Ее года – богатство наше

29 января 2015
0
528

«Зачем 80 повесили на сцене?» – «Так ей же столько лет». – «Да ну? Не может быть!» – «Вот и я о том же, не сказали бы, никто бы и не знал», услышала я разговор двух женщин в зале филармонии, где отмечали юбилей заслуженного работника культуры, ветерана труда Инны Гудошниковой.

Дочь врага народа

«Я помню, как арестовали отца, хотя мне было три года, – вспоминает Инна Гудошникова, – он работал экономистом в банке. Нам пришлось освободить квартиру. Реабилитировали его посмертно, в 57-м. Тогда многих забрали, а еще раньше через все это прошел дед, также обвиненный в подрывной деятельности. Не знаю, как бы мы выжили, если бы не сжалилась над нами заведующая детсадом, устроившая маму на работу и позволявшая ей брать домой кое-что из еды. Мама отличалась жизненной силой, но в ней сидел подспудный страх, синдром репрессий, она много работала, помогала всем, угождала, по-моему, он есть и во мне».

В 1956 году Инна, с отличием закончив филологический факультет Уральского пединститута, устроилась библиографом в областную библиотеку имени Крупской, затем возглавила отдел. Инициативная, деятельная, часто выезжала в районы, вносила свои предложения, занималась вопросами краеведения, внедряла опыт Московской государственной библиотеки.

Задолго до получения второго высшего образования – в Московском институте культуры, ее переводят заместителем начальника областного управления культуры, где она с головой, как всегда, окунается в создание досуговых и просветительских центров и учреждений. «Это не только красивая, деловая женщина, но – ходячая энциклопедия, – отмечает Жайсан Акбай, в те годы руководивший управлением. – Без натяжки, она самый авторитетный человек в сфере культуры, побывавшая в отдаленных районах области, более того, патриарх культуры Приуралья. В то время под контролем партии работалось нелегко. Однажды мы попали во всесоюзный журнал «Крокодил» за то, что театр поставил пьесу зарубежного автора, оказавшегося в немилости у коммунистов. Инна Алексеевна умела дипломатично говорить и строить взаимоотношения, дала дорогу многим одаренным людям. Цифра, определяющая ее возраст, ничего не значит, ее знания, опыт, энергия и сейчас нужны нам». К слову, о преемственности поколений говорил и нынешний начальник управления культуры Даулеткерей Кусаинов, подчеркнув, что именинница обладает глубокими знаниями прошлого и настоящего.

Она не просто увлекалась театром, играла в народном, и, как заметила главный режиссер драмтеатра Островского Оксана Малуша: «Она профессионал до артистизма и артистична до профессионализма», ей прочили карьеру на подмостках, но выбор пал на становление культуры области.

Плачущая и смеющаяся

Так в переводе означает ее имя, говорит она, поясняя, что первую половину своей жизни больше плакала, а с появлением Славы Ирхина изменилась. «Кем ты будешь для меня, дядей или… », – спросил Валера, сын Инны, когда впервые увидел статного парня. «Валерочка, он будет папой», – успокоила мальчика мать Славы, и это напутствие оказалось правдой. Сын закончил мединститут, работал на «скорой», затем в онкологии, замглавврача в областной больнице. Дочь Марина, выпускница Ленинградского университета истории искусств, работала в издательстве «Лики России». Оба живут в России, имеют детей. Внучка Анна в минувшем году на вечере памяти – 75-летии В.М. Ирхина, пела на уральской сцене, руководит ансамблем.

Инна Алексеевна говорит, что ей везло на хороших людей, вспоминает добрыми словами Бисена Жумагалиева, Сагына Есеналиева, Яна Панджариди, Уркию Ершуриеву, Максута Умаргалиева, Сару Таныбаеву, Раису Шинтимирову, Ашира Молдагаинова… этот список можно долго продолжать. Но и они в свою очередь отзываются о ней как о талантливом руководителе, сердечном человеке, сопереживающим другим, помогающим в минуты невзгод, вкладывающим всю себя без остатка, чем бы ни занималась. А работает она самозабвенно, так же общается, в том числе с незнакомыми людьми. Достаточно прочесть ее переписку на сайте с поклонниками поэзии супруга, чтобы почувствовать широту ее души.

