Дома, у родных корней

19 мая 2016
0
2775

Каждый год, второго мая, Николай Милетеевич Чапурин организует поездки в свой родной посёлок Коловертное. В этот день восемь лет назад по его инициативе и его стараниями на старинном местном кладбище был установлен Памятный крест в честь погибших на войнах земляков. Символично, что основанием для Поклонного креста послужили камни сожжённого в Коловертном молельного дома и разрушенной церкви в уже несуществующем поселке Прорвинск, а сам крест был когда-то снят с Храма Христа Спасителя в Уральске.

Крест этот валялся где-то на задворках епархии, и там даже обрадовались, когда Николай Милетеевич попросил отдать его на благое дело. А за полгода до этого в Коловертном произошло еще одно знаменательное событие: местным жителям и приезжим из Уральска показали результаты первого этапа реставрационных работ в храме Рождества Христова. Местные жители уже и не мечтали, что храму когда-нибудь вернут его предназначение. Долгие годы по советской традиции в храме находился зерновой склад. Постсоветские традиции были еще хуже – разобрать и уничтожить.

После того как был сожжен в Коловертном молельный дом, а уцелевшие кирпичные стены разобраны, встала реальная угроза полного уничтожения церкви. И тогда Чапурин собрал подписи жителей поселка и обратился к акиму области с просьбой помочь защитить памятник архитектуры 19 века от мародеров. Письмо переадресовали в Акжаикский акимат, а оттуда пришел ответ: для восстановления церкви можно организовать фонд добровольных пожертвований. А церковь разрушалась и ей в этом помогали: стала протекать крыша, выломали двери и несгнившие за сто лет доски пола.

И тогда Чапурин через газеты обратился к читателям: может быть, найдутся патриоты, которые помогут восстановить храм?

И такие люди нашлись. Первым откликнулся директор общественного фонда «Евразийский союз ученых» Андрей Голубев. Поскольку православных в селе почти не осталось, церковь решили сделать доминантой «историко-этнографического природно-ландшафтного музея-заповедника «Евразийский перекресток». Чтобы парил храм над Уралом, над этими лугами, лесами, степями, и был частью этой прекрасной природы, которая тоже – храм.

«В благом деле Бог помогает», – сказал Владимир Кутищев, когда позже мы стояли у Поклонного креста на кладбище. Сказал, когда восторженно рассказывал о храме Никольского монастыря: деньги тогда старцам скита потекли рекой, как по мановению волшебной палочки. С коловертнинскими святынями тоже без Божьей помощи не обошлось. Хотя тут и другая поговорка подходит: на Бога надейся, а сам не плошай. Потому что, если бы не упорство, настойчивость и отчаянное желание Николая Милетеевича восстановить храм и увековечить память земляков, то вряд ли бы все получилось так, как получилось. А он тогда обратился к работникам автоколонны, в которой проработал много лет. И они с готовностью откликнулись.

Много предприятий и людей принимали участие в восстановлении церкви: кто помогал деньгами, кто стройматериалами, кто транспортом, кто – своим трудом. Если всех перечислить, наверное, газетной страницы будет мало.

Мы подъехали к церкви Рождества Христова в Коловертном утром, еще не сошла роса с изумрудно-зеленой лужайки перед ней. Удивительное дело эти старые церкви! Вроде стоят на ровном месте, а некоторые и вовсе в землю от старости вросли, а все равно возвышаются надо всем, что вокруг, как будто парят, и кажется, что небо к ним совсем близко. Даже тогда, в 2008-м году, когда стояла она обезглавленная, она все равно смотрелась возвышенной. А теперь ее золотые купола видны издалека, и облака рядом.

Подошли местные хранители церкви и истории – братья Соболевы – одни из немногих оставшихся в селе коренных коловертнинцев, этот день для них, наверное, навсегда останется праздником.

Мы дождались молодого батюшку из Старого собора, и хмурое с утра небо неожиданно просветлело, и купола на церкви ярче засияли на солнце. От церкви поехали на кладбище, к Поклонному кресту.

Старый сельский погост на высоком яру над Уралом. Уютное (если это слово вообще подходит к такому месту) последнее пристанище коловертнинцев. Но есть у них опасение, что река в конце концов подмоет родные могилы. Хотя яр, на котором оно стоит лет триста, еще кажется могучим и неприступным.

Н.М. Чапурин

Позолоченный поминальный крест виден издалека. На нем золотыми буквами выбиты фамилии. Почти все повторяются по нескольку раз: на войны коловертнинцы уходили целыми семьями. Восемь лет назад на открытии этого памятника Чапурин сказал, что в Коловертном, как, наверное, и во многих других поселках, нет ни одной семьи, которая бы не потеряла своих отцов, мужей, сыновей или братьев на Гражданской и Великой Отечественной войнах. Но за все годы советской власти так и не был сооружен памятник коловертнинцам и прорвинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

– Поэтому у меня возникла идея соорудить такой памятник на православном кладбище, так как волею случая мне удалось заполучить данный крест, который ранее находился на храме Христа Спасителя, – сказал Николай Милетеевич.

А в своей книге «Зори над Уралом» он писал: «В годы Великой Отечественной войны почти все взрослое мужское население находилось на защите Отечества от фашистских захватчиков. Многие сложили свои головы на полях сражений. Среди них – уроженец Коловертного Герой Советского Союза Александр Артамонович Щурихин».

