Этот мир придуман не нами

23 июня 2016
1
1979

(Продолжение. Начало в № 19, 20, 22-24)

А. Чижевский

Дальнейшие рассуждения о поисках искусственных радиосигналов внеземных цивилизаций, жизни на Марсе и других планетах Солнечной системы упираются в детские, вроде бы, вопросы: а там ли мы ищем братьев по разуму? Антропоморфны (человекоподобны) ли они? Если нет, если они настолько разумнее нас, что относятся к жителям Земли, как к микробам, о каком контакте вообще можно говорить? Ведь мы и они просто не поймем друг друга!

В связи с этим будет уместно рассказать подробнее о так называемой Теории космических эр К. Циолковского, которую сам Константин Эдуардович называл секретной и запретил публиковать в ближайшие десятилетия. По мнению некоторых скептиков, такую теорию мог разработать только человек с больным воображением. Но так ли это?

12 апреля 2011 года, в день 50-летия полета Юрия Гагарина в космос, по Первому каналу российского телевидения был показан художественный фильм «Взлет», снятый в 1979 году по сценарию Олега Осетинского. Фильм посвящен Циолковскому, роль которого в фильме сыграл поэт Евгений Евтушенко. В свое время картина вызвала неоднозначную реакцию среди космонавтов и ученых, связанных с космосом. На 21-х Чтениях К. Циолковского в Калуге в сентябре 1986 года довелось общаться на эту тему с лектором Брянского планетария, бывшим летчиком, инженером по автоматике Геннадием Локтиным. «Циолковского изобразили каким-то неуравновешенным!» – возмущался Геннадий Иванович. В одном из эпизодов Циолковский крушит модели дирижаблей, расстроенный тем, что за границей они строятся, а в России нет. Но никто из современников не указывал в своих воспоминаниях на приступы такой ярости. Напротив, ученик и земляк Циолковского, основоположник гелиобиологии Александр Леонидович Чижевский писал о том, что основоположник космонавтики отличался ясным умом, уравновешенностью, вел здоровый образ жизни.

«Лучистое человечество»

К. ЦиолковскийЦиолковский был ученым-энциклопедистом, автором работ не только по ракетодинамике, но также философских произведений, посвященных покорению космоса: «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы», «Эфирный остров», «Научная этика», «Космическая философия», «Причина космоса», «Цели звездо-плавания», «Монизм Вселенной», «Грезы о Земле и небе», научно-фантастической повести «Вне Земли» и рассказа «На Луне». Циолковский – автор «Теории космических эр».

Долгое время об этой теории знал только один человек – Александр Чижевский.

В начале 30-х годов прошлого века он пришел навестить Циолковского и застал его в светелке в глубочайшем раздумье. «Помешал» – пронеслось в голове у Чижевского, но Константин Эдуардович стал настойчиво приглашать его войти и произнес фразу, едва не повергнувшую гостя в шок:

– Я задумался о вещах, не поддающихся объяснению.

– Как это – не поддающихся объяснению?

– А так. Сам вопрос этот не может быть поставлен, ибо он является вопросом всех вопросов.

Такого от Циолковского Чижевский еще не слышал и, затаив дыхание, он произнес:

– То есть? Не совсем понимаю. О каком вопросе вы говорите?

– Зачем и почему существует этот мир, ну и, конечно, все мы, то есть материя? Вопрос этот прост, но кому мы его можем задать? Самим себе? Но это тщетно! Тысячи ученых, философов, религиозных деятелей пытались его разрешить за несколько тысячелетий, но признали его неразрешимым.

В этот момент Чижевский почувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Циолковский, один из величайших гениев человечества, открывал ему, молодому ученому, свои сокровенные мысли! Александр Леонидович короткими репликами и колкими вопросами как бы подлил масла в огонь. В какой-то момент Циолковский колебался, стоит ли теоретизировать на такую тему? Наконец он произнес:

– Считайте меня отсталым или ретроградом – как хотите, но я должен рассказать вам об этих своих мыслях, раз они у меня тут засели и держат меня в плену.

Циолковский начал развивать свою мысль. Нельзя, сказал он, отрицать основного свойства материи – желания жить и, наконец, после миллиардов лет, познавать. Во Вселенной неизмеримо больше камня, чем мысли, больше огня, чем мозговой материи. Тогда возникает вопрос: так ли уж нужна природе мозговая материя и мысль человека? Но раз мысль существует, значит, она нужна природе.

Далее Циолковский задал еще один вопрос, стоящий, как он говорит, в начале всех вопросов, и без ответа на него ответы на другие вопросы будут неверными: является ли материя неслучайным явлением во Вселенной или она случайна, то есть временна и конечна?

