Фильм на все времена

18 октября 2018
0
1199

Уральск. 1965 год. В кинотеатре «Урал» состоялось торжественное собрание работников профтехобразования, посвящённое 48-й годовщине Октябрьской революции. Меня привёл на собрание отец, Лев Кондратьевич. В конце показали знаменитый фильм братьев Васильевых «Чапаев», который довелось увидеть впервые. Это стало одним из самых ярких воспоминаний детства: имя легендарного начдива всегда на слуху, о нём писали книги, слагали песни, да и детвора в Чапаева тогда играла повсюду. История советского и, пожалуй, мирового кино тоже, не знает других примеров столь бурного, единодушного, всенародного успеха, который встретил фильм «Чапаев». В ленинградском кинотеатре «Сатурн» он шёл каждый день в течение двух лет!

Тайна псевдонима

Фильм с триумфом прошёл по киноэкранам десятков стран, завоевав высокое признание многих престижных кинофестивалей. Позже кинокритики напишут, что это чудо сложилось из многих чудес. И первое из них – сам герой Василий Иванович Чапаев, поднятый революцией из низов, народный командир, чьи подвиги описал его друг и боевой комиссар Дмитрий Фурманов. Новую жизнь его роману «Чапаев» дали молодые режиссёры «Ленфильма» Георгий и Сергей Васильевы – оба участники Гражданской войны, начинавшие свой путь в кино с монтажёров.

Сошлись однофамильцы не сразу. Сергей Дмитриевич вспоминал, что при первом знакомстве они «хотя и поспорили изрядно. Но понравились друг другу». За четыре года совместной работы коллеги настолько сработались и сроднились, что на режиссёрскую стезю в игровом кино вступили под общим именем – «братья Васильевы».

До «Чапаева» они сняли совместно три фильма. Популярный журнал «Советский экран» писал, что это стало братством по духу, жизненным целям, пути в искусстве. Сцены, поставленные Васильевыми самостоятельно (то случалось только тогда, когда кто-то из них болел или находился в отъезде), поражают родственностью манеры, стиля, художественного почерка.

Летом 1932 года сценарный отдел киностудии познакомил Васильевых со сценарием «Чапаев», написанным по одноимённой книге Дмитрия Фурманова его вдовой Анной Фурмановой при участии В. Трофимова. Характеры отдельных персонажей ей не удались. Фурманов становился олицетворением «ходячей морали», произносившим газетные передовицы, а Чапаев ему беспрекословно подчинялся.

У Васильевых состоялся крепкий разговор о том, что же делать дальше. Они заинтересовались источниками сценария – книгой Фурманова, его военными дневниками. Сам Фурманов в начале 1924 года специально переделал свой роман для кинематографа. Сценарий обнаружили в архиве писателя только в 1939 году.

До сих пор бытует представление, будто Васильевы снимали фильм «как придётся, уповая на внешние эффекты», «от фонаря»… Это не так.

«В титрах фильма «Чапаев» сказано, что сценарий написан «по материалам Д.А. Фурманова и А. Фурмановой». Но не только по ним, – писал киновед Игорь Мусский. – Осваивая тему, Васильевы углубились в изучение военных документов, исторической и мемуарной литературы, работали в архивах и Музее Чапаева, с фотографиями тех лет и сохранившимися реликвиями. Они связались с землячеством чапаевцев» (И. Мусский, «Сто великих отечественных кинофильмов», Москва, «Вече», 2006 год, стр. 75).

Консультировавший фильм бывший комбриг Чапаевской дивизии Иван Кутяков вспоминал, как режиссёры «мучили» расспросами сотни чапаевцев в Москве, Ленинграде, Саратове, Уральске и Лбищенске: беседовали не только с ними, но и с теми казаками, которые в те времена вместе с белыми вели вооружённую борьбу с Советской властью. Они общались и с оставшимися в живых очевидцами гибели Чапаева.

Интересовала Васильевых каждая деталь: как Чапаев сердился, как ругался, какой у него выговор – на «а» или на «о», пил ли он водку, курил и т.д.

