Долгий путь вуза

24 ноября 2022
0
612

Недавно Западно-Казахстанский университет имени Утемисова отметил 90-летний юбилей. За годы своего существования старейший вуз Казахстана выпустил десятки тысяч специалистов высокого уровня и внес значительный вклад в развитие науки и образования республики. К юбилею университета вышла книга доцента университета Г.Г. Гурьевой, которая так и называется: «Долгий путь вуза». Презентация книги состоялась в музее «Старый Уральскъ».

В аннотации к изданию говорится, что эта книга об истории и людях старейшего вуза Казахстана, и она адресована всем выпускникам, студентам и преподавателям ЗКУ. Но, думается, она интересна всем, кому небезразлична история родного города, частью которой стал институт, в чьих стенах работали незаурядные ученые и получали знания те, кто впоследствии составили его доблесть и славу.

С самого начала автор задается вопросом: почему именно в Уральске в 1932-м году открыли, можно сказать, первый в республике институт? (Старше только педагогический в Алматы). Скорее всего, потому, что еще в 19 веке в Уральске были две классических гимназии, русско-киргизская ремесленная школа, в начале 20 века открылась духовная семинария, и в городе насчитывалось уже 16 учебных заведений для казахов.

Институт тоже поначалу планировали сделать казахским: советская власть заботилась о подготовке национальных кадров. Он так и назывался поначалу – Казахский государственный педагогический. Но не хватало ни преподавателей, ни студентов.

Имя Пушкина институту дали в год столетия со дня гибели поэта – в 1937-м году. Тогда же из Наркомпроса пришло указание открыть при институте отделение украинского языка и литературы. Зачем – непонятно, в Уральске украинцев почти и не было. А вот в учителях русского языка школы нуждались. И отделение русской филологии открыли.

Видимо, в те годы потребность в учителях и знаниях так велика, что в 1935-м году при институте работают курсы для подготовки к поступлению – рабфак. А в городе открывается еще и Учительский институт, который готовит учителей со средним специальным образованием.

В книге подробно рассказывается, как строился институт, кто его возглавлял в разные годы. Приводится выдержка из статьи «Прикаспийской правды» за 1938-й год – о строительстве главного корпуса. На этом месте стояла церковь Казанской Божьей матери, уже обезглавленная. И то, что осталось от разрушенной церкви, шло на стройку института. «Это было символично и вполне в духе времени: разрушенный храм божий дает начало храму науки», – пишет автор.

Преподаватели и студенты работали на стройке с энтузиазмом, в их числе – преподаватель, будущий профессор Всеволод Иванов. «Романтический настрой молодых людей и их уверенность в собственных силах были настолько велики, что никто не обращал внимания на грязь и пыль, на жару и холод…», – приводит Галина Гурьева слова Н.И. Фокина из его книги «Во времени и пространстве».

И не только работали, но и учились. С таким же азартом и энтузиазмом занимались спортом, ставили спектакли, читали стихи. В те годы в институте созданы два оркестра, а спектакль «Русалка» по пьесе Пушкина, поставленный студенческим драмкружком, с успехом прошел на сцене театра Островского.

В книге приводятся интересные факты из биографий известных людей. Например, Всеволод Иванов защищал кандидатскую диссертацию в июне 1941-го года в Одессе. Только защитился, как началась война, и возвращаться в Уральск пришлось вместе с беженцами.

Преподавательский состав и школ, и института пополнили так называемые «ссыльнопоселенцы», среди которых многие имели хорошее образование. «Так в вузовском коллективе появились языковед Н.М. Малеча, историк Я.С. Фейгельсон, географ А.В. Королев, математик Н.А. Чайковский. Они быстро завоевали авторитет среди студентов как прекрасные преподаватели», – приводит автор цитату из книги Н.И. Фокина.

В институте открываются новые факультеты, кафедры пополняются преподавателями. Время, когда фашизм уже вовсю шагает по Европе, диктует свои требования: в 1938-м году в институте открывается военно-физкультурная кафедра. Руководитель кафедры П.И. Гусак создал студенческий стрелковый батальон, группы минометчиков и радистов. Очень скоро эти знания, навыки и физическая подготовка понадобятся на фронте, а многим помогут сохранить жизнь.

Первый выпуск студентов 1936-го года Галина Гурьева назвала «звездным». Асан Дабысович Тайманов стал доктором математических наук, академиком Казахской ССР.

