Домбра – голос народа

28 июня 2018
0
3719

Домбра – это душа казахского народа. И в радостные дни, и в дни печали она была всегда рядом. В доме ей выделяли самое почетное место. В руках настоящего музыканта она не просто пела, а трогательно рассказывала о непростой жизни казахского народа. В знак уважения ее украшали перышками совы, что означало мудрость и святость инструмента. Поэт Кадыр Мырза Али сказал: «Нет старше, чем история, и нет мудрее домбры…». С этого года указом Главы государства Нурсултана Назарбаева в стране каждое первое воскресенье июля будут отмечать День домбры. И она это действительно заслужила.

Новость особенно порадовала домбристов. Ведь теперь у них есть свой профессиональный праздник.

Заведующая отделением казахских народных инструментов музыкальной школы № 1 Индира Талгатовна Исагалиева не исключение. Домбристка признается, что очень горда, ведь к инструменту, которым она так виртуозно владеет, проявили заслуженное уважение.

В музыкальной школе №1 набор новых учеников уже закончился. На отделение казахских народных инструментов поступили 25 ребят. Всего на этом отделении обучаются 87 мальчишек и девчонок. Домбра – основной предмет.

Индира Талгатовна с теплотой рассказывает о старинном инструменте, с удовольствием – об успехах своих учеников. Перечисляет фамилии особо одаренных ребят. В списке 11-летняя домбристка Асем Джармагамбетова, неоднократная победительница как областных, так и республиканских конкурсов.

Сама Индира Талгатовна родом из Атырау. В 10-летнем возрасте поступила в музыкальную школу. Ее дядя, великолепный домбрист, пожелал, чтобы она стала настоящим профессионалом.

После окончания школы пошла в институт искусств имени Даулеткерея в Уральске. И это стало ее первой ступенькой к мастерству, которым она сейчас владеет.

«Я рада, что в последнее время интерес к домбре вырос. Причем, играть на ней учатся не только казахи. На отделении казахских народных инструментов обучаются и русские ребята, и азербайджанцы, даже есть один пакистанец. Этому мы только рады. Талантливых и старательных детей много. О том, что они прилагают усилия и хотят добиться результата, говорят их многочисленные победы на различных конкурсах. На фестивале «Дети в ритме мира» диплом получил ученик Шаймардан Асет. Достойно выступили на республиканском конкурсе «Қазақстан таланттары». Ансамбль «Әсем қоңыр», руководитель Нурсулу Нигметовна Бактыгереева, занял первое место».

Раиса Сериковна Туркпенова преподаватель теоретических предметов в этой же музыкальной школе. К домбре у нее свое, особое отношение. Ее она слышала с детских лет: отец великолепный домбрист.

«Я выросла на ее звуках, она часть меня, – говорит педагог. – Разве какой-то другой инструмент способен так передать красоту бескрайней весенней степи или отвагу молодых джигитов.

Домбра в нашем доме всегда была главная, хотя были и другие музыкальные инструменты – баян и гитара.

Каждый вечер после работы отец брал ее в руки и играл, а дети слушали. Мать хорошо пела казахские песни, хотя сама татарка. Может быть, поэтому с ранних лет я привыкла к чистому звуку».

Раиса Сериковна уверена: родную культуру ребенок должен узнавать в самом юном возрасте, чтобы она жила в его душе всю жизнь и была ниточкой, связывающей с домом, родной землей.

«Немногие знают, что домбра в каждом регионе имеет свою особенность, – объясняет она. – Есть, к примеру, трехструнные. Сходные инструменты у турков, таджиков, узбеков. Называются, конечно, по-другому.

В Алматинской области, высоко в горах, археологами обнаружен наскальный рисунок с изображением, похожим на домбру. По исследованиям ученых, рисунок датируется периодом неолита. Сегодня он находится в музее».

В особом почете были мастера, которые умели изготавливать этот инструмент. Сансызбай Сагадатович Ахметов один из них. Как говорит сам, он неожиданно для себя стал мастером по изготовлению домбры. После армии устроился плотником в Казахский драматический театр в городе Кустанае, там работал актер, который владел этим искусством. Сансызбай загорелся и стал учиться.

«Потом у меня был другой замечательный учитель, великолепный мастер Едиген Кабиев. Он работает в нашем Казахском драматическом театре, куда я пришел работать. Он действительно лучший из лучших в области, при том, что хороших мастеров в нашем регионе достаточно».

Сегодня Сансызбай официально не работает, но простоев в работе у него не бывает. Заказы на изготовление домбры поступают постоянно. На рождение одного инструмента уходит до месяца. Здесь нужно не просто правильно обработать дерево, создать форму и натянуть струны, необходимо вдохнуть душу в инструмент, и только тогда он зазвучит. К тому же от старания мастера зависит, какой у нее будет голос, звонкий или зыбкий.

