Этот мир придуман не нами

13 октября 2016
0
1379

(Окончание. Начало в №19, 20, 22-40)

Итак, читатель, мы совершили своеобразное путешествие по целому блоку актуальных проблем, связанных с космосом и разумной жизнью в нём. Долго размышлял, о чём же должна быть завершающая глава. Отбросил с десяток вариантов: это повтор уже написанного, а здесь явная натяжка… Надо честно написать о том, о чём молчать нельзя, что наболело!

«Космодром на Фобосе». Художники А. Леонов и А. Соколов.

Космическое образование

Дело в том, что множество интереснейших вопросов освоения Вселенной и вообще космическая проблематика остаются вне поля зрения системы образования. И это происходит в момент, когда освоение космоса давно стало реальностью.

В 1987 году на 25-х Чтениях К. Циолковского в Калуге автор этих строк на заседании секции «К. Циолковский и философские проблемы освоения космоса» выступил в прениях с предложением включить в школьную программу по обществоведению блок вопросов, связанных с «космической философией» основоположника теоретической космонавтики. Это позволило бы сформировать у учащихся правильное представление о месте человека во Вселенной и подготовить их к восприятию лавины информации по самым разным космическим проблемам, начиная от проблемы НЛО и заканчивая вопросами космизации искусства.

Предложение было единогласно одобрено участниками заседания, а руководитель секции кандидат философских наук Вадим Казютинский пообещал направить в министерство образования СССР специальную записку с моими предложениями.

Пишу об этот вовсе не ради красного словца. Ещё в пору моей учёбы в Уральском пединституте на факультете истории и педагогики произошел очень показательный случай. Нам, студентам-четверокурсникам, объявили, что мы сможем прослушать лекции по двум спецкурсам: международным отношениям и истории искусства. Хотел было выбрать международные отношения, ведь такая тематика мне очень близка… Но разве это не «повторение пройденного»? Зачем же изобретать велосипед? Записался на спецкурс по искусству, который читал известный многим в Уральске преподаватель Александр Константинович Комаров, много лет проработавший в УПИ.

Признаюсь, что до этого не интересовался живописью. Именно благодаря блестящим лекциям Комарова с активным использованием слайдов и другого иллюстративного материала всерьёз заинтересовался этим вопросом: начал покупать литературу, вникать в язык живописи, интересоваться творчеством великих мастеров, разбираться в их стилистике и творческих направлениях… Благодаря такой подготовке удалось вполне закономерно выйти и на совершенно неисследованную тему космической живописи – творчество Винсента Ван Гога и наших современников – космонавта Алексея Леонова, мэтров мировой космической живописи Андрея Соколова, американца Роберта Маккола и других мастеров.

Бесконечно благодарен Александру Константиновичу за то, что он подвиг к занятию интереснейшей и актуальной темой. Вот что значит правильно расставленные образовательные акценты и профессионально поданный учебный материал!

О проблемах космизации искусства, их воспитательном и образовательном значениях доводилось затем говорить с трибуны Чтений К. Циолковского… Пора бы в прямом смысле слова задействовать космическую тематику, в том числе и космизирующееся искусство в целях образования!

Вот конкретный пример. В последнее время в СМИ разных стран было опубликовано немало материалов, в том числе, не побоюсь сказать, на грани сплетен, о трудной жизни Ван Гога. Но ничего о самом творчестве!

А ведь Винсент Ван Гог – один из основоположников постимпрессионизма – принципиально нового течения в живописи. Поль Сезанн, Гоген и другие представители предшествующего течения – импрессионизма воплощали в своих работах красоту природы, «воздушность» линий, красок, которые очень напоминали физические спектры… Но их искусство было созерцательным, статичным.

Именно Ван Гог стал автором воистину революционной картины – «Звёздная ночь над Роной», в которой он буквально взорвал статику и созерцательность импрессионистов. Это был настоящий гимн единению «неба с землёй». В его полотне предстал динамичный, работающий космос, просматривалась нарождающаяся эпоха новых открытий в науке, эпоха НТР – научно-технической революции. Вот о чём надо рассказывать школьникам и студентам, а не смаковать пикантные подробности жизни людей науки и искусства!

Кадр из фильма «Отроки во Вселенной»

Один мой товарищ рассказал не менее занимательную историю. В конце 1970-х годов перед началом нового учебного года он купил учебное школьное пособие «Основы космонавтики». Парень обрадовался: теперь в девятом классе у них будут преподавать этот предмет! Но время шло, а предмет почему-то не преподавали. Учитель физики популярно объяснил юноше: надо внимательно читать приписку: «Рекомендовано в качестве факультативного курса». «Будет у нас этот курс?» «А зачем? Времени на это нет!» – огорошил учитель.

Видимо, не до космонавтики и моей записки стало и в министерстве образования СССР: набирала силу «перестройка», затем последовал развал СССР и жесточайший кризис. На волне «пересмотра истории» некоторые деятели от науки подняли руку на самого К. Циолковского, обвиняя его в пособничестве советскому строю и… дебилизме: мол, не был он учёным (!).

Сами с усами

Такой подзаголовок наверняка многих удивит. Дело, однако, в том, что при дефиците внимания к творчески-образовательным порывам молодежи некоторые её представители пытаются удовлетворить свою любознательность собственными силами. Поступили так и мы со студентом нашего истфака Анваром Васильевым.

Как-то доводилось об этом писать. Напомню вкратце, что мы решили регулярно встречаться у него или у меня дома: один делал «доклад» по определённой космической тематике (палеоконтакт, НЛО, проблема Тунгусского взрыва 30 июня 1908 года, эволюция Вселенной), а другой выступал с содокладом и активно оппонировал, задавая колкие, «неудобные» вопросы. Было очень интересно, голова шла кругом от обилия интереснейших проблем и космической информации! И вот однажды на очередном нашем «заседании» побывал сокурсник Анвара – Андрей Ламус.