Джунус Утемисов, как лучший учитель, удостоен высшей награды СССР – ордена Ленина. Многие выпускники тех лет стали преподавать в институте: С.А. Акмурзин, Ф.Х. Халилов. Уральский педагогический институт имени Пушкина на Всесоюзном конкурсе вузов назвали лучшим, а ведь создан он был совсем недавно буквально на пустом месте. И в этом большая заслуга директора института Ивана Куприяновича Лукьянца, которого вскоре направили возглавить Казахский государственный университет. За заслуги в области образования ему присвоено звание «Отличник высшей школы СССР», награжден орденом Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени.

Сразу после начала Великой Отечественной войны преподаватели и студенты начали записываться добровольцами. Одиннадцать преподавателей и двадцать восемь студентов института не вернулись с полей сражений. Все они поименно перечислены в книге. Каждому, кто «прошел сквозь огонь» и вернулся домой с Победой, посвящена отдельная глава. Сорок преподавателей и сотрудников института ковали Победу на фронтах Великой Отечественной войны и удостоены высоких боевых наград. Люди скромные, они надевали их только по большим праздникам, и чаще всего студенты даже не знали о героическом прошлом своих преподавателей. А зря.

Но и те, кто остался в городе, не только продолжали учить и учиться. Студенты вместе с преподавателями помогали колхозам убирать урожай, работали на лесосплаве, разгружали санитарные поезда, дежурили в госпиталях, встречали беженцев, собирали для них одежду, давали концерты, заготавливали дрова, заботились о семьях ушедших на фронт сотрудников. Деньги, заработанные на строительстве аэродрома, на уборке урожая, направляли в фонд обороны.

«Коллектив …института с честью выдержал все испытания трудных военных лет. Во многом здесь заслуга директора института К.Ф. Васильева и его помощников …преподавателей: К.А. Утехиной, Ф.И. Серова, А.А. Королевского, Н.Г. Евстратова, В.В. Иванова и других. Они сумели так организовать работу, что, несмотря на множество различных забот, занятия не прекращались ни на один день. За годы войны институт выпустил 298 квалифицированных учителей, многие из которых начали свой трудовой путь в освобожденных районах» (из книги Г.Г. Гурьевой).

Глава «Возрождение» рассказывает о послевоенной истории института, о преподавателях, о студенческой жизни, которая в те годы кипела. Работа в открывающихся пионерских лагерях, кружки, самодеятельность, спорт, экспедиции. Н.М. Малеча вместе со студентами собирает говор уральских казаков, вошедших впоследствии в его Словарь, изданный, к сожалению, уже после его смерти. В.В. Иванов – флору и фауну Прикаспия, Г.В. Кушаев выезжает со студентами в археологические экспедиции. Сколько «открытий чудных» подарили эти экспедиции, скольких студентов потом подвигли на исследовательскую и научную работу! Сорок курганных групп в Джамбейтинском, Чапаевском и Чингирлауском районах зарегистрировано в те годы.

О том, как жили студенты в конце 60-х – начале 70-х годов, на презентации в музее «Старый Уральскъ» Галина Гурьева, сама выпускница педагогического института имени Пушкина (по первому образованию) рассказала на собственном примере. Жизнь кипела такая интересная, что хотелось записаться во все кружки и все секции сразу. А потом еще появился КВН, в котором она тоже принимала участие.

Знает она изнутри и современную жизнь института – кандидат искусствоведения, доцент Г.Г. Гурьева преподает в ЗКУ имени Утемисова. И не скрывает своего негативного отношения к Болонской системе образования, которую вуз принял в начале 2000-х, одним из первых в Казахстане. Вместо экзаменов – тестирование («придумано в Штатах для проверки знаний умственно отсталых детей»).

«… переход на болонскую систему стал концом классического советского образования на всем постсоветском пространстве», – констатирует автор.

Но это никоим образом не умаляет преподавательский труд, о котором автор пишет с большим уважением.

Книга написана простым и понятным языком на основе различных источников (ссылки имеются в конце книги). Это уже пятая книга Галины Гурьевой. «Время и люди», «Иногородцы», «Летит столетье над Уралом» – все они тепло встречены читателем, опубликованы на портале Проза ру.

Приобрести книгу «Долгий путь вуза» можно в музее «Старый Уральскъ».

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top