Сансызбай в прошлом году принимал участие в региональном конкурсе мастеров, который проходил в Атырау. Туда съехались со всего западного региона. Несколько человек представляли Уральск. В итоге мастер занял второе место, уступив Гран-при гостю из Актау.

Аслан Серикбаев преподает в музыкальном колледже имени Курмангазы. Студенты любят посещать его занятия, ведь на них они узнают много интересного. В том числе, как своими руками сделать домбру. Он показывает им свою работу. Осторожно берет в руки, начинает играть. Звуки разлетаются по комнате. Студенты внимательно слушают. Ребята должны научиться чувствовать инструмент, расшифровывать его звуки.

В разных регионах Казахстана домбру изготавливают по-разному. В одном предпочитают делать округлую каплевидную форму с тонкой длинной шейкой. В другом – наоборот. Аслан Серикбаев изготавливает инструменты по желанию заказчика, учитывая их предназначение.

«Домбра – музыкальный инструмент, который по праву считается национальным достоянием Республики Казахстан, – объясняет он студентам. – Главным образом она выделяется тем, что имеет всего две струны, но это никоим образом не ограничивает ее. Любой, кто умеет играть на домбре, сможет создавать прекрасную и абсолютно полноценную музыку, используя всего эти две струны. Здесь важно упомянуть, что домбра легко может быть как сольным инструментом, так и играть в большом оркестре, создавая неповторимый музыкальный фон. Звук из нее добывают щипком, ударом кисти или с помощью медиатора. В результате мы получаем нежный и мягкий звук, который подойдет как для громкой оркестровой музыки, так и для тихой и лирической сольной темы. Как бы удивительно это не прозвучало, но на домбре можно играть любую музыку – от классических произведений и народных мотивов до современной поп-музыки. Для этого надо всего лишь научиться управляться с этими двумя струнами и, конечно же, много тренироваться. Народные инструменты сейчас очень популярны. Они востребованы в оркестрах, в музыкальных коллективах, покупают их одиночки».

Закир Мусин домбрист-самоучка. Нигде не учился, но его творчество имеет своих поклонников.

«Казахская музыка уникальна, напрямую зависит от настроения исполнителя. Существует даже легенда, в которой рассказывается, что акын звуками домбры рассказал хану о смерти его сына, – рассказывает он. – Никто из храбрых воинов не осмеливался произнести плохую весть вслух, хан был очень жесток. Тогда из толпы вышел старик, который что-то держал в руках. Он коснулся струн, зазвучала музыка – протяжная, грустная, оплакивающая. Хан слушал и представлял бескрайнюю степь, стук копыт, звон тетивы, погоню. Внезапно инструмент вскрикнул, словно раненный человек, и затих. Хану стало понятно, что его сына нет в живых. В гневе он приказал наказать вестника. Но так как старик молчал, распорядился плеснуть кипящего свинца на инструмент. С тех пор у домбры в середине появилось отверстие».

У Аслана Серикбаева для студентов свои интересные истории.

«Чувствуют звук домбры не только люди, но и птицы, – рассказывает он. – Известно, что во время съемок фильма «Кыз Жибек» случалось настоящее чудо. Когда для сцены привезли лебедей, они тут же уплыли подальше от берега. Что только ни придумывали, чтобы вернуть их. Но когда включили запись с кюем Нургисы Тлендиева «Аққу», грациозные птицы сами приплыли к берегу и стали слушать».

Особенность инструментов Аслана в том, что он использует и старинную технику. Она сложней, но особенность звучания того стоит. Инструмент выдалбливается из цельного куска дерева, а струны делаются из кишок барана.

«Это забытый метод, – рассказывает Аслан. – Мы слышали о нем, но точно не знали всей технологии изготовления «органических струн». Все решилось случайно, забытый метод нам рассказал замечательный домбрист, наш коллега Ербол Губайдуллин. В районе, откуда он приехал, до сих пор хранят эти знания. Техника сложная, поэтому получилось не сразу, но после долгих попыток мы все-таки своими руками создали струны. Их легко определить из-за окраски – специфического желтого оттенка. Какое-то время существует и запах, который выделяется при касании их теплыми руками. Но со временем он уходит. Главная проблема их в непрочности, с течением времени становятся сухими, ломкими и хрупкими. Однако кропотливый труд стоит того: звук этих струн имеет особый голос, который источает теплоту».

Ни один поваленный ствол сухого дерева не остается без внимания мастера, он все несет в свою мастерскую. Кусок дерева может стоять тут продолжительное время, пока у него наконец-то не доходят руки. Две недели работы, и дерево обретет новую жизнь и голос, красота которого будет радовать людей многие годы.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top