Фотография Вершкова

26 ноября 2020
0
1675

Александр Иванович Вершков – уникальное явление в истории уральской фотографии. Его фотографическое заведение просуществовало без малого сорок лет, создавая год за годом фотолетопись города. Первоклассный мастер своего дела, благодаря своему труду и неуемной энергии стал основателем творческой династии, продолжателем которой стал его сын Валериан.

А.И. Вершков родился в Оренбурге в 1846 году1, в мещанской семье. Рано лишился отца, мальчику было 12 лет, когда его не стало. Этот факт, очевидно, коренным образом повлиял на дальнейшую судьбу юноши. Нам неизвестно, чем занимался Александр до переезда в Уральск. Но скорей всего он был учеником у неизвестного нам оренбургского фотографа. Овладев основными знаниями и навыками в области фотографии, решился попробовать свои силы самостоятельно. Выбор пал на Уральск не случайно. Наш город в тот период времени (административный центр вновь образованной в 1868 году Уральской области) переживал невероятный экономический и культурный рост. Бурно развивалась торговля, общественная и деловая жизнь, притягивая, словно магнитом, талантливых и предприимчивых людей в столицу обширного степного края.

18 августа 1878 года оренбургский мещанин Александр Иванович Вершков берет разрешение в Уральском Войсковом правлении на открытие собственной фотографии в городе. Фотоателье располагалось в доме Осокина, о чем свидетельствует объявление, напечатанное в газете «Уральские Войсковые Ведомости», следующего содержания:

«Имею честь известить Уральскую публику, что в фотографии моей, помещающейся в доме г-на Осокина, продаются снятые с натуры виды встречи Уральской сотни, участвовавшей в Турецкой кампании».²

Где располагался дом г-на Осокина, выяснить пока не удалось. Через год с момента открытия, в начале августа 1879 го-да, фотографическое заведение А.И. Вершкова переведено в дом В.М. Кондрахина. Дом войскового архитектора и фотографа Василия Михайловича Кондрахина сохранился до наших дней. Представляет собой добротный кирпичный особняк, выполненный в классическом архитектурном стиле. Располагается на бывшей Никольской улице от угла Б. Михайловской (против реального училища).

В 1885 году фотосалон Вершкова начал прием посетителей в доме Кондрахиной, на Канцелярской улице. Этот адрес также не представляется возможным достоверно подтвердить. Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что собственного дома, в котором бы размещалось фотографическое ателье, у Александра Ивановича не было. Он довольствовался арендованными площадями.

Генерал-майор Василий Радионович Серов. Уральск, 1885 г.В коллекции музея «Старый Уральскъ» представлено значительное количество снимков салона Вершкова. Характерной особенностью фотографий периода 1880-х годов является их простота, статичность, отсутствие фонов. А.И. Вершков был прекрасным портретистом. Доказательством тому служит масса кабинет-портретов, хранящихся как в музейной коллекции, так и в домашних архивах уральцев. Групповой портрет хорунжего Уральского казачьего войска Павла Яковлевича Шелудякова (сидит в центре) в окружении урядников – самая ранняя датированная фотография Вершкова в Уральске. Надпись на обороте гласит: «30-го августа 1882 года. День производства урядниковъ. 2-ой взводъур. учебн. сотни: хорунжий Шелудяков П.Я. Взводн. Старш. ур. Киляковъ, Младш. ур. Суетинъ, Приказные Истоминъ, Любавинъ.»

*Кабинетный портрет – стиль фотографии, ставший общепринятым в портретной фотографии с 1870 года. Это были альбуминовые отпечатки, которые крепились на картонную основу размером 11х17 сантиметров. В начале 1860-х более мелкий стиль «визит-карт» и «кабинет-портрет» были одновременно популярны. Помимо увеличенного размера кабинетный портрет отличался большим количеством информации на лицевой и обратной сторонах картонного бланка. Кабинет-портрет был достаточно большим для того, чтобы можно запечатлеть помещение, кабинет или студию фотографа, откуда и пошло название формата.*

В конце XIX века фотографические услуги еще не общедоступны для широких слоев населения. Групповая фотография стоила 1 рубль 50 копеек, визитный портрет – те же полтора рубля за шесть штук, кабинетный – 4 рубля за те же полдюжины экземпляров. Заплатить такие деньги единовременно могли позволить себе лишь состоятельные граждане, городская аристократия и купечество.

