Фильм! Фильм! Фильм!

27 декабря 2018
0
1170

Вы не поверите, но для того, чтобы снимать кино, много не надо. Нужно лишь желание, хорошая камера и идея. Хотя нет, еще – команда настроенных на творческий процесс людей.

«Мотор! Камера! Начали!» Одна из сцен снимается на крыше высотки. За спиной главного героя красивый закат: озаренное нежно-розовое небо. Чтобы получить нужную картинку уходящего солнца, съемочная группа прождала несколько томительных часов. Режиссер Идрис Галимуллин и его команда не раскрывают содержание, держат интригу. Говорят, чтобы понять в чем суть, нужно посмотреть фильм.

Никто из участников съемочного процесса к миру большого кино отношения не имеет. Сценаристы, операторы и гримеры в обычной жизни – студенты, преподаватели, спортсмены. Идрис сам юрист, занимается практикой. Но кино отдает большую часть свободного времени.
К тому же труды любителя-кинематографиста не пропадают даром – он нашел своего зрителя. О своем творчестве рассказывает воодушевленно, горящие глаза молодого человека выдают, насколько ему дорога каждая работа.

– Не сразу все получалось, опыта не было, – объясняет Идрис. – Я сейчас говорю о первой нашей работе. Мало того, что фильм затянут, так еще из-за неполадок проектора пришлось заново ставить просмотр. Залу это, естественно, не понравилось, а часть зрителей возмутилась, требовала деньги вернуть. Правда, потом интересовались, будет ли продолжение. Я как отрезал: нужно было досмотреть. Сейчас, конечно, таких промахов не делаем, но в любом деле, особенно если это искусство, бывает всякое. Никогда не угадаешь, что именно зацепит, а что вызовет зевоту. А критику я воспринимаю абсолютно адекватно, как без нее? Даже самых великих высмеивали, а мы лишь любители.

В его «послужном» списке сейчас несколько работ – «Хочу тепла», «Милиндзья», «Реальность». В каждой автор делает упор на социальные проблемы молодежи. Задает вопросы, а вот ответ зритель должен найти сам.

Свободного времени немного. Разбирается в гражданских делах, чаще в отношениях между супругами. Но и это ему очень помогает в творчестве.

– Вот они, жизненные истории и образы, – говорит он. – И придумывать ничего не надо. Тут все: любовь, ненависть, подлость, благородство. И если бы я сам не сталкивался с этим, подумал, что в жизни такое невозможно.

Съемки – процесс дорогостоящий, но Идрис не стал искать продюсеров и жаловаться на отсутствие денег, обходится минимальными затратами. Снимают чаще у кого-то дома, на улице. Никаких студий и павильонов, денег на это лишних нет, тратят свои кровные. И если по сценарию главного героя, к примеру, ранят, то алой краской заливают рубашку этого самого героя. А что делать, разводит руками режиссер, искусство требует жертв. Так что снимать кино на голом энтузиазме, режиссеру и его соратникам не привыкать. Они увлеченно занимаются процессом, несмотря на скромный бюджет и то, что основная съемочная площадка – улицы родного Уральска. Идриса даже не расстраивает, что он сам себе режиссер, сценарист и монтажер. А в кадре и за кадром дебютанты – знакомые и друзья режиссера.

– У нас нет профессионального гримера, дорогой косметики, – рассказывает он. – И был случай, когда у парней от тонального крема случилась аллергия, лицо покрылось сыпью. Пришлось ждать месяц, пока это все уйдет. А девушкам хоть бы что: они привычные.

Аман Батинов ведущий актер. Он уже снялся в нескольких фильмах Идриса. По профессии переводчик с английского, с интересом вживается в каждую новую роль. Признается, актерство дело непростое, иногда мешает личное отношение к герою, которого он недолюбливает. Приходится самого себя пересиливать.

– В жизни я обычный, а мой герой в кино может быть отъявленным мерзавцем, каких я сам не уважаю. Ну точно бы не подталкивал свою девушку избавиться от своего же ребенка. А этому хоть бы что, – возмущается Аман. – А бывает наоборот, играю романтика, спешащего на свидание с белой розой в руке, который до этого с собой разговаривал перед зеркалом и убеждал, что он отличный парень. Смешно, но ведь в жизни встречаются и такие персонажи.

