Дом, где сбываются мечты

15 марта 2018
0
351

Что-что, а скучать школьникам не приходится. Ну, это в случае, если кто-то серьезно захочет чем-нибудь таким заняться. Хотя бы робототехникой. Кружок есть в областном центре детского технического творчества. И здесь рады каждому новому ребенку. Надоест собирать роботов, вперед, к ракетостроению, а можно податься и в модельную авиацию. Кабинеты находятся по соседству. Не умеете? Не страшно, ведь тут всему научат.

Вокруг стола столпилась группа ребят, мальчишки наблюдают за необычным боем. В бойцовом круге запрограммированные электронные сумоисты. Вес одинаковый, чуть больше полкило, к тому же одна программа. Каждый робот настроен на победу, стремится вытолкнуть соперника за пределы круга.

Не отрываясь от схватки, ребята объясняют: проигрывает тот, кто первым коснется любого объекта за пределами ринга. Казалось бы, что сложного в том, чтобы просто вытолкнуть противника? Но роботы полностью автономны, к тому же появляются новые стратегии, с которыми все сложнее бороться.

«Спортсменов» мальчишки собрали сами. На столе и полу огромные коробки с деталями конструктора «Лего». Можно сконструировать не только машины, а, например, слона, который будет двигаться и махать хоботом. Тут главное – не запутаться в деталях и ясно представлять функции, которыми должен владеть робот. На первый взгляд, легко и просто, на деле на сборку может уйти несколько занятий.

Руководит техническим процессом преподаватель Алтай Абаевич Кушегалиев. Он подсказывает, как правильно устанавливать печатные платы, контроллеры, драйверы, припаивать датчики. Параллельно с электроникой собираются движки и колеса, за счет которых модели передвигаются. Робототехники объясняют: ставить их можно неограниченное количество, но практика показывает, лучше всего ездят на двух колесах, размещенных сзади. И, конечно, не могут обходиться без ковша и подцепа. Ковш это и корпус, а также защита платы и элементов.

В кружок ходит около 30 мальчишек. Им нравится разбираться в схемах, собирать детали. Воспитанники не перестают удивлять педагога фантазией и желанием изобретать. При этом многие посещают кружок первый год.

Жангирхан Ермекпаев с удовольствием демонстрирует свое мастерство. Рассказывает, как собирал первого робота, путался в чертежах и схемах. Он ученик третьего класса школы №16. Во Дворец школьника, где теперь находится областной центр детского технического творчества, его привела мама. С тех пор занятия старается не пропускать, ведь здесь нашел новых друзей.

Делом заняты Нурнияз Мейрамулы и Адильхан Гинаятулинов, у них один на двоих проект. Парни уже имели признание, участвовали в городском конкурсе, заняли третье место.

Азамат Темирболат на посторонние вещи не отвлекается, он увлечен серьезным делом. Готовится к предстоящему конкурсу, устанавливает последние детали к своему марсоходу. Основное предназначение техники – исследование грунта на безжизненной планете.

Педагогом дополнительного образования Алтай Абаевич работает 8 лет, его первые воспитанники уже окончили школу и выбрали технические специальности. Алтай Абаевич этим фактом гордится и рассказывает об успехах ребятам.

– Все мы сталкивались с тем, что ребенок начинает заваливать вопросами касательно электроприборов, розеток, бытовой техники: «А что там внутри?». Самым любопытным даже удается что-нибудь вскрыть или разобрать. И это первый знак того, что пришло время рассказать ребенку о том, откуда берется электричество.

Если нет времени, приведите его к нам, – говорит педагог. – Уже с шести лет он может посещать занятия. Приятно наблюдать, когда из новичков в дальнейшем складываются сплоченные команды, у ребят появляется возможность ездить на соревнования и создавать свои собственные проекты. Комбинируя конструктивные элементы, ребенок развивает мелкую моторику, память, логическое мышление, изучает механику, физику, программирование.

В соседнем кабинете мальчишки занимаются судомоделированием. Яхты и парусники на полках очень похожи на настоящие. Однако собраны из простого подручного материала: деревянных реек, пенопласта. Средства, как утверждают авторы, не так важны, была бы задумка.

Педагог дополнительного образования Мирболат Бактыгереевич Куспанов разъясняет функции каждой детали. Несмотря на миниатюрность моделей, мелочей в этом деле нет.

