Флотский почерк

25 января 2018
0
489

В наступившем году исполняется 90 лет одному из старейших предприятий Уральска и Казахстана – судоремонтно-судостроительному заводу (ныне ТОО «Судоремонтный завод»). Это предприятие сыграло весомую роль в развитии судостроительной отрасли и транспортном освоении третьей по протяжённости реки Европы – Урала. Регулярное судоходство на ней открылось в 1925 году, когда в Уральске начало действовать Уральское Агентство Волжского госпароходства. По мере накопления водного транспорта назрела необходимость в строительстве судоремонтных мастерских. Наиболее удобным местом для стоянки и ремонта флота оказался Затон им. В. Чапаева. В 1928 году здесь были построены судоремонтные мастерские, контора, жилые бараки, столовая и клуб.

Важный этап

В июле 1931 года приказом Наркомата водного транспорта мастерские выделяются в самостоятельную единицу и переводятся на хозрасчёт.

С 1934 года здесь начинается строительство несамоходных барж грузоподъёмностью 50-100 тонн, а также брандвахт на 15-20 человек для изыскательских и выправительных партий. В 1935 году началось строительство металлических нефтеналивных барж грузоподъёмностью 80-100 тонн.

Все части приготовлялись на месте, а корпуса барж полностью делались из стали: при работах применялась электросварка. Производились также капитальный ремонт деревянных и металлических корпусов самоходных и несамоходных судов, замена судовых механизмов, реконструкция сухогрузных барж в нефтеналивные грузоподъёмностью 400 тонн.

С 1936 года мастерские приступили к постройке самоходных буксирных винтовых судов – газоходов типа «Шарпи» мощностью 54 л.с., с деревянными корпусами мощностью 108 л.с.

В качестве двигателей использовались двигатели внутреннего сгорания марки «ЧТЗ». На всех газоходах установили газогенераторные установки, в качестве топлива применялись дрова, а с 1945 года – полукокс.

Первым судном, работающим на полукоксе, стал газоход № 5. Активное участие в реализации этого проекта принимали Кинжегалий Джунусов, будущий директор судоремонтных мастерских, и Мансур Надыршин, впоследствии возглавивший в судоремонтных мастерских механический участок. Именно уральские речники одними из первых в СССР перевели газоходы на новый вид топлива.

В 1932-1939 годах завод имел цеха и участки: слесарно-механический, деревообделочный, котельный и литейный. Имелась электростанция. В 1937 году отремонтировано 74 судна, построено 3 газохода и 35 деревянных барж. Всего же с 1935 по 1939 годы сдано в эксплуатацию 8 газоходов. Работы проводились в основном вручную, часто при острой нехватке материалов.

В лихую годину

Вероломное нападение фашистской Германии прервало мирный созидательный труд советских людей. Около 100 речников Урала участвовали в сражениях на различных фронтах.

10 сентября 1941 года на станцию Уральск прибыл из Ленинграда эшелон эвакуированного оттуда завода им. К. Ворошилова – 35 вагонов с людьми и 194 единицами оборудования.

Потребность в электроэнергии для обеспечения работы завода составляла как минимум 500 кВт, а городская электростанция могла дать при работе на полную мощность только 400 кВт. Партийные и советские органы приняли ответственное и правильное решение о размещении большинства цехов завода в производственных корпусах мастерских Затона им.

В. Чапаева, где имелась местная электростанция мощностью 140 кВт, а также возможность дополнительного получения электро-энергии с мясокомбината.

В суровые годы войны в мастерских работали слесарный, токарно-фрезерный, судокорпусный, кузнечный и литейный участки. Не было ни одной военной весны, чтобы флот оставался неотремонтированным. Большой вклад в трудовые успехи предприятия внесли М. Шнейдерман, В. Чернояров, братья Г. и В. Киндеровы. В начале войны судоремонтные мастерские возглавлял Степан Башмачников, затем – Александр Барышников.

В ногу со временем

К началу 1950-х годов судоремонтные мастерские накопили основательный производственный опыт, постепенно превращаясь в современное предприятие, оснащённое всеми необходимыми устройствами и техникой. Это позволило речникам Урала начать планомерное перевооружение флота. В этом процессе Уральское речное пароходство шло в числе лидеров среди других водных бассейнов Советского Союза.

В 1941 и 1950 годах по проекту ТПКБ Цупромвода (1938) в мастерских построены пассажирские пароходы «Джамбул» и «Абай».

В 1953 году со стапелей судоремонтных мастерских сошёл буксирный газоход «Бакенщик», корпус которого был электросварной (длина – 22 м, ширина – 4,5 м, высота борта – 1,3 м, осадка – 0,6 м). В 1955 году судно переоборудуется в теплоход: на нём устанавливается тихоходный четырёхтактный бескомпрессорный дизель мощностью 80 л.с. (производство Ростокского дизельного завода, ГДР, 1958 год).

Увеличение объёмов перевозок, развитие путевого хозяйства требовали пополнения флота дноочистительными снарядами. С такой задачей уральские судостроители успешно справились. По проекту 531-111 Центрального конструкторского бюро Министерства речного флота РСФСР (1948 г.) в 1957, 1958 и 1960 годах были построены три карчекрана класса «Л» для удаления из русла карчей, топляков и камней.

