Эх, дорога…

6 ноября 2014
0
5293

Во время восстания под предводительством Емельяна Пугачева были казнены семь человек из царской администрации, населенный пункт вскоре получил название Семиглавый Мар, аналогично именовалась и станция на железной дороге. Есть и другие – Ершов, Шипово, Переметное… все они на Уральском отделении дороги, хранящем историю нашего края.
Народный музей «Старый Уральскъ», как обычно, не остался вдали от большого события – 120-летия Уральского отделения дороги, пригласив ветеранов отрасли, краеведов и гостей вспомнить, как все начиналось более века назад.

Старый чугунный мост

– Наказной атаман генерал-майор Николай Николаевич Шипов выступил с предложением соединить Уральск железной дорогой с центральными промышленными районами империи. И в 1892 году, с разрешения императора Николая II, началось ее строительство от Покровской слободы (ныне город Энгельс) до Уральска. Протяженность пути 396 верст, если перевести на современную меру, то 422,5 км. Ширина колеи – половина сажени, что составляет один метр, – рассказывает Рашид Багаутдинов. – В 1894 году по ней пошли первые поезда. Через пару лет построили вокзал. Станция Уральск находилась, где сейчас ст. Уральск-2, там осуществлялась высадка пассажиров и выгрузка товаров, что не устраивало жителей. И тогда через Чаган построили первый деревянный мост, прослуживший до 1916 года, пока не возвели чугунный.

– График движения от Покровской слободы до Уральска и обратно был удобен для пассажиров, вечером они усаживались в поезд, а утром выходили. Вагоны трех классов, снаружи отличавшихся по цвету: третий класс – зеленый, второй – желтый или бежевый, и первый – голубой. В последнем классе сидения и полки были деревянными, неудобными, а в первом – мягкие диваны, – продолжает он. – Для обслуживания пассажирских поездов управление заказало четыре паровоза в Северной Америке. Пассажирские поезда шли со скоростью 48 км/ч, а товарные и того меньше – 32 км/ч. Узкоколейка просуществовала до 1913 года, затем перешли на широкую колею, что позволило увеличить скорость транспортных средств. В 1917 году до ст. Соль-Илецк дорога была спроектирована на 70 процентов, однако последовавшие события не позволили осуществить задуманное.

– Хочу заметить, что строительство здания первого вокзала намечалось на Никольской площади, на пересечении нынешних проспектов Достык и Евразия, но казачки запросили большую компенсацию за отчуждение земли, и вокзал построили там, где он сейчас, – внес дополнение Марат Багаутдинов.

К слову, он совместно с сыном Рашидом сделал макет первого вокзала из ПВХ и картона, воссоздав, своего рода панораму привокзальной территории с присутствием фигурок людей позапрошлого века.

– Когда строили вокзал, предполагалось пустить конку от него до города, прорабатывался и вариант с трамваем, но война 1914 разрушила планы, – добавил он.

При железной дороге функционирует музей, которым два десятилетия занимается ветеран отрасли Михаил Надточий, собравший много интересных сведений. «Хочу внести ясность, – говорит он, – до генерал-майора Шипова местное руководство четырежды в течение двадцати лет обращалось к царю по поводу строительства железной дороги, и только наказному атаману удалось убедить императора. До 1894 года станция Уральск называлась Зачаганское, потому что находилась рядом с Чаганом. А известно ли вам, как получили названия другие станции? К примеру, инженер Ершов руководил строительством дороги, и, сделав отклонение от проекта, перенес ее на 10 километров в сторону, поскольку путь лежал через солончаки, что было очень неудобно для местных жителей. Кроме того он заботился о простом народе, в честь него и была названа станция. Шипово, как вы догадались, увековечило имя наказного атамана. Ростоши – большие заросли. Переметное – это казачья сума для одежды, которая приторачивалась сзади седла всадника. Разъезд Гугня – по имени атамана-казака, женившегося на красавице-казашке Айше, коих по преданию считают своими прародителями местные жители. Своего рода они – символ дружбы казаков и казахов, которая началась двести лет назад. Пятьдесят процентов казахов состояло в казачьем войске, из 25 тысяч мусульман 10 тысяч составляли казахи. Уральское казачье войско на стороне императора Александра I одержало победу в войне с Наполеоном, войдя первым в Париж и напоив своих коней в Сене».

Михаил Тихонович поведал о том, как мастером Котельниковым и его двумя сыновьями вручную строился мост через Чаган. Возводился он десять лет, а прослужил сто. Два десятилетия назад его заменили, добившись от властей сохранения как памятника техники и науки того времени. А также о многих отличившихся уральских железнодорожниках. Один из них Завертайло, награжденный в годы Великой Отечественной войны орденом Ленина, за то, что сумел неординарно и в рекордно-короткие сроки решить проблему – устранить течь в топке паровоза. О том, как уральскими машинистами был доставлен в Москву фельдмаршал Паулюс, командующий немецкой армией, капитулировавшей под Сталинградом.

Экспонаты, подготовленные к мероприятию, не оставили никого равнодушными. Редчайшая облигация Рязанско-Уральской железной дороги 1903 года, печатные материалы о подвигах уральских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны, фотографии старого вокзала, рабочих и служащих 1916 г., железнодорожного пути сообщением Рязань-Тамбов-Саратов-Уральск, деревянного моста через реку Чаган. Знаки: «Победителю соцсоревнования железной дороги», «Отличник путеец», «Отличник паровозник», дорожный фонарь, костыли, выкованные вручную в кузне. Еще один «вещдок» может увидеть любой желающий – это рельс, на котором надпись – Рязанско-Уральская железная дорога 1893 г., он находится при входе в музей. Кстати, ранее она носила название Рязанско-Козловская.

Краевед Владимир Кутищев, в свое время тоже трудившийся на железной дороге инженером по соцсоревнованию, была такая должность в советские годы, рассказал, что штат достигал десяти тысяч человек, в тупике скапливалось много вагонов, и традиционно каждую пятницу все отправлялись на их выгрузку. Где сейчас находится памятник Чапаеву, стояла водонапорная башня, причем в наклоненном положении, которую в народе называли «уральской-пизанской».

Словом, Уральское отделение дороги повидало многое. В 1916 году на ее строительство привлекались даже женщины и девушки. Имела неоценимое значение она и в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top