Душа обязана трудиться

21 февраля 2019
0
222

Здесь люди получают то, что им так не хватает в жизни – положительные эмоции. Залы пустыми не бывают. Возраст разный, много молодежи. Ценители прекрасного едины в одном – филармония является флагманом в деле пропаганды классического искусства в области.
Совсем недавно загорелась еще одна звезда. Баритон Айбека Турарбекова покорил сердца слушателей.

Молодой артист окончил сначала республиканский эстрадно-цирковой колледж в Алматы, затем консерваторию. Будучи студентом, работал в Государственном академическом театре оперы и балета. Ему 26 лет, но с самого юного возраста он знал – будет только артистом. Учась в начальных классах, участвовал в школьных концертах, в средних классах уже выступал на сцене сельского Дома культуры.

– Пел всегда и везде. Соседи приходили жаловаться к моему деду, – вспоминает с улыбкой Айбек. – Наверное, слишком громко, потому что они просили, чтобы я молчал. Но дед мне ничего не говорил, а им отвечал: «У себя во дворе поет, никому не мешает».

В свободное время Айбек спешил в Дом культуры, иногда сбегал с уроков. Так что учителям нередко приходилось искать его там. Просили директора ДК во время уроков его не пускать.

– Директором ДК был заслуженный деятель культуры, кюйши Ибат Аликешев, – рассказывает Айбек. – Он разговаривал со мной на эту тему, объяснял, что, не получив знания, не смогу поступить в музыкальный колледж. Конечно, для меня это было весомым аргументом. Многие дети стеснялись выступать перед публикой, а у меня такого смущения не было, наоборот, мне все нравилось. Я чувствовал себя как рыба в воде. Первый раз на сцену вышел в 4 классе, в 5-м выучил итальянскую песню «Санта Лючия» и с чувством исполнил.

Большую и дружную семью Аубекеровых в округе знали все. Глава семейства Турарбек был уважаемым человеком. У них с супругой Марией 11 детей. Все имели исключительный слух и играли на музыкальных инструментах. Айбек продолжатель музыкальных традиций в третьем поколении.

– В нашем доме, а воспитанием моим занимались дедушка с бабушкой, всегда звучала музыка, – вспоминает Айбек. – На стене, на самом почетном месте, висели домбра и гитара, здесь же рядом стоял баян, была еще мандолина, на которой прекрасно играл дед. Я точно не знаю, кто его научил, но музицировал он превосходно. Прекрасно поет бабушка, у нее колоратурное сопрано. Конечно, с возрастом голос слабеет, но в свое время звучал как чистый ручей. В годы молодости она училась в Алма-Атинском педагогическом институте на бухгалтера. В это же время участвовала в художественной самодеятельности вуза. Примерно тогда участвовала в престижном конкурсе начинающих вокалистов, на который съехалась молодежь со всей Казахской ССР. Там же она познакомилась с будущей звездой казахской сцены Бибигуль Тулегеновой. Ее оценили, она должна была поехать в Москву, но в тот момент уже была знакома с моим дедом и даже собралась за него замуж. Он поставил ей условие – он или сцена. Поэтому осталась, но петь не перестала. Ни одно застолье, куда их приглашали вместе с дедом, не обходилось без ее исполнения.

Они поженились в 1961 году, всю жизнь прожили на своей малой родине, в поселке Новая Казанка Жангалинского района. Работали на противочумной станции, он – дезинфектором, она – бухгалтером. Деда не стало в 2006 году.

Его сын, мой дядя Жаныбек Аубекеров, окончил институт культуры в Алматы, работает вокалистом в Государственном академическом театре оперы и балета. Именно он когда-то научил меня петь «Санта Лючию», которая и стала для меня судьбоносной. Утром рано, когда он еще спал, я зашел к нему в комнату и попросил продиктовать слова. Он, не открывая глаз, стал диктовать, а я старательно записывал. Совсем скоро мне представился случай ее спеть. Был праздник, в сельском Доме культуры собралось много людей, и я вышел на сцену. Моим односельчанам очень понравилось выступление, это была первая порция настоящих оваций.

