Ехали в автобусе…

23 мая 2019
0
518

Почему автобусы в городе ходят с большим интервалом движения? Когда с маршрутов сойдут неудобные, маловместительные «ГАЗели»? Реально ли в ближайшие годы обновить старый автобусный парк Уральска? Ответы на эти и другие вопросы корреспонденту «ИНФОРМБИРЖИ news» дал руководитель городского отдела пассажирского транспорта и автодорог Айдар Менеев.

Сама пассажир маршрута № 51. Езда в «ПАЗах» зачастую напоминает экстремальную игру на выживание, особенно вечером, когда народ возвращается с работы. В рассчитанный на 40 с небольшим человек автобус набивается до 70, которые в массе буквально представляют собой ту самую уложенную плотными пластами селедку в бочке. Время движения – 40 минут. Все это время, затаив дыхание, пассажиры молятся, чтобы автобус, не дай Бог, не сломался где-нибудь из-за перегруза, из-за того, что не выдюжил и от старости надорвался на подъеме на Свистун-гору. Летом легче – с горы можно поймать попутку, шагая под знойным солнцем, зимой на морозе долго не поголосуешь.

Нам часто говорят о модернизации автобусных парков, о внедрении пластиковых карт оплаты за проезд – XXI век, но по сути ничего не меняется – новейшие приборы по безналичным платежам в убитых советских «ПАЗах» выглядят по меньшей мере нелепо, особенно на фоне замасленного двигателя автобуса, накрытого тряпьем.

Руководитель городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Айдар Менеев признает, что претензии горожан по поводу качества перевозок не лишены оснований. Так, автобусный парк города (всего 6 предприятий-пассажироперевозчиков), который ежедневно насчитывает 450 единиц, изношен на 50%. Самым старым «ПАЗам» в городе – по 15 лет! По маршруту № 5 ездят автобусы марки «Мерседес» начала 90-х годов – 20-летние старички держатся только благодаря немецкому качеству. А вот российские «ЛиАЗы» по маршруту № 2, которым всего 6 лет, уже нуждаются в капитальном ремонте.

«Предприятия-пассажироперевозчики постепенно обновляют свои автопарки, так сделало ТОО «Батыс Дилижанс» на маршруте №39, – рассказывает Айдар Менеев. – ТОО «Орал ТехСервис» также полностью заменило старые автобусы на маршруте № 20, частично по маршруту № 3 ТОО «Акжол-Авто».

За прошедший 2018 год вышеуказанные автопредприятия закупили 39 автобусов марки «Вектор», с начала года 7 таких же автобусов приобрело ТОО «ОралАвтоТранс» для маршрута № 43.

Кроме того, по словам собеседника, постепенно по городу идет сокращение маршрутов, на которых маловместительные «ГАЗели»: по маршруту № 1 заменены на «ГАЗели NEXT» – микроавтобусы, в которых больше посадочных мест и где для пассажиров есть возможность стоять во весь рост, а не согнувшись в три погибели.

По маршруту № 45 микроавтобусы «ГАЗель» частично заменены на более вместительные «ПАЗы», по маршрутам № 58, 8, 6 это еще только предстоит.


«В законодательстве о пассажироперевозках есть норма, которая указывает, что прежде чем сесть на большой автобус, водитель должен 3 года отработать на микроавтобусе и получить категорию D1, – рассказывает Айдар Менеев. – Но если мы сократим по городу все микроавтобусы марки «ГАЗель», то молодые водители лишатся возможности получить эту категорию, и вскоре у нас появится дефицит водителей на большие автобусы. Мы выходили на акимат области, министерство внутренних дел с предложением убрать D1, но пока норма закона остается».


При этом глава отдела ПТиАД поясняет, что руководство автопарков утверждает: полностью одномоментно заменить все автобусы на новые они не имеют финансовой возможности – один автобус вместимостью 75 пассажиров стоит около 20 миллионов тенге.

Он рассказывает, что согласно Комплексной программе по развитию пассажироперевозок в РК предприятия-пассажироперевозчики должны приобретать автобусы казахстанского производства Ankai (их изготавливают на заводе «СарыАркаАвтоПром» в городе Костанае) и Daewoo (завод «Daewoo Bus РК» в Семипалатинске). Эти заводы сейчас готовят ценовые предложения по регионам. Их автобусы можно будет приобрести в кредит по линии «РБК-лизинг». Однако, как отмечает Менеев, все предприятия-пассажироперевозчики Уральска и так завязли в кредитах и вряд ли сумеют взять в лизинг новую технику по этой программе.

