Домбра Дины

23 мая 2019
0
4881

Для исследователей творчества Дины Нурпеисовой несравненную ценность представляет дошедший до наших времен документ, датированный 1948 годом. Из которого следует, что родилась она скорее всего в Астраханской области в 1861 году. Но это одна из версий. По словам потомков великой кюйши, родилась Дина Нурпеисова все-таки в Уральской области, Жанакалинском районе, поселке Нарын-кум.

Ее отец Кенже был скотоводом и уважаемым человеком. Любил борьбу и нередко сам выходил на ковер. Каждую свою победу крепкий и сильный степняк посвящал своей младшей дочери. Она рассказывала детям и внукам, что он обладал недюжинной силой. Мог спокойно оседлать дикого скакуна и без седла заставить его себе подчиняться. А после очередной «маленькой» победы мог свободно выпить целый бурдюк кумыса.

Девочка Дина любила своего отца и хотела походить на него во всем. Став подростком, сама садилась верхом на верблюда и участвовала в схватках с мальчишками. Говорят, что сила в ее руках была необыкновенная, она легко валила на землю даже крепких юношей.

Любовь к домбре ей привил отец. Домбра висела рядом с камчой в каждом доме. Вечерами глава семьи сажал рядом с собой дочерей и играл на инструменте. Девочки слушали с интересом, старшие пели, им нравилась музыка, но только у Дины в этот момент в глазах горели яркие огоньки.

Мать Дины Жениха тоже была музыкально одаренным человеком, когда выпадала свободная минута, играла. Но это случалось редко, потому что женщина всегда была занята домашними делам.

Довольно часто Дина помогала отцу пасти скот. В жаркий полдень, когда животные, устав от зноя, останавливались у ручья или реки, они с отцом прятались под зеленью кустарника. Он брал в руки домбру и показывал девочке, как нужно правильно держать ее в руках и касаться струн. На его удивление, она на лету схватывала непростую науку, и совсем скоро домбра звонко пела в ее руках.

В 9 лет Дина играла абсолютно свободно. Послушать ее исполнение приходили соседи и знакомые. Услышав о талантливом ребенке, аул посетил уже известный в те годы кюйши Курмангазы.

В тот вечер собралось много людей. Курмангазы играл, а все, кто был в доме, заворожённо слушали. Среди гостей была и Дина, которая тихо сидела в углу комнаты. Неожиданно Курмангазы отложил домбру в сторону и попросил пригласить талантливого ребенка. Он признался, что об этой девочке слышал очень много хороших слов. Она сначала испугалась, но, собравшись с духом, все-таки подошла.

Играла долго, пока ее тонкие пальцы не онемели. Но этого она, казалось, не замечала. С воодушевлением исполняла одно произведение за другим. Одной композиции ее учил отец, другие она когда-то слышала от других исполнителей. Музыка ее увлекла и унесла куда-то далеко. Вместе с ней в воображаемое путешествие отправился и сам Курмангазы, который, конечно же, узнал в исполнении ребенка и свою технику игры.

Он остановил ее сам, посмотрел в глаза, затем нежно провел рукой по голове. «Ты одаренный ребенок, – сказал он, – тебя отметил Всевышний. Ты станешь великим музыкантом и будешь приносить радость людям, которые будут слушать тебя. Я тебя благословляю».

Память об этой встрече она пронесет через всю жизнь, хотя они еще, конечно, будут видеться. В самые трудные минуты жизни она вспоминала теплые слова, которые тогда услышала.

Дина выходила замуж в 19 лет. Курмангазы не мог остаться в стороне от этого важного для нее события, приехал поздравить. Ее избранником стал симпатичный парень Нурпеис. В честь создания новой семьи в ауле устроили для молодых настоящий праздник. К молодому супругу обратился сам Курмангазы. Он знал, что, выйдя замуж, казахская девушка должна забыть об увлечениях юности. Теперь ее основная обязанность – ухаживать за мужем, содержать в порядке дом и рожать детей.

– Нурпеис, если ты действительно любишь свою жену, то не заставишь ее страдать, – сказал он. – Вырвать из ее рук домбру, значит заставить замолчать птицу. Она не переживет запрета, погибнет. А если ты позволишь ей радовать людей своей музыкой, станет тебе доброй женой и другом.

Дина занималась творчеством. Исполняла кюи Даулеткерея, Курмангазы, Мухита, Мусирали, Узака, Аликея, Туркеша, Байжумы, Баламайсана и других известных мастеров. Потихоньку стала сочинять и сама.

Ее близкая подруга Балым тоже вышла замуж, но счастливой ее семейную жизнь назвать было нельзя. Муж избивал за любую провинность. Чтобы сильнее наказать жену, брал в руки камчу. В одну из жестоких расправ плетка прошлась по лицу женщины. Она ослепла. Дина была потрясена поведением мужчины. Но высказать вслух свое негодование не имела права, поэтому написала кюй «Бұлбұл». В этом произведении можно услышать боль, гнев, возмущение и обиду за всех женщин, которые терпят насилие в своей семье.

Дина Нурпеисова, народный композитор, кюйши и Жамбыл Жабаев, народный акын г. Алма-Ата, 1938 г.

