергея Эйзенштейна ходили легенды. Он не делал скидки ни на войну, ни на эвакуацию, ни на бедность реквизита. Даже известные актёры его побаивались.

Раиса Оранышева вспоминает, что приходил он на студию раньше всех. «Сначала всё обежит – он буквально бегал, так быстро ходил. Обежит все цеха, потом уже приходит смотреть, как гримируют Черкасова. У него уже готова была сцена, раскадровка… Он приходил на съёмочную площадку, не выдумывал, что и как снимать, он уже всё знал заранее!»

Игорь Мусский в своей книге «Сто великих отечественных кинофильмов» (Москва, «Вече», 2006 год) приводит слова исполнителя роли Ивана Грозного Николая Черкасова:

«Мужественный, величавый образ Ивана Грозного, бесстрашного в борьбе за высшие интересы государства, насыщенный сложным психологическим содержанием, поставленный в острые по своему драматизму положения, в ситуации подлинного трагического характера, с первых же дней работы над ролью поглотил всё моё внимание и силы» (стр. 153).

Как особо отмечает Игорь Мусский, актёрский состав подобрался необычайно сильный. Сам Эйзенштейн неоднократно говорил: «Я с бездарностями вообще не имею дела».

В «Иване Грозном» созданы прекрасные образы: зловещая Ефросинья Старицкая – актриса Серафима Бирман, прямодушный и бурный Колычев – Абрикосов, яро ненавидящий Пимен – Мгебров, фанатичный молодой Басманов – Кузнецов, безвольный Владимир Старицкий – Павел Кадочников. Лютым чувством ненависти к боярам живёт Фёдор Басманов – Бучма, очень колоритен Малюта Скуратов – Михаил Жаров… Сталин особо отметил Названова в роли Курбского. В эпизодической роли опричника снялся юный Георгий Вицин.

На съёмочной площадке режиссёр много экспериментировал, делал десятки вариантов одного кадра. Эйзенштейн понимал, что вторая серия острее, полемичнее политически, но сильнее драматургически, поэтому делал всё, чтобы сократить разрыв между выпуском двух серий до минимума.

Эйзенштейн делал режиссёрские разработки характеров действующих лиц и выстраивал линии поведения персонажей сразу для всего фильма. Ещё 31 марта 1942 года он записывает: «…дрался в парткоме 17 марта за выход обеих серий одновременно».

Накануне Нового, 1944 года в Алма-Ату прибыла комиссия Комитета по делам искусств. Она посмотрела отснятый материал по «Ивану Грозному» и одобрила его.

Фильм, точнее его первая серия (вторую Сталин забраковал из-за «неправильно показанных опричников и других ошибок»), получил международное признание. Вот что писал о нём Чарлз Чаплин:

«Фильм Эйзенштейна «Иван Грозный», который я увидел после Второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, и, на мой взгляд, это превосходнейший метод её трактовки».

Вторую серию так выпустить и не удалось: 11 февраля 1948 года Эйзенштейн умер от второго инфаркта миокарда. Николай Черкасов пытался организовать даже съёмки третьей серии, как того хотел сам режиссёр. В 1958-м окончательно решили оставить фильм таким, каким его оставил великий режиссёр, и увековечить таким образом память о нём.

Кадр из фильма «Иван Грозный»

«Оскар» Победы

Увековечили себя и 252 оператора советской военной кинохроники, рисковавшие своими жизнями под пулями врага. Они запечатлели военное лихолетье и подвиг советского народа от Баренцева до Чёрного моря. В боях погиб каждый пятый оператор. Именно фронтовая кинодокументалистика принесла отечественной кинематографии первый «Оскар». В 1942 году награды американской киноакадемии удостоился фильм режиссёров Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой».

В США в переполненных кинотеатрах он шёл под названием «Москва наносит ответный удар». Необычайный интерес американцев к фильму вполне объясним – в нём рассказывалось о первом поражении Гитлера после его стремительного и практически безнаказанного рейда по Европе. На торжественной церемонии вручения «Оскара» её участники наградили овацией советских документалистов и дипломатов, пришедших получать премию.

Этот первый «Оскар» доставил в Москву легендарный фронтовой кинооператор Владислав Микоша, добравшийся до Америки вместе с северными конвоями. Сегодня эта статуэтка не только за фильм, но и за героизм и мужество операторов, хранится в Московском музее кино.

А в тылу и на фронте с нетерпением ждали встреч с любимыми артистами и новыми фильмами. Киноконцерты, комедии, высмеивающие врага, и снятые в Алма-Ате фильмы, воспевающие героев, стали главными жанрами не только советского, но и немецкого кинематографа военной поры.

Хотя большинство картин связаны с войной, по обе стороны фронта они воспринимались как весточка из далёкой мирной жизни. И в этом смысле кино воюющих стран похоже одно на другое.

Немецкая киноиндустрия выпускала и пропагандистские «фильмы для русских». Однако постепенно «фабрика грёз Третьего рейха» уже ничего не могла поделать с резким упадком веры в гений фюрера и непобедимость германской армии. Между тем работавшие в тылу советские мастера кино, наш «Голливуд», своим искусством нанесли по противнику настоящий фронтовой удар.

Тема советского кино в годы войны, в особенности работа Алма-Атинской киностудии, заслуживает обстоятельного научного исследования. Хочется думать, что историки и искусствоведы Казахстана, России, других стран СНГ займутся этой темой, подробнее расскажут о тех, кто своим творчеством помогал людям верить в Великую Победу.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top