Этот мир придуман не нами

12 мая 2016
0
1371

12 апреля планета отметила 55-летие первого полета человека – Юрия Гагарина – в космос. Но был ли он действительно первым в абсолютном смысле этого слова? Какое место занимает человек в окружающем  его беспредельном мире? Одинок ли он перед лицом стихийных сил природы, или огни звезд, сверкающих в ночном небе, отмечают очаги разума во Вселенной? Можем ли мы установить контакт с разумными обитателями иных миров или нам суждено вечно томиться предчувствиями их возможного существования? Эти и другие подобные вопросы издавна волновали и волнуют пытливые умы человечества и встречают отклик в сердцах людей. Ведь вопросы эти связаны с тайной нашего существования.

Туманность Андромеды

Разум и Вселенная 

Кто мы? Зачем мы здесь, на Земле? Верна ли эволюционная теория Ч. Дарвина? Откуда мы пришли и куда идем? Каковы цель и будущее человеческой цивилизации?

В 50-60-х годах прошлого века, когда появились технические средства обнаружения радиосигналов внеземных цивилизаций (ВЦ), возникла современная постановка проблемы SETI/CETI – поиска и контактов с внеземным разумом. Вначале она развивалась как чисто техническая проблема, и это имело определенное положительное значение, поскольку позволяло избежать общих умозрительных рассуждений и придать исследованиям конкретный характер.

Однако вскоре выявилась недостаточность такого  подхода, возникла необходимость глубокого философского анализа проблемы. Время шло, а сигналы не появлялись. Вселенная продолжала молчать. Это породило известное разочарование среди части исследователей и широкой публики. Вместе с тем были осознаны трудности на пути решения этой сложной, многогранной проблемы. На смену неумеренному оптимизму  и всеобщему отрицанию в 70-80-х годах прошлого столетия начинает приходить трезвый, деловой подход, готовность к серьезному и терпеливому исследованию.

Д. БруноПроблема разума и Вселенной – одна из первых, возникших перед наукой еще на заре становления земной цивилизации. За прошедшие несколько тысяч лет споры вокруг этой проблемы принимали по временам драматический характер. Достаточно вспомнить трагическую историю Джордано Бруно, который поставил научные убеждения выше собственной жизни.

Костры инквизиции давно перестали играть роль в научном споре. Но это не ослабило остроты столкновения идей, накала идейных конфликтов.  Можно представить, какой внутренней борьбы и драматической работы мысли стоило Иосифу Шкловскому – одному из самых глубоких исследователей проблемы ВЦ – слова, произнесенные им с трибуны 27-го Международного геологического конгресса в 1984 году:

– Разумная жизнь не является высшей формой движения материи, разум – это только одно из бесчисленных «изобретений» эволюционного процесса, да к тому же приводящий вид, который им награжден, к эволюционному тупику.

Каково! В западной научной литературе в последнее время появилось немало работ, обосновывающих гибель цивилизаций, достигших космического могущества (Д. Холдейн, С. Хорнер, Ф. Уоркшофски и др.). Такие концепции встречают негативное отношение большинства ученых, но было бы серьезной ошибкой отмахнуться от них – необходим строгий критический анализ сторонников таких концепций. Нужен беспристрастный и объективный анализ проблемы «Разум и Вселенная», опирающийся на современные научные представления. Поэтому начать стоит с истории исследования этой темы.

Мы не одни? 

Вопрос о множественности обитаемых миров возник одновременно с появлением науки в ее самой ранней и примитивной форме. По представлениям древних народов Востока – Вавилона, Ассирии, Египта – небеса были населены духами и богами, которые нередко отожествлялись с Солнцем, Луной, Венерой. Изучение звездного неба, хода светил было важно для составления календаря, для земледелия – и первые шаги в астрономии сливались с верой в невидимых могущественных духов.

Духи и боги обитали на небе, от них зависела вся жизнь древнего человека. Движение светил предопределяло победу или поражение на войне, дождь или засуху, начало нового царствования. Небо не казалось далеким. Земные цари, как заметил один из крупных исследователей проблемы ВЦ профессор Леонид  Лесков, происходили от богов, и боги прислушивались к их просьбам. Крупные ирригационные работы требовали централизации власти и должны были опираться на объективные знания – в результате наука оказалась в руках жрецов.

Иное положение сложилось в древней Греции с ее городами-полисами, где роль жречества была сравнительно ограниченной, и наука, в развитии которой был заинтересован этот народ мореплавателей и колонистов, носила светский характер. Ученые античности размышляли о мире в целом. Они считали, что законы во всей Вселенной те же, что и в малой ее части, доступной человеку.

Анаксагор из Клазомены, живший в 5 веке до н.э., считал ум главной движущей силой мира. По его мнению, повсюду рассеяны зародыши жизни. Идею о множественности обитаемых миров выдвигала школа Эпикура (4-3 вв. до н.э.). Те же мысли развивал последователь Эпикура римский ученый  Лукреций Кар (1 в. до н.э.), который писал в поэме «О природе вещей»:

«Во Вселенной еще и другие имеются земли, да и людей племена и также различные звери…».

