Единство своих истоков

27 июня 2019
0
1137

Совет старейшин ЗКО собрал за круглым столом в областном Доме дружбы представителей этнокультурных объединений, членов советов общественного согласия, ученых из ведущих вузов области, а также студентов – представителей молодежного крыла Ассамблеи народа Казахстана ЗКО «Жаңғыру жолы», чтобы обсудить ключевые моменты статьи Елбасы Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи».

Председатель Совета старейшин ЗКО Рахметолла Суербаев в самом начале встречи пояснил, что данное мероприятие организовано для того, чтобы повысить интерес молодежи к изучению истории своего народа. Не случайно, что для глубокого ознакомления аксакалы выбрали именно статью «Семь граней Великой степи», ведь эта статья Елбасы направлена на воспитание патриотизма и гордости за свою историю, формирование чувства единства своих истоков у всех казахстанцев.

«В своей статье Нурсултан Назарбаев показал совершенно новый взгляд на нашу национальную историю. Она заставляет задуматься о роли Великой степи в мировой истории, формирует у подрастающего поколения патриотизм, чувство глубокого уважения к культуре и истории своего народа с малых лет. Она является фундаментом для воспитательной работы. Каждый казахстанец, считающий себя настоящим гражданином страны, должен знать и уважать историю своего Отечества. Только тогда мы сохраним уникальное наследие наших великих предков», – высказался Рахметолла Суербаев.

– Елбасы глубоко проанализировал роль казахского народа в истории, призвал к осмыслению прошлого Казахстана с высоты современной науки и предложил новые пути к модернизации исторического сознания. Для амбициозного молодого поколения эта статья станет прекрасным поводом и причиной переосмыслить свое нахождение в пространстве и времени, чтобы двигаться дальше вперед.

Заместитель председателя Совета старейшин ЗКО Батес Исмагулова процитировала высказывание Лидера нации о том, что «… нам необходим позитивный взгляд на собственную историю, чтобы осознать ее и принять во всей ее многогранности и многомерности. Мы должны постоянно доказывать, что многие культурные достижения родились именно на нашей земле, а затем уже распространились по сторонам света. Названия многих родов и племен кочевников Казахстана на многие сотни лет старше этнонима «казах», что свидетельствует о новой стороне нашей национальной истории, которая является общей для многих этносов, проживающих на территории нашего Казахстана длительное время».

«Наш Уральск да и вся Западно-Казахстанская область богаты историческими событиями, древнейшими захоронениями, которые научно подтверждают значимость нашей казахской культуры, – отметила Батес Исмагулова. – И если мы хорошо знакомы с исторической ролью наших батыров, помимо событий времен Октябрьской революции и Великой Отечественной войны, то предыдущий пласт нашей великой истории, о которой говорит Елбасы, мы должны поднять, изучить и донести до молодого поколения, до мировой системы, показать величие истории Казахстана и его роль в глобальной истории, опираясь на научные факты, на положительные примеры всемирного содружества всех этносов, населяющих нашу республику».

Следует отметить, что все выступившие в ходе встречи ученые постарались максимально развить в своих научных работах каждую из семи граней, обозначенных Нурсултаном Назарбаевым в своей статье.

Магистр истории Акманар Кумарова раскрыла собравшимся во всей ее полноте первую грань великой степи – Всадническую культуру казахов. В своем докладе она пояснила, что впервые одомашнивание лошади человеком произошло на территории современного Казахстана, о чем свидетельствуют раскопки поселения Ботай на севере страны. Всадник на коне, вооруженный луком, пикой либо саблей, стал своеобразным символом эпохи, когда на авансцену истории выходят могущественные империи, созданные кочевыми народами.

Изображение конного знаменосца – наиболее узнаваемая эмблема героической эпохи и особый «культурный код» кочевого мира, формирование которого связано с зарождением всадничества.

Кандидат исторических наук, доцент ЗКГУ имени М. Утемисова Бактылы Боранбаева и кандидат исторических наук, преподаватель Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета Мурат Калменов подробно остановились на древней металлургии Великой степи, зверином стиле в украшениях, военном снаряжении и прочих предметах быта.

