Душа народа

14 июля 2022
0
793

В первое воскресенье июля отмечается День домбры. У казахского народа много музыкальных инструментов, но самое почетное место среди них, конечно же, занимает домбра. В старину она была в каждой юрте, даже самой бедной. Веселила, рассказывала легенды, а в самые трагические моменты, вместе с исполнителем плакала. В ней душа, именно поэтому многие столетия домбра была и остается любимицей. В Уральске чествованию домбры посвятили множество мероприятий. Они организованы на главной площади города, в районном парке, а также в других культурно-досуговых учреждениях.

Казахи – кочевой народ. Время от времени собирали вещи, сворачивали юрту и вместе со стадами овец и табунами лошадей уходили в поисках лучшего места для выпаса животных. Домбра всегда оставалась в руках. Она легкая, удобная, даже сидя на лошади, ее владелец мог наигрывать любимые всеми мелодии.

История инструмента уходит в глубину веков, свидетельства тому наскальные рисунки, на которых изображены предметы, похожие на него. Один из таких камней с изображением домбры хранится в главном музее Казахстана. Экспонат называется «Танцоры вокруг домбры». Этот камень относится к эпохе бронзы. В 2008 году в одной из пещер монголо-алтайской возвышенности найден еще один инструмент, по своему внешнему виду похожий на домбру. Ему, как потом выяснили ученые, насчитывается полторы тысячи лет. Он был признан старейшим струнным музыкальным инструментом, существующим в мире. Казахстанские ученые считают, что находка имеет 90-процентное сходство с казахской домброй и тувинским инструментом икель. Артефакту дали название Ата-домбра, что значит отец домбры.

Еще один похожий древний инструмент найден в Поволжье, недалеко от Саратова. Находка датируется эпохой Золотой орды XIII-XIV века. Фрагменты инструмента по своей форме похожи на домбру. Конечно, он найден не в целом виде, так что ученые могут судить лишь по останкам. Но на корпусе явно была выемка, поэтому есть предположения, что это могла быть домбра или кобыз. Артефакт хранится в Саратове, а его копия в музее Казахстана.

Современная домбра, конечно, значительно отличается от своих предков и по форме и по звучанию. Она теперь отличается и между собой. В разных регионах своя форма. На западе мастера предпочтение отдают каплевидной форме. У нее круглый корпус который сужается к грифу. На востоке – четырех-угольная. В Центральном Казахстане – инструмент в форме лопаты.

В основном мастерами домбры являются мужчины. Но есть и одна женщина, которая делает музыкальные инструменты не хуже мужчин, а может быть, даже лучше. Это Асима Имангалиева. Этим делом занимается больше 30 лет, она неоднократный победитель республиканских конкурсов мастеров музыкальных инструментов. Домбра самый распространенный инструмент, и у мастеров заказы есть всегда. Асима работает в технике западноказахстанских умельцев. Основную работу по-прежнему выполняет вручную, потому здесь важны терпение и мастерство.

Чтобы домбра прослужила долго, ее делают из твердых пород дерева – клена, сосны или ореха. При изготовлении важно настроение мастера. Говорят, что оно передается инструменту, а через него музыканту и слушателям. Кроме того, у каждого мастера есть свой почерк, по которому его инструмент легко узнать. Это может быть специальный узор, резьба на головке грифа или даже автограф.

Домбра уникальный инструмент. Простая, она в то же время одинаково красиво звучит и сольно, и в компании своих братьев, а также других казахских музыкальных инструментов. Сохранилось свыше 10 тысяч кюев для домбры. Эти произведения делятся на стили и школы.

В целом по стилю исполнения кюи делятся на два больших направления – токпе и шертпе. Произведения в стиле шертпе исполняются перебором струн, спокойно, не спеша. А токпе – это стиль, который звучит энергично, без остановки. И эти два направления развивались в разных регионах Казахстана. И с этим связано использование инструментов разной формы. Например, кюи шертпе широко распространены в южном и восточном регионах страны. Там для этого используется лопатовидная домбра. А родиной стиля токпе считается Западный Казахстан. История сохранила имена многих композиторов-кюйши, чьими именами сейчас называют определенные стили игры на домбре – Даулеткерей, Курмангазы и другие.

Игра на домбре сегодня чаще всего превращается в шоу, с имитацией звуков животных и жонглированием. У домбры очень широкие возможности для импровизации. Во время исполнения многие исполнители могут ее переворачивать, легко постукивать по корпусу. Все эти методы, а также исполнение преподают в музыкальных школах и колледжах. Даже самых маленьких обучают секретам жанра. Как импровизировать на домбре во время песенных состязаний – айтысов, исполнять поучительные произведения терме и даже сочинять собственные, как настоящие народные композиторы – жырау.

Имея богатую историю и музыкальное наследие, домбра находит свое место и в современном искусстве. Искусство исполнения кюев включено в список нематериального наследия ЮНЕСКО как древний вид творчества, самовыражения казахской культуры. Домбра – это воплощение духа казахского народа, инструмент, с которым не расставались ни перед битвой, ни после нее, ни во время кочевок, а тем более праздников.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top