Но многие жители поселка даже не знают, где сложили головы их предки, где похоронены. Как написала в своем стихотворении супруга Чапурина – Мария Митрофановна, «много лет по ушедшим призывно звонит в наших душах колокол с болью». Милетея Чапурина дважды призывали на фронт, но оба раза возвращали обратно: у речников была бронь, а по Уралу перевозились военные грузы для фронта. Во время войны отец Николая Милетеевича один с двумя мальчишками обслуживал фарватер Урала от Коловертного до Кожехарово. А в поселок приходили похоронки, и многие не дождались с фронта своих мужей и сыновей. Чапурин знает не понаслышке, как тяжело приходилось вдовам погибших на фронте земляков растить и поднимать детей. Но они совершили этот подвиг, выполнили свой материнский долг. Чапурин помнит их всех – Питерсковы, Колесовы, Нагибины, Соболевы, Банновы, Косицыны, Ружейниковы… И этот крест – в память и о них тоже. Теперь для всех это место поминовения и поклонения.

Об этом простыми словами сказал и отец Алексей, после того, как отслужил молебен у Поклонного креста. В этот день вообще все было лишено какой бы то ни было торжественности – просто и искренне.

От края кладбища до берега Урала совсем близко, но мы едем туда через лес. Пикник на Коловертинском яру – это тоже часть традиции, пожалуй, самая приятная. Вид на Урал с трехметрового яра такой, что дух захватывает от красоты. Перспектива реки открывается взгляду на несколько километров со всеми своими желтыми ярами, зелеными берегами, еще мутными весенними водами и круговоротами. Может, потому и поселок называется Коловертным, что вода здесь под ярами «коловертится»? По Далю, коловерть – водяная воронка. Есть и другая версия, почему поселок получил такое название. Чапурин ссылается на очерк Игнатова и Телятова «Оренбург-Каспий», в котором они пишут: «Коловертное – одно из поселений яицких казаков. Рядом с поселком богатая красной рыбой ятовь, в которой проводилось коловратное багренье (один из видов багров – коловратный). Отсюда и произошло название поселка».

Тамара Шабаренина сказала об этом по-другому, поэтическим чутьем угадав, «что коловерть Коловертного – часть коловерти мировой».

Милетеич (так зовут его друзья) вообще знает о Коловертном и об Урале все. Все ерики, котлубани, старицы, ильмени, поселки, хутора, аулы, помнит названия пароходов и буксиров, ходивших когда-то по Уралу. Каждый уголок родной природы им изведан с детских лет: здесь он рыбачил, охотился, лазал по деревьям за яйцами, собирал колючки в терновниках, нырял с высоких яров. Одни их названия чего стоят: Богатский, Чигаркин, Бодяжников, Чуприков, Прорвенский, Тихий, Коловертинский, Волчий, Каршовый, Боевой, Братановский. А как вам ильмень Сладкие караси? «Это же песня об Урале!», – восклицает он.

В этот день Урал услышал много хороших слов и песен о себе.

А то, что он слышит и чувствует – истинные уральцы верят так же, как верили их предки, которые одушевляли свою реку. На одной программе «Поле чудес» играющим был задан вопрос: каким отчеством наградили Яик уральские казаки? По-моему, никто не ответил, а Якубович восторгался: «Горыныч! Потому что с гор течет, потому что так уважали, что называли по имени-отчеству!»

Может, потому и притягивал Урал стольких писателей и ученых? Под этими ярами проплывали Правдухинские экспедиции, рыбачили и охотились Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Аркадий Гайдар, ученые Дубинин, Калиненко, Пермитин. Отец Николая Чапурина дружил со многими из них. Московские ученые останавливались в их доме, а потом эту эстафету гостеприимства принял и он сам. Дружба продолжалась уже с детьми поклонников Урала, находивших здесь все, чего не могли предоставить самые лучшие курорты: покой, уединение, прекрасную рыбалку и охоту, девственную природу и – волю. Вот уж чего воистину здесь было вволю – это воли (простите эту тавтологию). Можно было забыть о своей известности, необходимости «соответствовать», не опасаться говорить то, что думаешь, и вести себя так, как хочется.

В нашей компании тоже все раскрепостились: пели, плясали, шутили, дурачились, забыв о возрасте, о болезнях и проблемах. Своими песнями порадовали нас гостеприимные хозяева и их жены. А Василий Соболев прочитал стихотворение Тамары Шабарениной о Коловертном, чем окончательно растрогал поэтессу. Соболев просто сказал о своей любви к родному краю: «Я люблю всех, кто хоть одно доброе слово скажет о Коловертном».

Вице-консул России Юрий Пономарёв поблагодарил коловертнинцев за то, что они хранят историю своего родного села, помнят о своих корнях, берегут природу родного края.

Мы потом подъехали к дому Чапуриных в поселке, для Николая Милетеевича – это и радость, и боль одновременно. «Родовое» гнездо постепенно разрушается. Памятная доска о том, что в этом доме останавливался писатель Аркадий Гайдар, оказалась ненадежной охранной грамотой – в прошлом году украли. Кому она помешала или понадобилась – неизвестно. Но Николай Милетеевич взял и установил ее снова. Такой он, Чапурин – природный казак, хранитель истории родного села, человек, влюбленный в свою малую родину, способный видеть дальше своего личного предела.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top