Фильм на все времена

25 октября 2018
0
490

(Окончание. Начало в № 42)

Уральск. 1965 год. В кинотеатре «Урал» состоялось торжественное собрание работников профтехобразования, посвящённое 48-й годовщине Октябрьской революции. Меня привёл на собрание отец, Лев Кондратьевич. В конце показали знаменитый фильм братьев Васильевых «Чапаев», который довелось увидеть впервые. Это стало одним из самых ярких воспоминаний детства: имя легендарного начдива всегда на слуху, о нём писали книги, слагали песни, да и детвора в Чапаева тогда играла повсюду. История советского и, пожалуй, мирового кино тоже, не знает других примеров столь бурного, единодушного, всенародного успеха, который встретил фильм «Чапаев». В ленинградском кинотеатре «Сатурн» он шёл каждый день в течение двух лет!

Борис Бабочкин в роли Чапаева, Б. Блинов - Фурманов

Ещё на сценарном этапе братья Васильевы отказались от двух вариантов начала: проводы добровольцев на вокзале, сцена в теплушке, в которой отряд иваново-вознесенских ткачей едет к Чапаеву. Разработали третий вариант – довольно прозаическая встреча Чапаева и Фурманова в избе. Однако образ Чапаева, созданный Бабочкиным во время зимних съёмок в павильоне, потребовал иного решения. Как это часто бывает во время киносъёмок, рулоны отснятой плёнки полетели в корзину.

Появилось то, что потом зрители увидели в фильме: появление Чапаева на тройке, лихая атака, «купание» чапаевцев, знакомство Петьки и Анки. Заменили исполнителя роли Петьки. На неё Васильевы пригласили Леонида Кмита, артиста огромного природного обаяния, и это очень обогатило фильм.

Дружное созвездие

Возникла идея пригласить в фильм актёров известных. Это может оказаться плюсом, а может и минусом. Нередко кинозвёзды и в Союзе и за рубежом (например, М. Монро во время работы над картиной «В джазе только девушки») показывали свой характер, что грозило сорвать съёмки. Не получится ли так с «Чапаевым»? Удастся ли добиться слитности актёрского ансамбля?

На съёмки пригласили актёров самых разных, в том числе очень известных. Судите сами. Заслуженный артист республики, корифей академических театров Илларион Певцов (полковник Бороздин) и талантливый самородок-печник из города Ромны Степан Шкурат (казак Потапов), пришедший в кино из художественной самодеятельности.

Видные театральные актёры – Николай Симонов, Борис Чирков, заслуженный артист республики Н. Ростовцев – и артисты кино, уже обладавшие большим опытом – В. Мясникова, Л. Кмит, Г. Назаренко, Э. Галь. Наконец артисты ТЮЗа Б. Блинов, В. Волков и – внимание! – Г. Жжёнов (так в титрах!) Вскользь упоминает его и киновед Игорь Мусский в книге «Актёры советского кино» (Москва «Вече», 2006 год).

Однофамилец известного советского актёра? Нет. Это тот самый Георгий Жжёнов, снимавшийся в фильмах «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Планета бурь» по одноимённой повести А. Казанцева, «Экипаж» (1979 год, первый фильм, не путать с нынешним «Экипажем»!) … Дело в том, что в 1930-м году житель Ленинграда Жжёнов закончил школу с физико-математическим уклоном и поступил на акробатическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума. В «Чапаеве» тогда ещё юный актёр снялся в эпизоде с Чапаевым.

Васильевы быстро нашли со столь разнородным актёрским составом общий язык, сплотили его идеей снять добротный, в чём-то новаторский фильм о народном герое.

Для миллионов зрителей облик Чапаева настолько прочно отождествился с образом, созданным Борисом Бабочкиным, что другого Чапаева они уже не представляли.

«…Мы пришли к познанию действительной, реальной правды этого человека, – отмечали Васильевы. – Оттолкнувшись от фотографирования, отказавшись от биографичности, мы ходом всего художественного процесса пришли к тому, что в наиболее полном объёме удалось воссоздать действительный облик Чапаева. Его сын и дочь, смотревшие картину, признают его за отца – в этом вся соль» – пишет Игорь Мусский в названной книге (стр. 79).

Режиссёры лукавят? Ведь немало историков другого мнения: Чапаев вовсе не отличался столь наигранным и «несолидным» поведением, особенно в сцене ссоры с Фурмановым («Зачем же табуретки ломать?!»). Как сказать. Довелось беседовать с некоторыми старожилами Уральска, родственники которых видели Чапаева, в том числе во время его пребывания в Уральске. Говорят, что начдив якобы допускал вольности в одежде, не отличался военной выправкой (!) и вёл себя примерно так, как показано в фильме. А вот что далее вспоминают Васильевы:

«Сначала сын Чапаева как бы обиделся, сказав нам: «Отец был щёголем и красивым, а Бабочкин не щёголь и не красив». Но когда он посмотрел всю картину, он сказал: «Да, это мой отец». В этом весь интерес и вся сложность построения образа в кино, и в этом отношении мы, как нам кажется, нащупали правильный выход».

Никто не дёргал Васильевых, не требовал показывать отснятый материал. Они работали увлечённо, забывая обо всём вокруг. Если спорили, то только с Бабочкиным.

Петька – отличный семьянин

Всё-таки следует признать: образы основных героев, взятых из книги Д. Фурманова, сценаристы переосмыслили и изменили довольно сильно. По существу, они написаны Васильевыми заново.

В фильме образ комиссара дан не таким, как в книге автобиографический образ Фёдора Клычкова, а скорее таким, каким Фурманов стал уже к концу Гражданской войны, пройдя школу нескольких фронтов. Роль комиссара исполнил Б. Блинов.