Предки казахов, как отметил выступающий, еще в глубокой древности занимались изготовлением оружия, предметов обихода из бронзы, меди, свинца, железа, постоянно совершенствовали свое мастерство, что открывало им возможности для ускоренного технологического прогресса. Об этом говорят найденные при раскопках печи для выплавки металла, украшения, предметы быта и оружие ранних эпох. При этом казахи всегда жили в полной гармонии с окружающим миром и считали себя неотделимой частью природы. Мурат Калменов также в своем докладе затронул одну из величайших граней в истории казахов – «Золотого человека» – уникальную находку в мире археологии – воина из высшего сословия, захороненного в кургане Иссык. Искусные золотые доспехи воина прямо говорят о том, что древние мастера владели техникой обработки золота. Тот момент, что знатный воин был похоронен в золотых одеждах, по мнению историков, есть свидетельство того, что степняки возвеличивали личность вождя, возводили его в ранг солнцеподобного божества. При этом они не были неграмотными варварами, на одной из серебряных чаш, найденных около воина, обнаружены нацарапанные знаки – следы самой древней письменности, когда-либо найденной в Центральной Азии.

Еще один ученый – кандидат исторических наук ЗКИТУ Алия Бижанова – выступила с докладом «Колыбель тюркской цивилизации». Она пояснила, что древнейшие предки казахского народа тюрки еще в середине I тыс. н. э. создали свой, особый тюркский мир, и наступила новая веха в жизни Великой степи.

Тюрки сумели объединить в гармоничное целое кочевую и оседлую культуры, построить средневековые города, которые стали центрами искусства, науки и мировой торговли. Так, средневековый Отырар дал человечеству одного из величайших умов мировой цивилизации Абу Насыра аль-Фараби, в Туркестане жил и творил один из великих духовных лидеров тюркских народов Ходжа Ахмед Ясави.

Кандидат исторических наук Аккайын Балыкова, заведующая кафедрой ЗКИТУ подробно остановилась на становлении Великого шелкового пути – трансконтинентальной сети торговых и культурных связей между Востоком и Западом, Севером и Югом Евразии.

Этот путь стал устойчивой платформой для становления и развития глобального взаимообмена товарами и интеллектуального сотрудничества между народами.

На территории Казахстана Великий Шелковый путь брал свое начало у границ Китая. Купцы Поднебесной империи везли через казахские степи на запад, в Европу шелк, оружие, лекарственные препараты, рис, а также экзотические для того времени товары, например, слоновьи бивни. Степные правители предлагали свои услуги по обеспечению безопасности торговых караванов, взамен требуя некоторую долю товара или звонкую монету. Так появились оброки, или, по-современному, налоги и таможенные платежи.

Очень лиричными получились доклады старшего преподавателя кафедры биологии и экологии ЗКГУ Жаннат Кажмуратовой и заведующей кафедрой биологии филиала АО «НЦПК «Орлеу» Айгуль Хайруллиной.

На территории Казахстана произрастает 35 видов тюльпанов, причем 12 видов из них – растут только в нашей стране и занесены в Красную книгу. В Чу-Илийских горах, близ Алматы до сих пор можно встретить в первобытном виде жемчужины казахстанской флоры – тюльпаны Регеля. Эти прекрасные растения появились на нашей земле в полосе пустынь и предгорий Тянь-Шаня. Из казахской земли эти скромные, но необычные цветы постепенно расселились по всему свету, покорив своей красотой сердца многих народов.

Сегодня в мире существует более 3 тысяч сортов культурных тюльпанов, и большая их часть – «потомки» наших казахстанских цветов.

Научно доказано, что предгорья Алатау являются «исторической родиной» яблок и тюльпанов. Именно отсюда эти значимые для всего мира растения постепенно расселились по всем странам. И сейчас Казахстан является хранителем прародительницы всех яблонь Земли – яблони Сиверса. Именно она подарила миру один из наиболее распространенных фруктов современности. Айгуль Хайруллина рассказала, что алматинский апорт в годы Великой Отечественной войны в вагонах посылали в детские дома блокадного Ленинграда. Спустя годы ленинградские дети-сироты вспоминали, что запах апорта для них был символом счастливого Нового года, неким чудом посреди войны и голода.

В завершение встречи активист молодежного движения «Жаңғыру жолы» Азиз Талапов от имени молодежи области выразил благодарность Совету старейшин, ученым вузов за тот огромный пласт информации из истории казахского народа, которую молодому поколению еще предстоит изучать и изучать.

Автор: Людмила Калашникова
Фото предоставлено молодежным движением
Ассамблеи народа Казахстана ЗКО «Жаңғыру жолы»

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top