В 1962 году судоремонтные мастерские реорганизуются в РЭБ флота – ремонтно-эксплуатационную базу флота имени В. Чапаева. Трудовые успехи предприятия во многом объясняются наличием сплочённого коллектива специалистов, душой болеющих за своё дело. Среди них – начальники техотдела Дмитрий Колесников и Николай Корецкий.

Колесников оставил свой след не только энергичной работой, но и внедрением новой технологии разбивки плаза при строительстве судов. Корецкий приехал в Уральск с Аральского моря, когда там начало умирать пароходство. Выпускник Николаевского кораблестроительного института, Корецкий проявил себя эрудированным, грамотным специалистом. Под его началом проводились работы по увеличению грузоподъёмности сухопутных барж, изменению конфигурации носа нефтеналивных барж с ложкообразного на санообразный.

Бригада судоремонтников под руководством В. Чижова, пятый справа. 1983 год

Особая биография была у инженера Франца Залесского, который после революции работал на КВЖД в Китае. После разгрома японской армии его, как и многих, направили в Казахстан. Опытный инженер пришёлся в пароходстве как нельзя кстати. Под его непосредственным руководством построили одну из первых в Уральске дизельных электростанций. Залесский воспитал немало специалистов, одним из которых был пятнадцатилетний паренёк Александр Хохлачёв, ставший впоследствии руководителем электроцеха.

Большим авторитетом и уважением пользовался фронтовик-танкист Виктор Стельмах. Опытнейший судокорпусник, он был бригадиром, прекрасным организатором. При его непосредственном участии строились 600- и 1000-тонные баржи.

Немалый вклад в трудовые успехи РЭБ внесли главные инженеры Анатолий Баятаков, Пётр Рассказов и Юрий Усов, заместитель директора Евгений Геффель, начальники планово-производственного отдела Сергей Уполовников и Ирина Ольшевская.

Во многом золотой век судостроения на Урале связан с именем Кинжегалия Джунусова, предшественником которого на должности директора был Михаил Шнейдерман.

Джунусов родился 23 марта 1917 года в ауле Караоба Бурлинского района. Свой трудовой путь начал в 1932 году, поступив в Уральское пароходство мотористом. Затем работал групповым механиком в Затоне им. В. Чапаева, механиком-наставником, линейным механиком пароходства. 15 февраля 1954 года он возглавил судоремонтные мастерские.

Совершенствуя производство и внедряя прогрессивные технологические процессы, РЭБ под руководством Кинжегалия Джунусова освоила выпуск 600- и 1000-тонных сухогрузных стальных барж. В посёлке Затона им. Чапаева развернули строительство социальных объектов. Десятки сборно-щитовых домов позволили уменьшить жилищный «голод» среди плавсостава и заводчан. Возведены также несколько многоэтажных кирпичных домов, баня, проложены асфальтированные дороги и тротуары, водопровод, центральное отопление. Проведено озеленение посёлка.

После ухода на пенсию К. Джунусова Уральский судо-ремонтно-судостроительный завод имени В.И. Чапаева возглавил Евгений Шукуров.

Он родился 26 ноября 1932 года в посёлке Лебедок Тайпакского района в крестьянской семье. В 1952-1962 годах работал в Уральских судоремонтных мастерских плотником, нормировщиком, старшим инспектором по кадрам.

Евгений Васильевич проявил себя талантливым организатором в самый ответственный для завода момент, когда здесь начали осваивать производство морских барж проекта 1736 грузоподъёмностью 500 тонн. На предприятие поступило 10 единиц сложного технологического оборудования общей стоимостью 700 000 полновесных советских рублей. Шукуров мобилизовал коллектив на оперативный монтаж, установку и внедрение в эксплуатацию нового оборудования.

Задание на завтра

В эпоху рыночных реформ, в 90-е годы, трудные и непривычные проблемы выживания и сохранения того, что было создано и наработано годами, пришлось решать директору СРСЗ им. Чапаева Александру Адылину.

После его ухода на другое место работы на заводе сменилось несколько руководителей, в том числе не имеющих отношения к речному флоту. Предприятие едва не отдало концы, пока его не возглавил опытнейший производственник, бывший капитан Уральского пароходства Владимир Самсонов. Рядом с ним самоотверженно трудятся легенда уральского судостроения судокорпусник Владимир Чижов, заместитель директора Николай Свитич, начальник КБ Тамара Сайгакова…

Завод возрождается. Здесь освоено производство земснарядов производительностью от 800 до 1800 кубометров по пульпе, предназначенных для добычи ПГС, зачистки рек и других водоёмов, что позволит решать природоохранные задачи. Предприятие строит насосные станции, паромы, ремонтирует флот.

В сентябре 2014 года по заказу акимата Атырауской области спущен на воду спроектированный заводчанами пассажирский теплоход типа «Фонтанка», пассажировместимостью 100 человек и осадкой 0,5 м. Заводчане приступают к строительству второго такого же судна. Предприятие имеет слип Г-150, позволяющий поднимать суда доковым весом до 1000 тонн. Персонал завода прекрасно знаком со спецификой Урало-Каспийского бассейна и готов реализовать любые проекты в этой области.

Вызывает удивление, что заказчиками продукции завода, за редким исключением, выступают другие регионы, в основном атыраусцы. Но ведь и нашей области нужны насосные станции, паромы и особенно пассажирский флот, в котором очень нуждаются дачники. Хочется думать, что в юбилейный год ситуация изменится.

Фото автора

Добавить комментарий

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top