«Экипаж» XX века

23 февраля 2017
0
1811

Почти год назад, в марте-апреле 2016 года, в России, Казахстане и некоторых других странах СНГ состоялась премьера широко разрекламированного фильма-катастрофы режиссёра Николая Лебедева «Экипаж» с актёрами Данилой Козловским, Владимиром Машковым, Агне Грудите, Сергеем Шакуровым, Верой Ивановой… Однако папы и мамы, дедушки и бабушки нынешних молодых кинозрителей хорошо помнят старый фильм «Экипаж» (1979 г.). Очень уместно напомнить о нём не только в связи с годовщиной премьеры фильма Н. Лебедева, но и ещё по одной причине: старый «Экипаж» режиссёра Александра Митты стал первым отечественным фильмом-катастрофой, снятом, к тому же, на высоком профессиональном уровне.
Он и сегодня смотрится вполне достойно. А ведь тогда не было современных компьютерных спецэффектов, рассчитывать в плане зрелищности приходилось, в основном, на собственную смекалку и находчивость.

Александр Митта с женой

Фильму театральные помехи

«Экипаж» Александра Митты можно отнести к разряду фильмов-катастроф, которые в кинокультуре СССР не имели ни своих традиций, ни опыта существования, так как долгое время подобная продукция Запада считалась вредной советскому зрителю. Именно Митта с его необычайной энергией, пониманием зрелищной силы кинематографа мог осуществить такой замысел.

В качестве сценаристов он пригласил двух мэтров кинодраматургии – Юлия Дунского и Валерия Фрида. Помогал им человек, знающий гражданскую авиацию изнутри – Б. Уриновский.

15 июня 1976 года на «Мосфильм» была подана заявка на сценарий под названием «Запас прочности». После её одобрения началась работа над сценарием, которая длилась почти полтора года.

Сюжет фильма хорошо известен любителям кино со стажем. Экипаж «Аэрофлота», выполняя обычный рейс по доставке продовольствия и медикаментов для населения одной из африканских стран, пострадавшего от землетрясения, попал в нештатную ситуацию – извержение вулкана повреждает взлётно-посадочную полосу. Отважным лётчикам удаётся с честью выйти из непростой ситуации…

15 февраля сценарий был принят в Госкино, но только в марте следующего года началась его режиссёрская разработка.

На роль бортинженера Игоря Скворцова пригласили Олега Даля. Артист сначала отказывался, но Митте удалось его уговорить. Командира корабля Тимченко должен был играть Алексей Петренко, но потом его заменил Георгий Жжёнов. Наконец место штурмана занял Николай Караченцов.

Актрису Елену Проклову открыл режиссёр Александр Митта, сняв её ещё 12-летней девочкой в замечательном фильме «Звонят, откройте дверь». С тех пор Митта следил за её творческой судьбой, поэтому режиссёр сразу решил, кто будет играть роль стюардессы. Причём Проклова была утверждена на главную роль без проб.

Но, как выяснилось, у нее случился аврал на работе в театре: вроде бы Ирина Мирошниченко без разрешения Олега Ефремова уехала сниматься куда-то в Южную Америку и все её роли были доверены Прокловой.

Никакие уговоры не помогли. Ни то, что съёмки начинаются уже через два дня, ни то, что костюмы пошиты именно на Лену… Пришлось смириться и начать поиски другой актрисы, а съёмки пока вести без стюардессы.

Новая актриса нашлась в лице никому не известной студентки театрального училища Александры Иванес. Правда, к концу фильма она уже была Александрой Яковлевой – вышла замуж. Пришлось менять титры.

Караченцова тоже отвлекала от фильма работа в театре. С трудом удалось убедить Александра Митту заменить его. Так в фильме появился Анатолий Васильев.

Вот ты, мой новый герой!

Съёмки фильма начались 4 декабря. Работа проходила в тяжёлых условиях: в 20-градусный мороз в неотапливаемом салоне настоящего самолёта в аэропорту Внуково. Ставили эпизоды с участием Олега Даля и Александры Иванес. Съёмки набрали неплохой ход, как вдруг Даль отказался от своей роли.

Картина остановилась. Бросились искать Далю замену. И тут Митта вспомнил о молодом актёре Театра на Таганке Леониде Филатове. Его пригласили попробоваться на роль Скворцова, но тогда он отказался. Так Филатов всё-таки попал в «Экипаж» и сыграл свою звёздную роль, которая прославила его на весь Советский Союз.

«Его герой – Игорь – некий, по нашим понятиям, супермен с квартирой, машиной, цветомузыкой, слайдами на потолке – пишет биограф артиста Т. Воронецкая. – В общем, у него есть весь комплект атрибутов, необходимых для независимости. Он – подтянутый, спортивный, достигающий своей неотразимости не столько супервнешностью, сколько необыкновенной подвижностью и обаянием. Его жизненное кредо элементарно: «Понимаешь, есть мужчины, которые женятся и живут так до самой смерти. А есть другие: есть такие, которые никогда не женятся», – объясняет Игорь очередной «жертве».

Филатов играет обаятельного индивидуалиста, но на этот раз как бы его пародирует, иронизирует над ним. Скворцов делается жертвой собственной теории, и вся его независимость улетучивается, как воздух из шарика, стоило ему влюбиться.