Дмитрий Фурманов лишь вскользь упоминает о «чумазом галчонке»», расторопном и вездесущем Петьке Исаеве. Приводит его рассказ о том, как он бежал от белых из плена и описывает героическую гибель ординарца. Отталкиваясь от этих скупых строк, взяв в них главное – преданность юноши революционному делу и своему командиру, Васильевы заново написали роль ординарца, насыщенную диалогами, активным действием. Без Петьки трудно представить фильм.

На роль Анки-пулемётчицы режиссёры без проб пригласили Варвару Мясникову, снявшуюся до этого в картинах «Спящая красавица» и «Личное дело». В книге Фурманова Анки нет, зато в фильме она вышла на первый план. Васильевы вспомнили случай, когда санитарка Чапаевской дивизии Мария Попова в бою подползла к раненому старику-пулемётчику, хотела дотащить его до лазарета, а он ей приказал стрелять из пулемёта, помогая здоровой рукой.

Анкой в фильме её назвали в честь жены Фурманова Анны Николаевны. На самом деле никаких близких отношений Мария с Петром не имела. Настоящий Петька повсюду возил за собой жену с детьми и слыл образцовым семьянином. Так что по поводу известных сцен из анекдотов «про Чапаева и Петьку» впору только посмеяться…

Шагом марш в ногу…

Гибель Чапаева снимали на Волге, а не на реке Белой, как принято считать. По сценарию Чапаев погибал в бурной реке. Но потом решили не создавать ощущения, будто начдива губит стихия.

Съёмки этой сцены оказались для актёра сложными и драматичными. Снимали весной, вода в Волге ледяная. Дублей сделали много, и Бабочкин согревался водкой. Простуда актёра миновала, но от вынужденных возлияний у него открылась страшная язва, мучившая его до конца жизни.

И вот смонтированного и озвученного «Чапаева» показали руководству Главного управления кинематографии. Начальник Главка Б. Шумяцкий предложил исключить из фильма всю сцену отражения «психической атаки» каппелевцев. По его мнению, эта сцена «героизировала» белое офицерство. Согласиться с этим, изъять одну из лучших в фильме сцен авторы не могли.

Присутствовавшие на просмотре К. Ворошилов и С. Будённый быстро поставили чиновника на место. Они дали высокую оценку сцене «психической атаки», что позволило сохранить в фильме эту важнейшую для него сцену.

Братья Васильевы

Сила традиций

Премьера фильма состоялась 5 ноября 1934 года в кинотеатре «Титан». Такого история мирового кино не знала! Очевидцы вспоминают, что когда фильм кончился, потрясённая публика не встала с мест. «Товарищи, всё… – объявил директор кинотеатра. – Но среди нас находятся исполнители главных ролей товарищи Бабочкин, Кмит, Мясникова… попрошу их показаться…»

Когда актёры появились перед зрителями, зал в едином порыве встал. Тогда привычки вставать и приветствовать кого бы то ни было стоя вообще не знали, и тут разразились овации.

Люди аплодировали и плакали.

В газетах появились восторженные отзывы писателей, учёных, военных и политических деятелей. Кинотеатры осаждали толпы людей, на «Чапаева» шли целыми заводами, воинскими частями, колхозами, школами. По улицам шли колонны с оркестрами, неся плакаты и транспаранты: «Мы идём смотреть «Чапаева»!»

Во многих городах сеансы проводились круглосуточно, копий картины не хватало, их срочно допечатывали. Только за первый год фильм посмотрели свыше 30 миллионов зрителей.

Авторитетное жюри Московского международного фестиваля присудило первую премию киностудии «Ленфильм» «за создание исключительно высокохудожественного фильма «Чапаев», а также фильмов «Юность Максима» и «Крестьяне».

Начался триумфальный показ «Чапаева» по всему миру. В нью-йоркском кинотеатре «Камео» картина показывалась в течение трёх месяцев. Корпорация американских кинокритиков, настороженно относившаяся к советскому кино, назвала «Чапаева» в числе десяти лучших зарубежных фильмов 1935 года. В 1937 году картина удостоена приза Парижской международной выставки. Прошёл он в Испании и других европейских странах.

Мальчишки приходили в кинотеатры и спрашивали: «У вас – «Чапаев»? «Чапаев». «Тонет?». «Тонет». «Значит, это не здесь. Пошли, ребята. Есть где-то такое кино, где он не тонет…».

И Чапай выплыл. В самом высоком смысле, как народный герой. В первые дни Великой Отечественной войны начали выпускать боевые киносборники. В агитационном фильме «Чапаев с нами» раненый начдив плывёт по Уралу, а на другом берегу ждут его бойцы 1941 года: танкист, лётчик и пехотинец. От них слышит Чапаев, что фашистская Германия напала на Советский Союз. Вскочил Чапай на коня и полетел вместе с красными частями громить ненавистного врага…

По силе воздействия на зрителей и поразительно удачному воплощению образа народного героя, защитника фильм братьев Васильевых не имеет аналогов. Рискну высказать такую мысль. Сумасшедший успех героической кинотрилогии режиссёра-постановщика Т. Кеосаяна «Неуловимые мстители», «Новые приключения неуловимых», «Корона Российской империи» – это прямое продолжение традиций фильма Васильевых «Чапаев»!

Мой друг детства Саша Ивасёв девять раз посмотрел в кинотеатре «Неуловимых», как в своё время смотрел «Чапаева» его отец. Так что «Чапаев» с его традициями – это фильм на все времена.

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top