«Неоценим ее вклад в историю Казахстана, – говорит Гульбагира Атаньязова, заведующая музеем Пугачева. – Вместе с Мариной, при поддержке Мукатаева, они работали в архивах Санкт-Петербурга, и выпустили уникальную книгу «Хан Жангир – великий преобразователь степи». Вторая – также представляющая интерес: «Султан Губайдулла Чингизхан», издана в этом же тандеме. Только за эти книги – глубокий поклон, не говоря о других заслугах. А ведь она не историк, не краевед. А ансамбль «Ақжайық»? Стояла у истоков его создания, с ее взыскательным вкусом и интеллектом сделаны костюмы для него, подготовлен репертуар, и слава о нем вышла далеко за пределы Казахстана. А как она говорит!».

Развитию культуры И.А. Гудошникова отдала более 40 лет. Ей присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Казахской ССР», награждена медалями «За трудовые заслуги», «За доблестный труд», юбилейным знаком «50 лет КазССР», двумя медалями ВДНХ. В ее послужной список можно внести две книги супруга, которые семья издала после его смерти.

Юбилейный вечер украсили выступления заслуженных артистов Приуралья, в числе номеров – произведения В. Ирхина.

Это краткое «ИГ»

Уже под занавес, когда на сцену поднялись ее дети, Валерий уважительно, с чуть заметной иронией сказал, что горд – в их роду появился долгожитель в лице мамы. Предался воспоминаниям, как, будучи мальчишкой, часто сиживал в этом зале, наблюдал за игрой Инны Алексеевны в спектаклях, когда-то – в роли Вассы Железновой. Оба благодарили собравшихся на юбилее. Впрочем, посторонних не было, это все ее друзья, единомышленники, тем или иным образом контактирующие с ней по разным вопросам.

На всякий случай (возможно, кто-то не держал в руках книг В.М. Ирхина) Марина пояснила: много стихов Владислав Митрофанович посвятил своей Музе, и это скромное «ИГ» в правом углу – Инне Алексеевне.

Так кратко, всего две буковки – «ИГ», а сколько они вместили: обширную культурную деятельность, материнство, судьбу жены поэта, которого она отпускала в Москву и Санкт-Петербург, когда ему вдруг становилось душно в провинциальном городке и хотелось напитаться духом свободы и творчества. Инна была его вдохновением, женщиной-матерью, понимающей, заботливой, оберегающей. «Не ведаю порой, так кем ты стала мне – женой или сестрой? Взгляну в твою печаль – я сам такой, как ты. Я все тебе прощал. И ты меня прости», – писал он.

Кто знает, как бы сложилась его судьба, не повстречай он Инну, создавшую ему условия для творчества, и не «варись» он в упоительной атмосфере интеллекта, взаимопонимания, которую создала эта пара.

Не могу без улыбки вспоминать, как Владислав Митрофанович рассказывал о материальных затруднениях в период перестройки, когда царствовала безработица, продукты продавались по карточкам. Жена наказала купить в Ленинграде хорошее зимнее пальто. А он… «А я приобрел альбом иллюстраций Сальвадора Дали, – произнес он шепотом, словно вновь ощутил свою вину, и тут же со страстью добавил, – ну не мог я обойтись без него! Принес домой и спрятал. Инна спрашивает вкрадчиво: «А где пальто?» Я говорю: «Понимаешь…», и достаю эту драгоценность… Другая бы по морде дала этой книгой», – улыбался он, и в его глазах читалось восхищение и преклонение перед этой женщиной.

Кстати, о драгоценностях. «В их квартире ценное – это книги, Инна Алексеевна равнодушна к ювелирным украшениям. Знания – главная ценность; и детей так воспитывали, – говорит Алия Дауленова, друг семьи. – Марина училась с моим сыном в одном классе, и на собрания мы ходили вместе, но чаще – с Владиславом Митрофановичем. Инну Алексеевну видели редко, хоть и жили в одном подъезде. Будет правильнее сказать: мы ее чаще не видели, чем видели, она всегда была в командировках. Расскажу забавный эпизод: однажды она приехала поздно, а супруг открыл дверь и протянул ей подушку, дескать, ночуй где хочешь. Он заведовал «хозяйственной частью», идем с ним на рынок, а он говорит о чем-то высоком, интересно слушать.

Этой семье свойствен богатый внутренний мир».

Осталось добавить, что главной книгой в семье Инна Алексеевна считает «Евангелие от Любви», воспевающее достоинства женщины и всеобъемлющую любовь.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top