Среди известных фотоснимков жителей Уральска девятнадцатого столетия, дошедших до наших дней и изготовленных в ателье А.И. Вершкова, безусловно являются портреты легендарного командира Иканской сотни генерал-майора В.Р. Серова, епископа Уральского и Оренбургского Виктора Лютикова, писателя и историка подъесаула Н.Г. Мякушина, чиновника Уральского уездного управления, статского советника Тихомирова Ф.И., архитектора, надворного советника Ивана Андреевича Теца.

Дом Кондрахина, в котором размещалось фотоателье А. Вершкова

Александр Иванович не ограничивался только салонными съемками. Он одним из первых освоил жанр событийной фотографии. Активно участвовал в художественной жизни города. В сентябре 1878 года вел съемку уже упоминавшейся в газетном объявлении встречи Уральской сотни, участвовавшей в Турецкой кампании. Снимал торжества во время пребывания Цесаревича Николая Александровича в Уральске в июле 1891 года: у Михайловского собора, при закладке храма Христа Спасителя, в Георгиевской роще, на скачках, на киргизском празднике и других, а также виды подарков, поднесенных Цесаревичу (альбом с этими снимками хранится в коллекции Российского государственного архива кинофотодокументов, г. Красногорск).

Создавал тематические альбомы, связанные с традиционными уральскими казачьими рыбными промыслами: плавенное рыболовство, багренье. В 1889 году запечатлел оставшихся в живых уральских казаков – участников легендарного Иканского боя в честь 25-летнего юбилея со дня события.

25 сентября 1905 года лучшие фотомастера старого Уральска: Вершков, Поляков и Онуфриев приняли участие в работе выставки лепных фигур и эскизов художника Н.Г. Калентьева, устроенной во дворе Коммерческого банка. Причем фотоателье Вершкова даже устроило распродажу снимков по 75 копеек за штуку, а увиденный корреспондентом «Уральца» один из снимков «найден весьма удачным».

К сожалению, ни одна из фотографий с выставки скульптур 1905 г. не сохранилась. На выставке экспонировались скульптуры казаков, предназначенные для установки на главном фасаде Банка.

Из личной коллекции Игоря Потемкина, г. МоскваСпециальная заметка в газете «Уральские войсковые ведомости» позволяет и нам, спустя столетие, посетить павильон во дворе банка. «Выставка помещается в небольшом деревянном здании, специально построенном для лепки этих больших фигур и затем несколько расширенного в длину для удобств посетителей выставки. На выставке всего 5 фигур. Посередине стоит прототип казака баграчея, в виде бюста, затем две статуэтки – старинного казака в соответствующем тому времени одеянии, в ергаке из жеребячьих шкур, старом треухе – шапке, со старинным фитильным кремнем в руках, с кривою (клыч) саблей и оригинальной старинной пороховницею на поясе. Другая фигура – современного казака – баграчея, в папахе, в обыкновенной теплушке, подшароваренного и с атрибутами рыболова подбагренником и петлею.

Обе фигуры, особенно вид статуэток, дышит жизненной правдой. Такою же правдою, несомненно, дышат и сами большие фигуры, лепленные для здания банка, но расстояния между выставленными фигурами так близко, что посетившая выставку публика с трудом ориентировалась в резкостях контуров, тем более, что высота фигур свыше 4 аршин, да и стоять они будут на высоте 2-го этажа банка, что, несомненно, рассчитано художником. Сравнивая эти две фигуры, видишь, что в отношении художественной правды художник принял во внимание первоначальный тип Яицкого казака, – этого беглого от всякой неправды и тягот будущего «ушкуйника», подвизавшегося сначала на кормилице Волге, а затем, после разгрома волжской вольницы стольником Мурашкиным, бросившимся спасать свои «животы».

Тип старого яицкого казака – именно великорусский тип, воспитанный горем, тип людей с непримиримою волей, привыкших к невзгодам и тяготам скитальческой судьбы…»

(Окончание следует)

Автор: Денис Алёхин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top