Достояние республики

28 мая 2020
0
4702

В такое трудно поверить, но 10 лет назад историческая реликвия Уральска – чугунный мост через Чаган мог… пойти на металлолом. Руководство Уральского отделения железной дороги посчитало, что мост содержать нерентабельно: «Если мост, который не находится на нашем балансе, представляет интерес для истории, пусть этот вопрос решают власти. Мы решили в следующем году это сооружение демонтировать». Большое значение сохранению чугунного моста придавал тогдашний аким Уральска Самиголла Уразов. Автору этих строк и журналистке газеты «Жайық үні» Айнагуль Сабиевой доводилось неоднократно выезжать на объект и готовить материалы в защиту моста.

Взять под охрану

7 октября 2010 года в «Пульсе города» вышла моя статья «Европейский прорыв. Чугунный мост через Чаган и подъём экономики Приуралья на рубеже ХХ века». В ней приведены цифры из исторических источников, убедительно показывающие рост экспорта фирменных уральских товаров в европейскую часть России и в Западную Европу. Этому способствовало строительство чугунного моста как капитального сооружения взамен временного деревянного.

Наши публикации вызвали обеспокоенность общественности города за судьбу моста. Директор общественного культурно-просветительского фонда «Старый Уральскъ» Геннадий Мухин направил письмо начальнику госинспекции по охране историко-культурного наследия Нарынбеку Мамаеву, в котором говорилось:

«Ныне не функционирующий мост, известный уже целое столетие уральцам как чугунный, является уникальным историческим объектом Республики Казахстан. Грандиозная ажурная металлическая ферма моста соединена без единой сварки с помощью специальных заклёпок по той же технологии, что и знаменитая Эйфелева башня в Париже. Не менее примечательны выразительные устои моста, облицованные мощными блоками редкого для Уральска естественного камня. Чугунный мост был ареной кровопролитных боёв во время Гражданской войны в 1919 г. По сути, этот чудом сохранившийся мост является уникальным музеем под открытым небом, повествующим нам как о начале индустриальной революции в Казахстане, так и о трагических страницах прошлого нашего края…».

Мухин поддержал позицию городских газет «Пульс города» и «Жайық үні», что чугунный мост необходимо взять под охрану государства и получить официальный статус памятника истории, культуры и промышленной архитектуры. «Мы убедительно просим Вас взять этот вопрос под свой контроль и не допустить бессмысленного акта вандализма» – так заканчивал своё письмо Геннадий Мухин.

Нарынбек Ракишевич сообщил нам: по результатам обследования чугунный мост поставлен госинспекцией на учёт. На мост заведена учётная карточка, которую Мамаев нам любезно продемонстрировал…

Но в чём именно состоит уникальность чугунного моста? Почему его необходимо сохранить для потомков?

Чугунный бум

Современную конструктивную форму мосты приобрели в эпоху Возрождения. В XVII-XVIII вв. лучшие каменные мосты строились во Франции. В 1716 г. там создали «Корпус мостов и дорог», начался переход к научному конструированию мостов.

Мысль инженеров била ключом, они искали наиболее оптимальные материалы для мостов и способы их конструирования. И вот в конце XVIII в. произошёл резкий качественный скачок, вызванный развитием капиталистических производственных отношений и транспорта. Это привело к ещё более бурному росту мостостроения.

Интересный факт: почти никто из уральских железнодорожников, с которыми доводилось общаться, не смог ответить на мой вопрос – какой тип металлических материалов был использован в мостостроении первым и почему мост через Чаган именно чугунный, а не железный или железобетонный?

В том-то и дело, что первыми металлическими мостами, причём арочными, были именно чугунные! Они появились ещё в конце XVIII в. В Англии – в 1779 г., России – в 1784 г. Одним из родоначальников чугунной технологии в мостостроении является русский инженер С.В. Кербедз. Именно он построил один из первых в мире чугунных мостов в Петербурге – Николаевский, впоследствии переименованный в мост им. лейтенанта Н. Шмидта. Он, к тому же, оказался самым большим чугунным мостом в мире.

