Если подход – научный

21 июля 2016
0
1933

Ассамблея народа Казахстана – это не только пропаганда культуры, традиций и обычаев этносов, населяющих РК, но и большая научно-исследовательская работа, направленная на решение многих задач, среди которых План нации – 100 конкретных шагов, Патриотический акт «Мәңгілік Ел».

П.А. Добряев, В.Ю. Салов, О.В. Юров

Об опыте кафедры АНК ЗКГУ имени М. Утемисова рассказывает заведующий кафедрой доктор педагогических наук, профессор Владимир Салов.

– Кафедра АНК создана приказом ректора ЗКГУ академика Асхата Салимовича Имангалиева в конце 2014 года. В нее входят два доктора наук, 14 кандидатов наук, 9 магистров и старших преподавателей, лаборанты со всех факультетов, но больше всего с факультета истории, экономики и права.

Без натяжки, наша кафедра АНК входит в первую тройку-четверку по республике – по возрасту, числу мероприятий, общественным связям. Возглавляет все кафедры АНК при вузах Анатолий Афанасьевич Башмаков, завкафедрой ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, бывший сенатор, доктор наук, профессор.

В своей работе мы опираемся на Конституцию РК, Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», Концепцию развития АНК, Стратегию развития «Казахстан-2050», законы «Об образовании», «О науке» и другие документы. Основные направления: организационно-методическое, учебно-воспитательное и научно-исследовательское.

Итак, первая ступень или первый блок нашей деятельности – работа со студентами, которые должны четко представлять, что такое нация, государственность, национальная идея, вероисповедание и так далее, с тем чтобы они развивались: писали рефераты, участвовали в дебатах, конкурсах. Разбирались в вопросах этнической толерантности, казахстанского патриотизма, знали культуру, традиции, национальные костюмы, кухню этносов. У нас шесть факультетов, а это – четыре тысячи студентов, поэтому каждую неделю проходят мероприятия.

Вторая ступень – работа на уровне города и области, в которой участвуют и молодежь, и преподаватели. И третья – внешняя, то есть взаимодействие с общественностью российских городов Оренбурга, Саратова, Самары, Волгограда, обмен опытом.

– Что вас объединяет с представителями Российской Федерации?

– Точек соприкосновения много. Сотрудничаем с Ассамблеей народов Оренбуржья «Содружество народов Евразии», с информационно-аналитическим центром «Евразия-Поволжье», Фондом поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» – из Саратова и другими учреждениями из России. В стенах ЗКГУ прошли международные научно-практические конференции «Народы сопредельных государств Казахстана и России на евразийском пространстве: диалог и сотрудничество», «Евразийская экономическая интеграция: экономические, правовые и социальные аспекты». Состоялись «круглые столы»: «Казахстан в евразийском интеграционном проекте» с участием центра «Евразия-Поволжье», «Выполнение Плана нации – 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ Н.А. Назарбаева». Первый международный форум «Контуры Евразии: теория и практика развития регионов», научно-практическая конференция «20 лет АНК – новый этап. Идентичность и единство» и другие, порядка двух десятков. А это большая работа: выпуск программ, сборников, выступлений, презентаций, учебных пособий, рекомендаций.

– Что включает научно-исследовательская работа?

– Различные направления. Например, мониторинги: отношение к религии, патриотизму, ваххабизму, ведь среди студентов есть верующие, и объяснять вопросы вероисповедания – забота не только духовных лиц, но и преподавателей. По этим проблемам выезжали на семинары в Астану, Актобе, спорили, дискутировали.

Провести сложный мониторинг, хоть он и анонимный, непросто, надо «влезть» в душу к человеку с вопросами, чтобы он раскрылся; затем проанализировать полученные материалы, научно обработать результаты.

– На местном уровне с кем взаимодействуете?

– С АНК ЗКО, в частности, с заместителем председателя Гайсой Капаковым, представителями всех этнокультурных объединений, они часто бывают на наших конференциях, семинарах. Я сам член ЭКО «Русский центр».

Функционирует также научно-экспертная группа, которая издает пособия, разъясняет более сложные вопросы.

– Сейчас особенный акцент на созидание Нации Единого Будущего, идеи «Мәңгілік Ел»…

– Наш Президент – автор многих мировых значимых инициатив, в числе которых Ассамблея народа Казахстана, подобного действенного института нет в Европе. Нацеленность на трехъязычие плюс повсеместная компьютеризация откроют двери в мир; я сужу по своей дочери, владеющей четырьмя языками. Этой темой кафедра тоже занимается, как и разъяснением истин Патриотического акта Мәңгілік Ел, в котором все расписано от материального до духовного: как нам жить, воспринимать происходящее, претворять намеченное. И оттого, как мы будем этого добиваться, зависит наше будущее.

Доходчивым языком наши ученые Павел Анатольевич Добряев, Захот Кошкенбаевна Мухлисова, Олег Венальевич Юров доносят до молодежи, что такое рядом живущие соседи, об отношениях между людьми, стабильности, гражданственности, религиозных канонах. В прошлом году на конференции по идентичности в Саратове мы встречались со специальной группой, работающей по гранту Путина и проводящей большие социальные исследования; когда мы рассказали о своей деятельности, россияне признали, что у них нет подобного.

Без прошлого нет будущего. Надо думать о том, что мы передадим грядущим поколениям – идеи дружбы, равноправия, полиязычия, концепцию развития казахстанской идентичности. Мы говорим: «Люби свою Родину». А как? Здесь моя семья, мой двор, моя скамейка, мой город, моя страна, когда я верю, что все это принадлежит мне, буду заботиться об этом, это и есть чувство патриотизма. Мы живем в Казахстане спокойно, равноправно, наша страна – надежный партнер для других государств.

– Владимир Юрьевич, помимо того, что Вы на общественных началах заведуете кафедрой АНК, являетесь и заведующим кафедрой теории и методики физической культуры…

– Главная ценность государства – здоровье отдельно взятого человека, национальная безопасность, это – сила, богатство нашей страны. Одним из базовых концептов Нации Единого Будущего является нация здорового образа жизни, поэтому важна «популяризация массовой культуры и спорта, здорового образа жизни, развитие национальных и олимпийских видов спорта и рост спортивных достижений страны на международной арене», как отмечено в соответствующих документах.

Медико-биологические исследования показали, что недельная двигательная активность школьника должна составлять 8-12 часов, то есть трех уроков физкультуры ему недостаточно. Поэтому необходимо организовать дополнительные занятия за счет спортивных секций, увеличения спортивных школьных площадок, спортзалов, бассейнов, проведения просветительской работы, курсов переподготовки инструкторов по спорту. Это поможет выполнить Поручение Главы государства относительно того, чтобы к 2020 году до 30% казахстанцев были вовлечены в систематические занятия спортом, что составляет около 5,4 миллиона человек, из которых больше половины, 3,1 миллиона, приходится на дошкольников и учащуюся молодежь.

Словом, все это звенья одной цепи или одной задачи, для решения которой необходимо продолжать работу по укреплению межнациональных отношений, реализации государственной этнополитики, реализации IV-ой институциональной реформы, взращиванию иммунитета или невосприимчивости к идеям национальной вражды и экстремизма. В этом ключе и будем направлять свои усилия.

– Спасибо за интервью, Владимир Юрьевич.

В.Ю. Салов с профессором ЗКГУ Р.А. Абузяровым

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top