Средняя плотность вещества в Галактике не превосходит единицы, деленной на единицу с 25-ю нулями граммов в одном кубическом сантиметре. По мнению Циолковского, число 10 в минус 25-й степени сильно преувеличено. Он определил это отношение как единицу, деленную на единицу с 38-ю нулями!

– Это значит, – продолжал Константин Эдуардович, – что вещество в космосе занимает исчезающе малый объем по сравнению с объемом пустого пространства. Малость вещества говорит о его случайности или временности.

Вот тебе раз! Развивалась материя, развивался человек и вдруг все это должно исчезнуть! И в то же время мыслящая материя необходима природе. Где же логика? Но проследим дальше за мыслью Циолковского.

Космическое бытие человечества, как и все в космосе, может быть подразделено на четыре основные эры:

1.Эра рождения, в которую человечество вступит через несколько десятков лет. Ее длительность – несколько миллиардов лет.

2. Эра становления. Человек расселяется по космосу. Длительность этой эры – сотни миллиардов лет.

3. Эра расцвета. Длительность – сотни миллиардов лет. Эволюция есть движение вперед, внешний вид человека изменится.

4. Терминальная эра займет десятки миллиардов лет. Человечество полностью ответит на вопрос: зачем существует Вселенная? – и из корпускулярного вещества превратится в лучевое.

Картина А. Соколова «Перетекание материи в антимир»Через миллиарды лет лучевая эра космоса снова превратится в корпускулярную, но более высокого уровня, чтобы все начать сначала: возникнут солнца, туманности, созвездия, планеты, но по более совершенному закону, и снова в космосе появится новый, более совершенный человек. Пройдут миллиарды лет эволюции, он снова превратится в лучевое состояние, но более высокого уровня. Затем из лучей возникнет материя высшего класса и появится сверхчеловек, который будет разумом настолько выше нас, насколько мы выше одноклеточного организма. Он не будет спрашивать: почему? зачем? Он это будет знать и строить мир по своему образцу, который сочтет совершенным. Такова будет смена великих космических эр и великий рост разума.

Наконец, Циолковский так закончил изложение своей теории:

– Когда разум (или материя) узнает все, само существование отдельных видов материального или корпускулярного мира он сочтет конечным и перейдет в лучевое состояние высокого порядка, которое будет все знать, то есть в то состояние, которое разум человека считает прерогативой богов. Космос превратится в великое совершенство!

Чижевский молчал, пораженный неограниченным полетом мысли своего учителя. Наверняка найдутся скептики, которые воскликнут: «Бред все это!» Но бред ли?

Доктор физико-математических наук, профессор Леонид Лесков на основе применения метода математического моделирования динамических систем разработал модели эволюции космических цивилизаций. В них фигурируют такие понятия, как «направленное управление генетическим кодом», «симбиоз человек-машина». Английский астрофизик Фред Хойл в своем научно-фантастическом романе «Черное облако» изобразил высокоразвитое существо – Облако, питающееся энергией звезд.

Таким образом, в свете современных научных достижений и прогнозов мысль Циолковского о лучистом человечестве уже не выглядит столь фантастичной. Появляется все больше оснований считать, что человек в его современном понимании – вовсе не «шедевр эволюции», как об этом пишут в учебниках. Этому «шедевру», если он не уничтожит самого себя в атомной войне, предстоит сильно измениться как биологическому виду.

Долой консерватизм!

Кстати, Константин Эдуардович, как писал Чижевский, в конце их беседы сказал буквально следующее:

– Вот, кажется, и вся «Теория космических эр». Секретная теория – для «посвященных». Конечно, это только черновой набросок, эскиз, требующий широкой и основательной разверстки. Это сделают философы будущего. Перейдя в лучистую форму энергии, человечество становится бессмертным во времени и бесконечным в пространстве. Думаю, что в настоящее время такое «лучистое человечество» никем не может быть понято. Оно кажется нам нелепым, абсурдным… Однако удивительные предчувствия никогда не обманывают мыслящего человека. Форма идеи может быть многообразна: она проявляет себя самым неожиданным образом…

Надо учитывать еще одно обстоятельство: Циолковский – блестящий прогнозист. Известен «План Циолковского», раскрывающий этапы освоения космоса и превращения человечества в космическую цивилизацию. Это превращение идет в точности так, как предсказывал калужский ученый!

Он назвал «Теорию космических эр» наброском, эскизом. Она не в бровь, а в глаз бьет по консерватизму в науке, заставляет поднять проблемы, которые раньше замалчивались. А без этого никакого движения вперед у человечества быть не может.

Касается это и поиска разумной жизни во Вселенной. В свете Теории космических эр необходимо учитывать, что формы разума могут быть самыми разнообразными и необычными.

(Продолжение следует )

Кадр из фильма «Взлёт»

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top