Доброго пути!

27 июля 2017
0
1594

Как-то агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции были рассмотрены результаты мониторинга и внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности административной полиции. И наиболее коррумпированной была признана сфера дорожно-патрульной полиции. То есть, дракон разгуливает по нашим дорогам, постоянно пожиная обильный урожай взяток – каждое третье коррупционное преступление в органах внутренних дел приходится на сотрудников дорожно-патрульной полиции. Парламент республики озаботился таким положением вещей и долго дискутировал о том, как противостоять взяткам на дорогах.

Фото: Нурлан Тастанбеков / ibirzha.kz

 

И вот 4 июля Президент Нурсултан Назарбаев подписал документ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения». Теперь, если это будет исполняться в полном объеме, казахстанским водителям станет легче.

Помню, еще при советской власти нас возил на дачу тесть, которому было за восемьдесят, на стареньком «Москвиче». Тесть всю жизнь водил машину, аккуратно соблюдал правила движения, в связи с чем гаишники нас не останавливали. Стационарные посты дорожной полиции он называл церквами, мимо которых следует проезжать «медленно и печально». Но однажды, несмотря на малую скорость, нас остановили. Тесть не торопясь притормозил, долго доставал документы и, старчески согнувшись и шаркая подошвами по асфальту, побрел к гаишнику. И вскоре тот махнул жезлом, разрешая ехать дальше. Тесть, уже сидя за рулем тронувшейся машины, проговорил: «Опять сработало!» Оказывается, таким образом он испытывал дорожных милиционеров на терпение не первый раз… Расчет был на то, что гаишник успеет оценить возраст водителя, непрезентабельный вид машины и решит, что не стоит тратить время на этого старика, поскольку денег у него – «кот наплакал».

К сожалению, тесть не дожил до сегодняшнего дня, когда в законе четко и ясно сказано, что полицейский «после остановки транспортного средства должен незамедлительно подойти, представиться, предъявить удостоверение, разъяснить причину остановки».

Однако, по моему мнению, самое главное в этом законе то, что участник дорожного движения «имеет право получить от должностного лица, обладающего правом проверять документы у водителя, разъяснения причины остановки транспортного средства, проводить при этом фото- и видео съемку». При обсуждении именно этой нормы закона было сломано больше всего копий. Ведь, скажем прямо, никому не нравится, когда в него тыкают мобильным телефоном. Гаишники просто на дух не переносят съемку. Их раздражает, даже если съемка ведется с установленного на лобовом стекле видеорегистратора. Ну никак не хотят они становиться героями интернета.

В заседании рабочей группы Мажилиса, рассматривающей этот закон, принимал участие инициатор создания «Общества содействия автомобилистам» Руслан Лазута. Так потом он сказал, что самым трудным было прописать норму о праве водителя проводить фото- и видеосъемку.

«Потому что полицейские, – сказал общественник, – когда их начинали фиксировать, ссылались на статью 145 Гражданского кодекса РК, в которой говорится, что никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия. Одним словом, всячески старались препятствовать, хотя и Конституция, и Закон РК «Об органах внутренних дел», в принципе не запрещали этого делать. И теперь эту норму закрепили законодательно». К сожалению, он добавил, что «…водители в стране настолько запуганные, настолько пассивные, что говорить об увеличении роликов в интернете просто не придется. Кто ролики снимает? Люди, которые хоть как-то пытаются защитить свои права. А подавляющее большинство водителей – это потенциальные жертвы. В курилках они могут говорить, какие полицейские взяточники, мерзавцы и негодяи, и при этом сами же будут давать им взятки. А те, кто привык фиксировать все действия во избежание конфликтных ситуаций, как делали это, так и будут делать. Их не очень много».

Много пунктов закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения» облегчают жизнь водителей. Например, из закона исключена норма, запрещающая ставить автомобили на дорогах, кроме специально отведенных для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками». Ведь если в больших городах такие знаки есть, то в селах их никогда не было.

Еще сняты запреты на доставку пассажиров в ночное время нерегулярными автоперевозчиками, на аэрографию на машинах, отменено требование об обязательной переэкзаменовке при замене просроченного водительского удостоверения и внесены многие другие изменения.

В общем, дорогие водители, удачи вам и счастливого пути! Только помните, что, как утверждают сведующие люди, «ваш личный ангел хранитель летает со скоростью не более девяноста километров в час!»

Автор: Сергей Аблаев

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top