Дружба только крепнет

20 сентября 2018
0
1067

В любом деле, а в воспитании подрастающего поколения особенно, большое значение имеет творческий, аналитический подход. Нельзя жить только прошлыми и сегодняшними успехами. Уход от шаблонов, использование передовых методов работы придаёт ей мощный импульс, новое качество, на чём постоянно акцентирует внимание Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Именно такому подходу в воспитании у школьников межэтнического согласия следуют в уральской средней общеобразовательной школе № 25.

Это Рио-де-Жанейро!

В школе создали не класс, как это практикуется в некоторых других школах, а клуб Дружбы. И это неудивительно: 25-я – многонациональная школа. Наряду с казахами, русскими, украинцами, белорусами, чеченцами, азербайджанцами и другими народами бывших республик СССР, здесь учатся арабы и даже бразильцы! Поэтому история, культура, традиции и обычаи Алжира и Бразилии близки всем учащимся школы.

Клуб Дружбы объединяет учащихся не только разных национальностей, но и возрастов. Участники клуба принимают активное участие во внеклассных мероприятиях – выступают на концертах, посвящённых Дню единства народа Казахстана, дню Независимости, Дню языков, другим праздникам и знаменательным датам.

Администрация школы уделяет особое внимание воспитанию духовности учеников. Успешно реализуется государственная программа «Рухани жаңғыру», и в основном благодаря активной деятельности клуба Дружбы. Участвуя в его работе, дети учатся уважать историю и культуру Республики Казахстан, других народов планеты.

– У детей и подростков велика жажда общения, особенно со сверстниками, но она нередко приводит к случайным знакомствам, неблагоприятному влиянию, – говорит заместитель директора по воспитательной работе Екатерина Ильменёва. – Остро встаёт вопрос организации досуга детей. Создав клуб Дружбы, мы увлекли ребят не только в познавательном, но и в воспитательном смысле, в русле идей мира, единства и межэтнического согласия. Мы постоянно напоминаем детям слова Нурсултана Назарбаева: «И счастье, и власть достаются не тем, кто в раздорах, а тем, кто в согласии вершит всенародное дело».

В школе прекрасно понимают, что кружки – дело хорошее, нужное. Но они обычно немногочисленны. Их деятельность ограничивается развитием определённых способностей группы ребят из 10-15 человек. В отличие от них школьные клубы способны охватить разнообразными видами деятельности большинство учащихся школы, а значит выявить их способности и развивать их.

Социально-экономическая и политическая жизнь современного общества усиливает запросы на личность творческую, инициативную, с высоким уровнем интеллекта, духовности и толерантности. Возглавляемая Батимой Аскаровой школа успешно решает эту задачу на уроках и во внеклассной работе, причём более высоких результатов добиваются те педагоги, которые умеют организовать неформальное общение с ребятами. И клуб Дружбы этому – отличное подспорье!

В основе его работы лежит принцип самоуправления – члены клуба сами выбирают содержание и формы работы. Это очень важно: тем самым поощряется инициатива детей, которые всё больше узнают о жизни людей других национальностей. Потому здесь не приемлют сентенцию известного литературного и киногероя: «Нет, это не Рио-де-Жанейро». Как раз наоборот: это – Рио! Огромный город большой страны с уникальной и самобытной культурой, традициями и обычаями. Знание истории и культуры разных народов духовно обогащает детей, воспитывает уважение к представителям других национальностей.

Вместе с Ассамблеей

Очень плодотворно школа сотрудничает с Ассамблеей народа Казахстана Западно-Казахстанской области. Представители чеченского, азербайджанского и других этнокультурных центров участвовали в торжественных школьных линейках, фестивалях дружбы и других мероприятиях.

Особый интерес учащихся 8-11 классов вызвала конференция по социальным и межэтническим темам, в ходе которой гости ответили на многочисленные вопросы. Многие ребята потом говорили, что такая встреча, превратившаяся в очень интересный и откровенный диалог, им понравилась, и они ждут его продолжения.

Когда же представители Ассамблеи приглашают ребят на свои концерты, смотры, фестивали и другие мероприятия, они всегда их активно посещают. Ведь одно дело читать или смотреть по телевидению передачи о культуре, традициях и обычаях, другое – знакомиться с ними во всей красе и многообразии. Во время таких встреч завязываются творческие контакты, дети учатся лучше играть на национальных инструментах, танцевать.

Для учителей такие визиты также очень полезны в плане улучшения работы по воспитанию межэтнического согласия, мира и дружбы между учащимися разных национальностей.

Такой опыт пригодился во время участия 25-й школы в республиканской акции «Одна страна – одна книга», проводимой с 2007 года по инициативе Национальной академической библиотеки и Библиотечной ассоциации РК при поддержке Министерства культуры и информации Казахстана.

В школе прошла выставка книг Султанмахмута Торайгырова. Библиотекарь Жайманова при удачно подобранном и смонтированном видеосопровождении провела открытый урок о жизни и творчестве писателя. Учащиеся играли на домбре и кобызе, посмотрели фильмы о местах, где родился С. Торайгыров. В рамках данной акции проведены также открытые уроки учителями казахского языка и литературы.

В творческом поиске

Педагоги школы постоянно анализируют воспитательную работу по межэтническому согласию, стремятся сделать её интереснее и разнообразнее. Не боятся они и нестандартных ходов.

На первый взгляд, может показаться, что проведение таких мероприятий, как декада «Права ребёнка – права человека» или конкурс сочинений на тему «Что значит работать на государственной службе?» не имеют прямого отношения к воспитанию детей в духе единства и дружбы. Но это смотря как проводить такие мероприятия!

По декаде проводились классные часы. В 9-11 классах учителя на уроках обществознания очень подробно и обстоятельно знакомили учащихся с Конституцией Республики Казахстан, символикой государства. Обращалось внимание на вопросы межнационального согласия, затрагиваемые в Конституции.

В Конвенции о правах ребёнка записано: «Дети всегда должны иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста». Поэтому в декады правовых знаний включаются самые разные и интересные мероприятия. Они призваны не только помочь подросткам осознать социальную ценность права как средства защиты личности и общества, но также усвоить правила поведения в семье, школе, на улице, в учреждениях, местах отдыха, ориентированных на уважение к правам и свободам граждан другой национальности.

Для закрепления материала с учащимися проводятся игры, экспресс-разминки и викторины по предложенной тематике. Например, на классных часах используются элементы игры (на примере сказочных героев) на тему «Права детей – забота государства», которые знакомят школьников с основными понятиями Конвенции о правах ребёнка.

В конкурсе сочинений главное внимание уделялось привитию школьникам культуры, честности, неподкупности, тем самым – воспитанию в них патриотов своей страны. Ведь именно патриотически воспитанная молодёжь лучше воспринимает идеи мира, дружбы и согласия. Так что здесь всё взаимосвязано, полагают в школе.

Екатерина Ильменёва считает, что для улучшения интернационального воспитания в школе есть большие возможности. Например, фестиваль дружбы в День единства народа Казахстана будущего года наверняка пройдёт в несколько другом формате и более интересно. Планируют в школе и проведение новых мероприятий по межэтническому согласию. 25-я не останавливается на достигнутом, её педагоги всегда в творческом поиске.

Фото из архива СОШ № 25
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top