Он слушал очень внимательно, а после сказал: «Ребята, я словно побывал на другой планете: вместо того, чтобы пить водку и заниматься всякой ерундой, вы обсуждаете научные проблемы – прямо как студенты в дореволюционной России. Ведь нет сейчас такого. Мне самому стало интересно. Где можно достать хорошую литературу по этим проблемам?»

Нам очень важна и интересна его реакция на нашу «космическую самодеятельность». Человек заинтересовался, ему нужна была наша поддержка. Именно такую поддержку ощутили и мы, когда написали насчёт серьёзной литературы писателю-фантасту Александру Казанцеву. Он дал адрес учёного из тогдашнего Куйбышева Владимира Авинского. Мы списались с ним. Владимир Иванович прислал список книг по проблеме палеоконтакта и свою статью, факты из которой приводились в этом очерке.

Берегите историю!

Подумалось о том, почему в нынешних суверенных космических державах – России и Казахстане – очень слабо пропагандируется космическая тематика, нет должного отношения к истории отечественной космонавтики. В этом плане нам нужно учиться у американцев. В США есть Национальный музей космонавтики, который по своим масштабам намного превосходит музей истории космонавтики имени К. Циолковского в Калуге. О таком грандиозном сооружении подробно писал журнал «Земля и Вселенная» еще в советское время.

В музее представлено такое количество экспонатов, что нам, как говорится, и не снилось! Сообщалось в СМИ о и том, что американцы приобрели даже спускаемый аппарат… одного из первых советских космических кораблей и ещё какие-то материалы и экспонаты по бывшей советской космонавтике. Неужели наши заокеанские космические партнёры задумали сделать за нас то, что мы должны делать сами – беречь собственную историю?! Не стыдно, господа?!

Вместо того, чтобы сохранить для потомков космический корабль многоразового использования «Буран» и самую мощную в мире ракету-носитель «Энергия», мы допустили обрушение крыши комплекса на «Байконуре», в результате чего погибли люди. От «Энергии» и уникального корабля, который по многим параметрам превосходил американские «шаттлы» и совершил посадку в автоматическом режиме, осталась груда металлолома.

Если прежде снимались пусть без умопомрачительных спецэффектов, но хорошие, умные научно-фантастические фильмы («Солярис», «Сталкер», «Лунная радуга», «Через тернии к звёздам», для детей – «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной»), то сегодня вообще ничего не снимается. Книжные прилавки заполнены якобы фантастикой, а на деле – изданиями жанра «фэнтези» в духе «Ночного дозора».

Это, подчёркиваю, не научная фантастика. Иван Ефремов, Станислав Лем, Александр Казанцев, Рей Брэдбери, Артур Кларк, Владимир Обручев, Айзек Азимов, братья Стругацкие, Фред Хойл, Франсис Карсак, Владимир Михановский – вот настоящая научная фантастика! Многие всемирно известные писатели-фантасты пришли в неё из науки, с производства, они поднимают глубокие нравственные проблемы, предлагают обществу конкретные, в том числе производственные, технологические идеи, некоторые из которых реализуются уже сегодня.

К сожалению, сегодня интереса у молодёжи к такой литературе нет, и виноваты в этом мы, взрослые. Надо пропагандировать её, и давать первичную информацию о научной фантастике, как и по ряду других космических проблем, необходимо уже в школе. Время такое. Сегодня даже страны Латинской Америки, несмотря на большие финансовые трудности, стремятся в космос…

Торжество Разума

Пока ответственные лица «космизируют» образовательные программы, не надо бояться экспериментов. Позволю себе рассказать ещё об одном случае из собственной практики.

В сентябре 1984 года перед уроком истории в 9-м «А» классе 7-й школы предупреждаю учащихся: давайте поработаем «поплотнее», организованнее. Останется время – расскажу кое-что очень интересное… И рассказал им о концепции Большого взрыва, проблеме НЛО, гипотезе палеоконтакта, создании человекоподобных роботов для дальних космических полётов… Прозвенел звонок, но никто не двинулся с места… Затем ребята окружили меня плотным кольцом и задавали один вопрос за другим: «Но откуда же взялись атомы, материя?», «Почему учёные отрицают НЛО?», «Зачем создан этот мир, а мы в нём – кто?». Вы бы видели, как горели их глаза! Я увидел других людей – любознательных, жаждущих получить ответы на вопросы, которые с ними никто никогда не обсуждал. Удалось главное: включить их мозги!

На следующий день уже 9-й «Б» попросил: «Вы им тако-о-е рассказали… А нам? Пожалуйста!!!» И я совершил «преступление»: рассказывал о Вселенной, братьях по разуму ВЕСЬ УРОК… Но он запомнился мне и моим ученикам на всю жизнь. Воистину, это были минуты счастья!

Дома включил радио. Алла Пугачёва пела свои известную песню, в которой были потрясающие слова:

– Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной…

Да, этот огромный бесконечный мир – Вселенная – придуман не нами. Но мы в нём живём и только объединённое человечество, без войн и насилия, сможет занять в этом мире достойное место. Как знать, может в будущем станет реальностью мечта Ивана Ефремова о Великом Кольце цивилизаций космоса. Войдя в их семью, земляне наверняка смогут уберечь себя от космических стихий и, вопреки трудностям, обеспечить торжество Разума над косной материей!

Кадр из фильма «Через тернии к звёздам»

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top