Остовы мини-катеров, древнегреческих ладей, рыболовных сейнеров еще стоят на полках и ждут своего часа. Они в процессе возрождения.

Несколько лет назад Мирболат Бактыгереевич сам увлёкся стендовым судомоделированием, теперь передаёт свои навыки ученикам. Всё чаще ему приходится начинать с азов и прививать воспитанникам элементарные трудовые навыки – современные дети не любят работать руками.

– Судомоделизм – вещь азартная, – признается педагог. – Не замечаешь, как пролетает время. На одну модель иногда уходит несколько месяцев кропотливого труда.

Они строят макеты парусных кораблей – известных морских судов разных эпох.

В кружке в основном мальчишки. Приходят и девочки, но это реально физически сложный процесс. Ребята записываются с 9-10 лет, к этому возрасту хотя бы знают азы математики, то есть могут умножить, сложить, разделить, вычесть. Но иногда циркулем и транспортиром пользоваться не умеют! Приходят и смотрят, как на диковинку.

Педагог учит всему, в том числе работать напильником и ножовкой.

Особый интерес к историческим кораблям. Найти точные чертежи нетрудно. Достаточно заглянуть в интернет. Вот когда его не было, приходилось искать картинки в книгах и журналах. О чертежах и не мечтал.

«Санта-Мария» – один из самых известных кораблей мира. Он почти готов и гордо стоит на столе. Мальчишки восхищаются и мечтают сделать такой же.

– О нем неизвестно практически ничего, один из трех кораблей Христофора Колумба, на которых была открыта Америка в 1492 году, – рассказывает педагог.

Вокруг этого парусника больше догадок и легенд, чем достоверных фактов. Не сохранилось ни одного изображения «Санта-Марии», нет ни чертежей, ни схем. Одни называют каравеллой. Другие считают караккой.

Помимо внешней схожести корабля необходимо создать схожесть структурную.

– Если это паруса (пусть даже и не настоящие), то они должны быть такими, чтобы ни у кого не возникло сомнений в том, что полотно выдержит суровые испытания штормовым ветром, – продолжает педагог. – Даже шлюпки на борту должны вызывать ощущение исключительной правдивости.

Работают мастера обычными инструментами: пинцеты, шило, ножницы, ножи. Правда, все они сделаны в миниатюре, как и сами детали. Что-то подобное трудно найти в магазине, поэтому чаще всего педагог изготавливает их сам.

Хамбар Мухамбетович Сармалаев ведет кружок по ракетомоделированию. На подоконнике – заготовки ракет. Несмотря на то, что сделаны они из ватмана, каждая обязательно когда-нибудь взлетит. Главное – начинить МРД, то есть малым реактивным двигателем.

Хамбар Мухамбетович работал в Казталовской средней школе, там впервые организовал кружок. Мальчишки всей школы записались. Учитель говорит, что на его занятиях все ребята заняты делом. Никто не отвлекается на гаджеты и интернет. На это просто нет времени.

Областной центр детского технического творчества находится в здании Дворца школьника. Работает больше года. Все кабинеты уже обжиты, а коридоры полны детей. Мы осмотрели дворец.

Директор Сандугаш Алманбетова рассказала, что рассчитано учреждение на одновременный приём 1500 детей. В основном посещают его ребята из близлежащих микрорайонов города. Большая часть секций и кружков работает на бесплатной основе.

Каждый день сюда приходят новые родители с детьми, которые ищут, чем заняться в свободное время. Им помогают подобрать секцию по душе.

На 6 этажах общей площадью 17 тысяч квадратных метров разместилось множество секций и кружков. Арендуют помещения детская музыкальная школа № 5, школа искусств имени Сакена Гумарова.

Большую площадь занимает боксёрский зал, которому присвоено имя олимпийского чемпиона Данияра Елеусинова. На открытии этого зала присутствовал лично. Еще одна гордость – обсерватория. Она находится на 6 этаже в небольшом помещении с открывающимся куполом. Ребята при помощи мощного телескопа рассматривают далёкие звёзды, имеется планетарий, где дети смогут изучать планеты солнечной системы в проекции прямо на потолке их космической лаборатории.

Есть два хореографических зала, под крышей Дворца разместили еще бассейн и каток с искусственным льдом.

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top