В браке с Нурпеисом она прожила счастливых пять лет. Но он умер, вслед за ним умер и ее отец. Тяжелое горе свалилось на молодую женщину. В это время она написала кюй «Қарақасқаат». Дина была в положении, ждала третьего ребенка. Родившегося мальчика назвали Жұрынбай, жұрын – означает «оставшийся». После смерти мужа ее по древнему закону аменгерства выдали замуж за старшего брата мужа. Обычай придуман не случайно. Женщину с детьми вряд ли кто-то захотел бы взять замуж, а одна она не смогла бы прокормить своих детей, поэтому обязанность брал на себя брат мужа. От Нуралы она родила 10 детей, но большинство из них умерли в младенчестве. В голодные годы Нуралы остался со своей первой семьей, а Дина уехала в Астраханскую область, где тяжело выживала. Так она прокормила своих детей и спасла от голода. В память о первом муже она взяла себе фамилию Нурпеисова.

Сильные впечатления оставили в сознании Дины Нурпеисовой события 1916 года, когда царское правительство решило мобилизовать на тыловые работы мужчин от 18 до 43 лет из числа жителей национальных окраин. Но забирали мужчин из бедных семей, богатые откупались. Дина в негодовании написала кюй «16 жыл» (Шестнадцатый год). Но в нём нельзя услышать жалобы, плача или уныния. В этом кюе скорее призыв, возгласы ликующей толпы. Кюй с начала и до конца рисует силу и непримиримость восставшего народа.

Всю жизнь Дина Нурпеисова совершенствовала свою игру, достигнув высочайшего мастерства, которое позволяет, по словам очевидцев, говорить о её непревзойденной домбровой технике. Сочинения Дины стали классикой казахской домбровой музыки, в том числе кюи «Бұлбұл», «Көгентүп», «Байжұма», «Жігер» и другие.

В 1937 году Дину Нурпеисову отыскали в селе Козлово Марфинского района Астраханской области и увезли в Алма-Ату. И уже осенью она выступила на втором республиканском слёте народных талантов. Здесь она мастерски исполнила свой кюй «Бұлбұл», а также произведения Курмангазы «Төремұрат» и «Қайран шешем». Жюри единогласно присудило ей первое место. В этом же году она принята на работу в филармонию, и ей присвоено звание «Заслуженный деятель искусств».

В 1939 году в Москве проходил Всесоюзный конкурс исполнителей народных инструментов. Во второй тур конкурса прошли около двухсот участников, а на третий — всего 53. В итоге первое место завоевали сразу 9 исполнителей, и среди них Дина Нурпеисова. Известный советский музыковед В. М. Беляев писал о выступлении Дины Нурпеисовой в журнале «Советская музыка»: «Смотр поднял значение народных музыкальных инструментов как средства для развития музыкальной культуры широких масс. То высокое мастерство игры на казахской домбре, которое показала Дина Нурпеисова – этот «Джамбул домбры», является лучшим способом художественной агитации за сохранение и развитие этого и аналогичных ему инструментов».

В Алма-Ату она переехала, когда ей было 75 лет. Если встречала людей из Уральской области, она, сыграв очередной кюй, откладывала домбру и начинала расспрашивать о родном ауле, о родственниках. Она всю жизнь мечтала попасть в свой родной Нарынкум.

Кюйши, чей образ нам знаком, никому не доверяла завязывать свой платок и придавала особое значение этой церемонии. Сначала надевала один, сверху второй. В возрасте 92 лет она вставала перед зеркалом и без посторонней помощи управлялась с головным убором.

По словам потомков, у Дины Нурпеисовой было всего две домбры. У нее болели пальцы из-за искусственных струн, и она сама изготавливала их. И это дело не доверяла никому. Две домбры всегда лежали рядом.

Дина Нурпеисова умерла в 1955 году. Ей шел 94-й год. В 8 часов вечера она попросила домбру, собралась с силами и сыграла кюй Курмангазы «Қайран шешем». Затем прижала домбру к груди и закрыла глаза.

Ее кюи передавали по радио, выпустили несколько патефонных пластинок. Кстати, никто из прямых потомков Дины Нурпеисовой не стал музыкантом. В Атырау существует оркестр имени Дины Нурпеисовой, а также музыкальная академия имени Дины Нурпеисовой. Здесь же установлен бронзовый памятник великой домбристке. В Уральске ее бюст установлен около музыкальной школы № 1. А также напротив ЗКГУ стоит памятник Дине и Курмангазы. Правда, на нем Дина не намного младше своего учителя. В 2011 году в районном центре Жанакала, на малой родине композитора также установили памятник Нурпеисовой. На торжественном открытии присутствовали её потомки. К 150-летию Нурпеисовой в Казахстане выпущена памятная почтовая марка. Ее именем назван самолет авиакомпании AirAstana. Имя Дины Нурпеисовой носит населённый пункт и разъезд казахстанских железных дорог в Атырауской области вблизи от границы с Астраханской. Чтят ее память и за границей. В турецкой столице Анкаре в районе Этимесгут открыт парк имени известной казахской домбристки.

Фото Ярослава Кулика и из фондов РГУ ЦГА КФДЗ РК
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top