Дорога в Рождество

6 января 2022
0
284

Шестое января – Рождественский сочельник, канун Рождества, одного из самых главных праздников христиан. В этот день верующие вспоминают евангельский рассказ о поклонении волхвов, пришедших с дарами, Богомладенце Христе, а в церквах проходят торжественные литургии. Главные торжества у нас в Уральске проходят в Храме Христа Спасителя – Золотой церкви.

Уральцы называют храм «золотым» за золотые купола, за красоту и изящество. А знающие его историю считают, что это название дали ему еще и за то, что слишком долго и трудно – 20 лет – шло строительство и дорого обошлось казачьей казне. За годы этого долгостроя менялись атаманы, архитекторы, строители, постоянно не хватало денег. Но храм возвели, и равному ему по красоте не было в Уральске даже в те годы, когда было с чем сравнивать.

Решение о возведении храма во имя Христа Спасителя в честь трехсотлетия Уральского Войска и пожалования ему Георгиевского знамени принято казаками в 1886 году. Денежную сторону практически не обсуждали. Строительный комитет возглавил атаман Николай Шипов. Входили в комитет уважаемые и богатые люди – почетные граждане города, духовенство. Но, «к сожалению, – пишет Н.И. Фокин – в комитете оказался только один специалист – войсковой архитектор И. Тец. Ему поручили разработать проект будущего храма и определить размеры финансирования». За образец архитектор взял храм Христа Спасителя в Москве. Проект казаки одобрили, пожелав, чтобы в храме было два придела – Покрова Богородицы и Георгия Победоносца. Из «местных источников» решили собрать сто тысяч рублей. Но построить храм по проекту Теца на эти деньги оказалось задачей невыполнимой.

К тому же, 1888 год выдался неурожайным, отмечался падеж скота, «необычайное водоразлитие и скудные рыбные заловы». Было понятно, что к трехсотлетнему юбилею казаки никак не успеют построить храм, потому в этот день решили провести его «закладку».

Казаки спешили, они еще не расстались с надеждой возвести храм к юбилею. Но весной 1889 года неожиданно умер архитектор Тец – в комиссии теперь не оставалось ни одного профессионала. Тем не менее, летом выкопали котлован под фундамент и начали его возводить, но в сентябре работы прекратили из-за отсутствия денег. Все собранные деньги ушли на фундамент. Теперь уже всем стало понятно, что к юбилею не успеют, стали готовиться непосредственно к нему. На Туркестанской (ныне площади Абая) установили триумфальную арку, «обновили» атаманский дом, возле него поставили фигуры двух казаков, поддерживающих царскую порфиру, всех жителей обязали привести в порядок фасады своих домов.

Арки установили везде, куда должна была ступить нога высокого гостя – будущего императора Николая Второго. Небольшую арку, украшенную гирляндами, поставили возле Старого собора, а у места, где Чаган впадает в Урал, в Ханской роще поставили павильон. К нему вела широкая дорога, вдоль которой поставили шестнадцать деревянных фигур уральцев. В общем, готовились к приезду высокого гостя, и про стройку пришлось забыть, хотя церемонии закладки камня в фундамент церкви придавали большое значение. И после того как Цесаревич посетил торжественный молебен, сельскохозяйственную школу, встретился на бухарской стороне с представителями «всех уездов от киргизских волостей», наблюдал конские соревнования, танцевал на балах, Николай прошел пешком по украшенной флагами и знаменами Большой Михайловской – от атаманского дома до Иканской площади. Шел он вместе со своей петербургской свитой – князьями Барятинским, Кочубеем, Оболенским, Ухтомским – под восторженные приветствия уральцев.

Для торжественной закладки памятной доски очистили площадку, огородив ее крестообразно сложенными ружьями, а по углам на лафетах поставили пушки, которыми их наградили за мужество и героизм, проявленные в последней русско-турецкой войне.

После торжественного богослужения цесаревич вложил в фундамент большую серебряную доску с надписью «Лета 1891 июля 31 дня в царствование Государя Императора Александра Третьего на сем месте Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем, Августейшим Атаманом всех казачьих войск собственноручно заложен храм сей Христа Спасителя, созидаемый Уральским войском в память 300-летия (1591-1891) службы Уральского казачьего войска Царю и Отечеству». Кстати, серебряный поднос, на котором цесаревичу подали памятную доску и молоток, которым он ее укладывал, хранятся в краеведческом музее.

В 1893 году один из инициаторов строительства церкви атаман Шипов получил новое назначение и покинул Уральск. Теперь дело поручили императорскому архитектору Чагину. Начали закладывать новый фундамент – бетонный. Прежний, по расчетам архитектора, величественное здание не выдержал бы. Десятки телег все лето возили на стройку песок, гравий и известь.

В 1903 году начали возводить стены. К этому времени проблем с финансированием не было. Тогда же в правую стену здания замуровали памятную доску Николая Второго.

Лето 1906 года выдалось засушливым, неурожайным, Урал обмелел, грозил голод. Но строительство храма почти закончили.

Но наступали холода, а в храме не поставлен иконостас, не подняты колокола. Освящать храм без иконостаса – вопреки церковным правилам. Оставлять его в зиму не отапливаемым – тоже нельзя. Пошли на беспрецедентный шаг – освятить неготовый храм. И его освятили 7 ноября 1907 года. Работы в храме прекратились. Отчаявшись, атаман обратился лично к императору. И Николай помог – из царской казны и из личных средств выделил деньги на внутреннюю отделку и заказал для храма недостающие предметы церковной утвари и облачения для священников. «Самарские богомазы украсили своими росписями своды и внутренних стен. Купола засверкали ярким сусальным золотом. 5 ноября состоялось …освящение и поднятие крестов. Празднично сияли стены, украшенные цветными керамическими плитками. Необычно выглядели стрельчатые окна в переплетениях металлических решеток. Храм становился одним из самых красивых городских зданий. Настоящим юбилейным памятником, превосходящим своим великолепием и размерами Старый и Александро-Невский соборы» (Н.И. Фокин «Уральск православный»).

В годы советской власти храм, который называют в Уральске Золотой церковью, превратили в музей атеизма. Много раз ходили слухи, что Золотую церковь хотят снести, мол, не гоже, что прямо против обкома партии стоит «культовое сооружение», а вождь пролетариата, простерший руку в светлое будущее, указывает прямо на него. Но не поднялась рука уничтожить эту красоту. В начале 90-х годов прошлого века возрождающееся казачество стало требовать возвращения храма Церкви. Тогда церковная паперть стала площадкой для стихийных митингов. Власть, не привыкшая к таким протестам, растерянно взирала на это из своих окон напротив, но никто людей не разгонял, вовсю уже шла так называемая перестройка с ее «ветром перемен». Храм вернули и вскоре его начали внутри приводить в божеский вид. И вот уже без малого 30 лет в нашей «золотой» церкви снова празднуют Рождество Христово, рождение Солнца правды.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top