«На уровне акимата области через СПК «Орал» разрабатывается механизм приобретения новых автобусов по линии социальных инвестиций компании КПО б.в.: на каких условиях, под какой процент кредиты на новую технику, – говорит Айдар Менеев. – Если бы КПО б.в. закупило для города 100 новых автобусов, мы бы значительно обновили автобусный парк.

Глава ведомства по городским пассажироперевозкам рассказывает, что в городе практически нет маршрутов, на которые бы не жаловались пассажиры. На маршрут № 3, к примеру, часто сетуют жители дачного массива в районе Меловых горок – в сырую погоду автобусы не заезжают на улицы.

Сейчас, в связи с закрытием путепровода в районе «Нефтебаза», много жалоб на задержку маршрута № 35. Как и на маршрут № 7, который ездит с перегрузом.

При этом Менеев отмечает, что основная масса жалоб от населения приходится на низкую регулярность маршрутов. Это связано прежде всего с нехваткой водителей: к примеру, если на маршруте ежедневно должны работать 20 автомобилей, то сейчас по ряду направлений ездят по 17-18 автобусов.

«В автобусных парках острый дефицит кадров, – говорит он. – Старые водители дорабатывают свой срок, а молодые не хотят идти на маршруты, они предпочитают работать по вахтам в Атырау или Аксае. Это же, по сути, каторжный труд: ежедневно водитель встает в 5 утра, проходит техосмотр, медосвидетельствование, получает путевой лист. В базу он возвращается ближе к 10 часам ночи. И домой приезжает только переночевать. Сменщиков в автопарках нет. Хотя они должны быть. Сейчас в ТОО «ОралТехСервис» периодически простаивают 2-3 новеньких автобуса, по которым предприятие платит кредиты, но они не работают. Отсюда и жалобы на нерегулярность рейсов, долгие интервалы движения».


Куда можно пожаловаться на качество пассажироперевозок в Уральске:
50-04-20 – претензии в течение рабочего дня
8 708 433 15 50 – это ватсап-номер
@uralskdorogi – страница в Инстаграм в любое время суток


Большая проблема уральских автобусов – перегруз. Менеев отмечает, что в часы пик не могут вместить всех пассажиров не только скромные «ПАЗы», переполненными едут даже большие автобусы на маршрутах № 5, 2, 22.

«Проблема актуальна для многих больших городов, – рассуждает Айдар Менеев. – В течение дня те же автобусы, в которые утром люди не могли пробиться, ездят со средней наполняемостью. Поэтому ставить дополнительные автобусы на маршруты не имеет смысла. Другой момент – мы пытаемся скорректировать пассажиропоток путем сокращения интервалов движения наиболее востребованных маршрутов в часы пик на 2-3 минуты».

Собеседник редакции подчеркивает: руководство уральских автопарков заявляет, что многие проблемы с качеством перевозок можно решить, если будут субсидии государства.

На 2019 год на субсидирование городских маршрутов из бюджета выделено 190 млн. тенге (сами перевозчики свои сверхзатраты на общественный транспорт оценивают в 3,5 млрд. тенге).

«Чтобы платить субсидии, нужно знать, сколько пассажиров перевозит то или иное предприятие, – объясняет Менеев. – Для этого мы начали внедрение электронного билетирования, пока на 4 маршрутах – №№ 39, 5, 7, 20. Однако теперь перевозчики жалуются, что это обходится им слишком дорого – за день использования одного валидатора они платят аренду 500 тенге плюс еще 4% от каждой оплаты забирает транспортная компания, которая ведет расчеты по электронному билетированию. Сейчас пассажироперевозчики ведут переговоры с этой транспортной компанией – ТОО «КТС-Сервис» о снижении стоимости их услуг».

Пока же отдел пассажирского транспорта тщетно пытается пересчитать пассажиропоток в городе, а владельцы автопарков ломают копья, доказывая, что они работают себе в убыток, уральцы утром продолжают втискиваться в переполненные, запыленные автобусы, чтобы доехать до работы, и вечером тем же макаром возвращаются домой.

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top