АристотельПротивником идеи о множественности обитаемых миров выступил крупнейший ученый античности Аристотель (4 в. до н.э.). Он утверждал, что сам факт неизменности неба отрицает возможность существования других «земель», а раз вся материя сосредоточена в одном мире, то других миров не может быть. Именно точка зрения Аристотеля и стала господствующей в средние века.

Однако не все современники согласились с ним. Например, Плутарх считал, что Луна подобна Земле и обитаема, а Лукиан Самосатский в 1 в. до н.э. даже написал первую фантастическую повесть о полете на Луну.

В средние века на смену смелым озарениям научной мысли античности пришла сухая догматика схоластов, которые видели свою основную задачу в разъяснении темных мест в писаниях святых отцов церкви, а их метод сводился к выхолощенной до предела идеи Аристотеля. По мнению схоластов, Земля – центр Вселенной, а мысли о том, что где-то еще может существовать разумная жизнь, в этих построениях попросту не было места.

Эпоха великих социальных, научных и духовных переворотов, которая последовала за периодом средневековья, поставила задачу освобождения от старых представлений о Вселенной. Как практическое выражение этой потребности возникла новая система мира, провозглашенная Николаем Коперником и окончательно обоснованная в трудах Галилео Галилея, Иоганна Кеплера и Исаака Ньютона.

Развивая принципы Коперника Джордано Бруно – впервые после 15 веков забвения – поднял вопрос о множественности обитаемых миров.

«Разумному и живому уму, – писал он в 1583 году в своей работе «О бесконечности, Вселенной и мирах» – невозможно вообразить, чтобы эти бесчисленные миры, которые столь же великолепны, как наш, или даже лучше его, были лишены обитателей подобных нашим или даже лучшим».

О разумных жителях Луны писал Кеплер в фантастической повести, посвященной путешествию на спутник нашей планеты. Он учел, что дни и ночи на Луне составляют 14 земных суток и колебания температуры там очень велики. Поэтому селениты, изображенные Кеплером, внешне очень походя на змей с очень толстой шкурой, которая днем опаляется Солнцем и затвердевает, ночью же они сбрасывают шкуру и становятся подвижными.

Постепенно идея о разумных обитателях иных планет завоевала всеобщее признание. О ней писали Фонтенель, Гюйгенс, Ломоносов, Кант, Лаплас. Для Гершеля и Ньютона обитаемым было даже Солнце! Косвенным, но красноречивым свидетельством распространения этой идеи могут служить названия областей на Луне: море Ясности, океан Бурь, море Дождей и т. д., а также «моря», «заливы», «бухты», «болота» на карте Марса.

М. ШкловскийВ 19 веке были опубликованы первые проекты установления контактов с обитателями Луны и Марса.

К. Гаусс предложил прорубить в лесных массивах просеки треугольной формы, фон Литров – вырыть в Сахаре каналы в форме правильных геометрических фигур, Кро выдвинул идею передавать инопланетянам сигналы с помощью больших зеркал, отражающих солнечные лучи.

В конце 19 – начале 20 вв. ученые искали – и находили  непосредственные «подтверждения» жизни на планетах. В. Пикеринг в 1921 году писал о массовых миграциях насекомых на Луне, объясняя ими изменение деталей лунного пейзажа. Позже сходные идеи высказывались по поводу растительности на Марсе (астроботаник Гавриил Тихов). Но, пожалуй, самое известное «доказательство» разумной жизни в других мирах – это знаменитые каналы Марса, которые исследовал Дж. Скиапарелли, начиная с астрономического противостояния Земли и Марса 1877 года.

«Открытие» каналов на Марсе вызвало большой интерес. После работ Скиапарелли и особено П. Лоуэлла многим вопрос с Марсом казался настолько ясным, что в 1900 году во Франции была учреждена премия в 100 тысяч франков тому, кто первым установит связь с другим обитаемым миром, помимо Марса.

Позднее таким же путем были  «открыты» и другие проявления инженерной деятельности марсиан. Когда в конце 19 века были изобретены мощные прожекторы, на Марсе тут же обнаружились яркие вспышки – «световые сигналы  марсиан». В 20-х годах с распространением радио были приняты «радиосигналы с Марса». В 1946 году после взрывов атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки появилась гипотеза писателя-фантаста, военного инженера, впоследствии Почетного гражданина Астаны Александра Казанцева о том, что упавший на Землю в 1908 году Тунгусский «метеорит» был в действительности атомным кораблем марсиан. В 1957 году в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли, а в 1959 году член-корреспондент Академии наук СССР Иосиф Шкловский опубликовал гипотезу об искусственном происхождении спутников Марса – Фобоса и Деймоса.

(Продолжение следует)

Радиотелескоп

Автор: Александр Суетин

Добавить комментарий

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top