Наш герой, как требует того жанр, совершает подвиг: во время полёта исправляет серьёзные поломки в самолёте с риском для жизни. К тому же Скворцов не осознаёт себя героем, расценивая свои действия как чисто профессиональные, необходимые в данный момент. В экстремальных условиях он необыкновенно мужествен, то есть храбр, благороден, находчив…» («100 великих отечественных кинофильмов», Москва, «Вече», 2006 год, стр. 421).

Работа над ролью Скворцова была непростой, так как Митта не относится к актёрским режиссёрам. Филатов рассказывал: «Саша Митта – и конструктор, и художник, и график, и карикатурист. Он – человек, рисующий себе картину. И у него мышление такое: сам придумывает конструкцию. В конструкции должен быть заложен целый ряд параметров, необходимых для того, чтобы картина имела успех. Должен быть жёсткий, внятный сюжет, который обязательно содержит в себе элементы юмора, неожиданности. Каждый виток картины должен быть уже круче, чем предыдущий, как бы движение по спирали, потому что иначе картина не выдерживает, она не «полетит» у него… Саша может нравиться или не нравиться, но он человек чёткой программы, которую почти всегда выполняет…»

Кадр из фильма «Экипаж» (1979 г.)

Искусство требует «жертв»

В начале апреля 1979 года киногруппа переехала в Ялту. В фильме присутствуют чуть ли не все стихийные бедствия: наводнение, пожар, землетрясение, сель. Да потом ещё и техника отказывает: в воздухе ломается самолёт, и герой Леонида Филатова чинит его прямо на лету.

Поначалу съёмочной группе повезло: был подарен списанный самолёт! Для красивого кадра его решили поджечь. Начали наполнять самолёт соляркой, и тут, очевидно, кто-то сигарету рядом кинул – подарок загорелся. Факел был до неба. Вот только снять это завораживающее зрелище не успели. В кадр вошли лишь остатки пожарища.

Большая проблема была с селем. Как сделать, чтобы в кадре мощным потоком сносило деревья и людей? Выручил завод комбикорма, на котором производили витаминизированную массу. Так был найден сель для съёмок. Как обрушился такой комбикорм на каскадёров – это отдельная история.

На «Мосфильме» были заказаны два водосброса, до полторы тонны каждый. Их еле затащили в горы под Ялтой – пожарные машины закачали в резервуары воду. Каскадёрам изображать ничего не пришлось – на них обрушили настоящий селевой поток. После съёмок на каскадёров было страшно смотреть: сплошная кровь, всё тело в мелких порезах, комбикорм забивал рот, нос, глаза… Зато на экране эти кадры выглядели потрясающе и очень реалистично.

Одна из самых сочных технических сцен в фильме – разлом хвоста самолёта. Готовились к ней полтора года. По заказу киношников конструктор разработал модель самолёта Ту-154 в масштабе 1 к 10 с электронным устройством, которое по команде отрывало хвост. Работа проводилась на базе завода Министерства гражданской авиации, а саму модель изготовили в КБ имени Туполева.

31 октября 1979 года директор «Мосфильма» Сизов смотрел полностью смонтированный фильм, увиденным остался доволен. Митта справился со своей задачей: «катастрофа» была сделана по всем правилам: со взрывами, плачущими детьми, землетрясением, селями, взрывом нефтезавода и, конечно же, с подвигом.

«Но это не просто фильм-катастрофа, – справедливо замечает Т. Воронецкая, – в нём есть попытка киноромана: в первой серии мы как бы привыкаем к своим героям, их жизненным ситуациям. Каждая семейная пара, как и сами герои, – определённая модель типов людей, жизненных ситуаций, несколько упрощённая, без лишних психологических изысков, иногда утрированная. В этом моделировании не слабость, а сила картины, потому что это её эстетический принцип. Вторая серия – предельно экстремальная ситуация, уводящая от однозначности в понимании героев и дающая им возможность реализовать свой личностный потенциал. Модель строится по принципу: «обычные люди, оказавшиеся героями», что зрителям всегда импонирует».

Гордость за Родину

Фильм «Экипаж» вышел в широкий прокат в июле 1980 года. Успех у него был потрясающий: 71 миллион зрителей! В том же году «Экипаж» получил приз на фестивале в Душанбе, а год спустя его наградили на фестивале в Чехословакии.

«Поведение всех членов экипажа – героев фильма – в особых обстоятельствах отмечено печатью мужества и благородства самой высокой пробы, – писал заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза В. Коккинаки. – Трудно смотреть без волнения кадры разбега и взлёта Ту-154 на горящем аэродроме. Мигание табло «К взлёту не готов», повторы команд, переговоры экипажа, отсчёт скорости, лица, музыка – всё это создаёт такое напряжение, что даже я, лётчик-профессионал, сидя в зале, волновался за героев и гордился ими, гордился своей профессией. Мне думается, фильмы, подобные «Экипажу», рождают в зрителе гордость за нашу Родину, создающую такие надёжные самолёты и воспитывающую такие героические характеры».

Кадр из фильма «Экипаж» (1979 г.)

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top