 Родители Бейимбет, Гүлнар

На гитаре Айбека научил играть другой дядя – Кенжибек. Который также заметил интерес племянника к музыке.

– Играть на гитаре непростое дело, но я старался. Прижимал гитарные струны к грифу, что-то бренчал и пел. Сейчас играю на домбре, гитаре, баяне и фортепиано. Для себя усвоил одно правило – если есть желание, можно всему научиться.

В школьные годы Айбек участвовал в конкурсах и даже занимал места. Но не в музыкальных, а декоративно-прикладного искусства.

– Меня тянуло к красивым вещам, хотелось самому что-то создавать. Некоторые работы на выставках занимали первые места. Конечно, родители мной очень гордились.

В 2010 году Айбек окончил школу. Посоветовавшись с родителями и родственниками, поехал поступать в алматинский эстрадно-цирковой колледж, на факультет «сольное пение». Экзамен принимал профессор, известный в мире искусства оперный певец Гафиз Кадырович Есимов.

– Профессионалы и любители оперного искусства хорошо помнят его мощный и сочный голос, – говорит Айбек. – Но помимо того, какой он талантливый, мы узнали, что он строгий преподаватель. На вступительных экзаменах я исполнил «Санта Лючию». Он внимательно меня слушал, и на его лице я читал одобрение. Это меня вдохновляло. Поступил на грант, это для меня тоже было очень важно. Оказывается, чтобы стать профессиональным певцом, нужно постигать многие науки, разбираться в нотах.

Дядя Жаныбек АубекеровЕсли ребята все это знали, многие после окончания музыкальной школы, то я был совершенно неграмотен. Но старался, оставался на дополнительные занятия, поэтому был отличником. У нас была железная дисциплина. Мы не могли без уважительной причины пропускать занятия, опаздывать, никакие доводы он не принимал. Не любил хвалить, но всегда выражал свое недовольство. Для него не являлись аргументами номинации и дипломы, которые получали его ученики. За все время учебы меня похвалил только пару раз, тогда я стал призером двух престижных международных конкурсов, в которых участие принимали студенты консерваторий других республик. А я всего лишь студент колледжа. К тому же самый молодой участник.

Во время учебы подрабатывал в молодежном театре сатиры и юмора и даже ездил с выступлениями по Казахстану. После колледжа поступил в консерваторию. Снова на курс профессора Есимова. И в это же время нашел подработку, теперь в Государственном академическом театре оперы и балета.

– Для нас это был огромный опыт, ведь мы были на одной сцене с мэтрами оперного искусства, – рассказывает Айбек. – Нас приняли в качестве мимансов. Миманс обеспечивает массовку. Но мне тогда казалось, что мы оказываем помощь солисту.

Во время ЭКСПО-2017 он работал в Астане, где его заметили. Пригласил к себе ансамбль песни и танца Национальной гвардии РК. После консерватории он стал частью этого коллектива.

– Прекрасное время, отличный коллектив – талантливый, где я проработал почти четыре года. Пока меня не пригласили в филармонию Уральска, – говорит Айбек. – Каждый шаг – это всегда опыт. Чему-то учился, находил друзей, прислушивался к словам наставников. Все это было нужно. С большой радостью вернулся в Уральск, хотя практически не знал этот город. Но тут живут мои земляки, для которых мне хочется работать. Конечно, родители и мои многочисленные родственники гордятся мной, они уже были на концертах с моим выступлением.

На достигнутом Айбек останавливаться не собирается. В этом году хочет поступить в магистратуру.

– Сегодня большое значение уделяют развитию молодежи, – говорит Айбек. – Есть множество программ, благодаря которым можно получить образование, открыть свое дело. Но как бы государство ни поддерживало, очень важно личное желание каждого добиться чего-то, его стремление. Я хотел быть певцом и стал им. И хочу всем пожелать не отказываться от мечты.

Фото Ярослава Кулика и из семейного альбома Айбека Турарбекова

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top