Почти полгода Васильевы работали над сценарием. Игорь Мусский называет три его варианта, хотя некоторые другие авторы пишут о двух. Окончательная редакция создавалась на протяжении всего съёмочного периода.

Нужен народный герой

«Чапаев» начинался как скромная, рядовая постановка. Его планировали сделать немым. Однако Васильевы стали настойчиво «пробивать» звуковой вариант. Директор студии сначала даже отказывался читать его. В студийной многотиражке режиссёров обвинили в «ослаблении и игнорировании немого фронта», делячестве. Поддержали Васильевых художественный руководитель «Ленфильма» Адриан Пиотровский и некоторые другие работники студии. Фильм запустили в производство звуковым.

Кто будет исполнять главную роль? Интересно, что искать типаж Васильевы не хотели: мол, пусть актёр не будет похож на Чапаева в жизни, это не страшно. Страшно, если мы не поднимем этот образ до той степени убедительности, когда зритель безоговорочно поверит ему. Если удастся заставить зрителя поверить в Чапаева, наше дело выиграно…

Сначала на главную роль пригласили Николая Баталова. Игорь Мусский объясняет это стремлением постановщиков фильма раскрыть своего героя психологическими средствами. К тому же, Баталов – актёр мхатовской школы… Но он, перегруженный работой в театре, ответил отказом. Появилось ещё несколько кандидатов.

И тут Георгия Васильева осенило: почему бы не пригласить Бориса Бабочкина, которого он хорошо знал по студии «Молодые мастера»? Бабочкин привлёк молодого режиссёра недюжинным темпераментом, яркой эмоциональностью, броской актёрской подачей. Несмотря на молодость, Бабочкин уже имел солидный опыт работы в театрах Москвы и Ленинграда.

Поближе с Бабочкиным братья Васильевы познакомились на квартире актёра Н. Певцова, которому они хотели предложить роль полковника Бороздина. Там-то и читали поочерёдно сценарий фильма. Причём один из них даже напевал по ходу действия народные песни, намеченные ещё в литературном сценарии.

На Певцова и Бабочкина сценарий произвёл потрясающее впечатление. Певцов сказал, что в нашем киноискусстве, возможно, начинается новый этап. И добавил: «А роль Чапаева выписана так глубоко и выразительно, что иной актёр может всю жизнь ждать для себя такой роли, да так и не дождавшись, умереть».

Тут выяснилось, что Бабочкин вырос в тех же местах, где потом гремела слава Чапаева. Комсомольская юность привела Бориса на какое-то время в Политотдел 4-й армии Восточного фронта, куда входила 25-я Чапаевская дивизия. Правда, с самим комдивом он не знакомился.

«Столь яркое видение образа героя пленило и взволновало нас настолько, что мы тут же окончательно решили поручить эту роль Бабочкину», – вспоминали Васильевы.

Особая роль

В своей книге, изданной в 60-х годах прошлого века, Борис Бабочкин писал:

«Я пел те же песни, которые пел Чапаев, я знал тот же простой и колоритный язык, на котором тогда говорили, я умел сам носить папаху так, чтобы она неизвестно на чём держалась. Одним словом, мне не нужна была творческая командировка, перед тем, как начать работать над ролью».

Съёмочную группу Васильевы сформировали из людей одарённых, близких им по взглядам и стремлениям. С некоторыми из них братья сошлись ещё на постановке «Спящей красавицы» (сорежиссёр Ю. Музыкант, художник И. Махлис). С другими – оператором А. Сигаевым, композитором Р. Поповым, звукооператором А. Беккером – они сдружились настолько, что привлекали их к работе над своими последующими картинами.

Готовясь к съёмкам, Васильевы вместе с художником выезжали на места событий – в Уральск, Лбищенск, Заволжье. Сделанные там зарисовки пригодились для работы над эскизами художественного оформления картины.

А вот в производственном отношении экспедиция сложилась очень тяжело. Как нарочно, непрерывно лили дожди, солнце не показывалось неделями. Из 28-ми намеченных объектов удалось отснять лишь несколько мелких эпизодов и «дождливую» сцену отъезда Фурманова. Все натурные съёмки пришлось отложить до следующего лета.

(Окончание следует)

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top