Чугун, кстати, – это сплав железа с углеродом, кремнием, марганцем, серой и фосфором, с трудом поддающийся обработке давлением. Чугун – первичный продукт плавки руд в доменных печах.

Первый железный мост в России через реку Лугу к юго-западу от Петербурга построили в 1857 г. Однако большинство металлических мостов в России XIX в. в России строились всё-таки чугунными. Почему? Да потому что в XVIII – начале XIX вв. чугуна в России производилось столько, что она занимала по этому показателю первое место в мире!

Кроме того, производство железных мостов, в том числе для железнодорожного транспорта, только ещё начиналось, да и происходило это только в центральных регионах Российской империи. Поэтому неудивительно, что металлический мост через Чаган чугунный. Отсюда и его общепринятое название.

В этой «чугунности» его уникальность, как и то, что он клёпанный.

Таких мостовых сооружений в СНГ остались единицы. И то неизвестно, есть ли среди них железнодорожные мосты. Автотранспортные, пешеходные есть. Об одном из них мне рассказал бывший железнодорожник, известный в Приуралье футбольный и хоккейный статистик Кенжебай Рахимов. Ему много раз доводилось бывать в Москве и ходить по старинному мосту через Москву-реку около стадиона «Лужники». Мост тот КЛЁПАННЫЙ. Он до сих пор действует и, как уверяет Рахимов, ещё долго простоит: на совесть сделан!

Подвиг молотобойцев

В то памятное время борьбы за сохранение чугунного моста мы побывали у заведующего музеем железнодорожников, председателя совета ветеранов Уральского отделения железной дороги НК «Казахстан темиржолы» Михаила Надточего. Он сообщил, что чугунный мост строили ВРУЧНУЮ мастер Котельников с двумя сыновьями.

В горне они нагревали заготовки, а затем ковали из них НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧ ЗАКЛЁПОК. Но это воистину титаническая работа. Ведь тогда не было механических прессов и клёпательных машин.

Клёпка вручную включала образование отверстия в соединяемых элементах, вставку заклёпки, состоящей из закладной головки и стержня, и образование замыкающей головки. Так вот, Котельниковы образовывали такую головку резкими ударами молотка. Они строили мост 10 ЛЕТ.

Построить вручную чугунный клёпанный мост – это настоящий подвиг! Поэтому в мире так мало клёпанных мостов!!! Поэтому чугунный мост уникален вдвойне.

Одним из крупных специалистов по строительству клёпанных мостов был ровесник В.И. Ленина Евгений Оскарович Патон (1870-1953) – советский специалист в области сварки и мостостроения, Герой Социалистического Труда (1943), депутат Верховного Совета СССР, лауреат Сталинской премии (1941).

Строительство железобетонных мостов – сводчатых, балочных и рамных, началось в конце XIX в., в том числе и в России. В Советском Союзе получили распространение железобетонные мосты – железнодорожные и шоссейные. Они были монолитные (мост Володарского в Ленинграде пролётом 138 м), а с 1950-х годов – сборные.

Доводилось слышать версию, что мост через Чаган не собственно чугунный, а стальной. Однако стальные мосты получили распространение позже, во времена СССР, в 1950-х годах.

Беречь историю

В странах Европы памятники промышленно-транспортной архитектуры давно включены в инфраструктуру туризма. В Шотландии, например, даже узкоколейные железные дороги сохраняются. Ходят по ним старинные или стилизованные под них вагончики – катают туристов. Тут и домик мостового смотрителя, и антураж той эпохи. Настоящее путешествие в прошлое и экзотика!

А нам не слабо проложить узкоколейку с правого берега Чагана, продолжить её по чугунному мосту и перевозить туристов? Мало взять чугунный мост под охрану государства – он должен работать, ВОСПИТЫВАТЬ. Чугунный мост через Чаган – достояние не только Уральска и Приуралья, но и всей республики. И отношение к нему, в том числе по части сакральных мест и духовного наследия в духе программы «Рухани жаңғыру», должно быть соответствующее.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top