В будущем молодой человек не исключает поступления на актерский факультет, уж очень затягивает его это действо. Возможность проживать чужие жизни, быть кем угодно, неважно кем – Винни-Пухом, благородным рыцарем или тем же мерзавцем, главное – кураж.

Рабочий момент: строгий голос режиссера, актеры, как положено, послушны и исполнительны. Сейчас они единое целое и все делают, как скажет главный. Никаких обид и претензий к его тону, важно, чтобы все получилось.

Два года подряд в городе проходит кинофестиваль молодых режиссеров. Участниками его становятся и студенты факультета «Академия кино и телевидения». Некоторые фильмы Идриса также включены в программу. С профессиональным форматом продукт уральцев не сравнить, говорят специалисты, но видно, что ребята стараются. К слову, они обожают спецэффекты и вовсю используют компьютерную графику. Поэтому среди прочих жанров – ужасы и фантастика. Трейлеры уже готовы, они должны зацепить новых ценителей захватывающего кино.

Аманат Рзагалиев – учитель музыки, но по профессии не работает. Имеет свою видеостудию. Зарабатывает тем, что снимает музыкальные клипы, рекламные ролики, документальное кино. Опыта у него больше, чем у Идриса: успел поучаствовать в работе киностудий Алматы. В том числе с известным казахстанским режиссером, продюсером Аскаром Узакпаевым, снявшим любимый молодежный сериал «Вузеры», с Аскаром Бисембиным, сценаристом этого же сериала и режиссером фильмов «Свадьба на троих», «Замуж в 30».

Интересных людей, связанных с кино, нашел через интернет. Общение постепенно переросло в дружбу. Решив попробовать силы, уехал в Алматы, где работал в маленьких киностудиях, затем в крупных – оператором, монтажером, декоратором.

– Вообще фильм можно снять и в одиночку, но рекомендуемая минимальная команда – это 4-5 человек. Режиссёр может быть и актёром, и оператором, и сценаристом, и звукооператором, и кем угодно, но лучше всё-таки эти роли распределять между разными людьми, – объясняет Аманат. – Во многом качество картины зависит от работы оператора, потому что снимать тоже нужно уметь, если только нет желания делать фильм жанра «любительская съёмка», хотя такие кинокартины тоже существуют и некоторые из них успешны. С развитием техники, технологий задача режиссёра и съёмочной группы упрощается, сегодня уже практически на мобильный телефон реально снять то, что ещё 5-10 лет назад снималось только на дорогостоящую аппаратуру. То, что нельзя снять, можно обработать не на самом мощном компьютере, для этого написаны специальные программы. Но согласитесь, что зритель больше начинает ценить посыл фильма, а не обилие спецэффектов и эффектных съёмок вообще. Нужна глубина, скрытый смысл, заставляющий думать, а не только шумные взрывы и что-то яркое на экране. Но к сожалению, деньги выходят на передний план, и все в погоне за ними. Режиссер торопится снимать, неважно как, актеры играют впопыхах, потому что параллельно у них еще несколько сериалов. Сценарист придумывает несмешные шутки, так что параллельно действию включают посторонний смех, указывая на то, где это надо делать. Отсюда такое огромное количество глупых, неинтересных фильмов, рассчитанных не понятно на какую аудиторию. Казахстанский кинематограф должен больше снимать исторических, биографических материалов, у нашего кино хороший потенциал.

Сам Аманат мечтает снять больше кино, экранизировать историческое произведение. Постепенно набирает материал, уверен: в этом деле спешка – плохой помощник. Пишет сценарии, которых большая папка, но он по-прежнему продолжает в них что-то дорабатывать.

Ему нравится стиль классического жанра. Конечно, говорит он, появляются новые режиссеры, а вместе с ними новые взгляды и формы в кинематографе. Тем не менее хочется, чтобы уникальный стиль казахстанских кинематографистов-классиков был сохранен.

Фото Ярослава Кулика и из архива Аманата Рзагалиева и Идриса Галимуллина
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top