Дизель-революция на Урале

30 марта 2023
0
2818

Закончилась Великая Отечественная война. Несмотря на тяготы этой поры, речникам Урала в целом удавалось поддерживать самоходный флот в рабочем состоянии. Несколько хуже дело обстояло с баржами: большинство из них нуждались в замене. И тут речникам неожиданно «повезло».

По репарациям в уральское речное пароходство поступило около полутора десятка сухогрузных барж германского производства грузоподъёмностью 250 тонн. Точный год их постройки неизвестен. Корпус барж – стальной, надстройки – деревянные.

Нельзя сказать, что это идеальные суда для Урала, как могло кому-то показаться. Они годились для эксплуатации на каналах и шлюзованных реках, имели высокие борта и часто загружались не на полную осадку.

Ветеран речного флота, бывший капитан Александр Стариченков показывал мне любопытное фото, сделанное в 1948 г. у пристани Индер: около берега стоит баржа, корпус которой переломан пополам. Оказывается, перегрузили судно. Точнее, загрузили, по нашим меркам, «по нормативам». И вот результат. Так что немецкие репарационные баржи не нашли на Урале широкого применения.

В 1948 г. уральские речники получили от Северо-Западного пароходства странный подарок – пять деревянных сухогрузных барж. Их сразу прозвали утюгами. Эти суда оказались крайне неудобными в эксплуатации, с кормы на нос можно было попасть только через трюм. Через три года все баржи сгнили. При этом речники сетовали, что, мол, сбагрили их северяне южанам.

В том же году состоялась Всесоюзная перепись флота. По всем пароходствам составлялись списки не только действующих судов, но и списанных и ликвидированных. Участвуя в этой кампании, руководители пароходства задавались вопросом: как поднять производительность флота? Ведь потребность в речных перевозках росла.

В 1940 г. по реке перевезли 122 тыс. тонн грузов, в 1945 г. их объёмы упали до 87 тыс. тонн, но в 1948-м вновь возросли до 134 тыс. тонн. Если в 1938 г. пароходство перевезло 1700 пассажиров, то 10 лет спустя – уже 82 900.

В 1951 г. экипаж парохода «Пушкин» (капитан Александр Стариченков) одним из первых на Урале начал освоение часового графика работы. В результате техническая и путевая скорость превысили норму, снизилась себестоимость перевозок.

Освоение часового графика немыслимо без чёткого действия механизмов. Механик Николай Сурганов с помощью инженерно-технических работников механико-судовой службы и работников плавсостава модернизировал движители. Вместо деревянных плиц поставили желобчатые металлические, что значительно повысило КПД двигателей.

Почин экипажа «Пушкина» поддержала команда парохода «Инициатор» под руководством капитана Г. Мещерякова и механика И. Енькова.

Успехи успехами, но факт остаётся фактом: век пароходов заканчивался. Ведь за один рейс от Уральска до Гурьева и обратно пароход типа «Слёт» затрачивал 40 тонн мазута! Что касается газоходов, то эти суда, ходившие сначала на дровах, были очень капризны: стоило дровам немного намокнуть, и судно не могло идти. Перевод газоходов на полукокс несколько поправил дело, но их эксплуатация также не могла продолжаться бесконечно.

В это время в союзном судостроении происходила настоящая революция. 1 сентября 1947 г. принимается постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта». Утверждается программа пополнения речного флота и улучшения его технико-эксплуатационных характеристик.

В начале 1950-х годов Центральное транспортное конструкторское бюро разработало документацию для строительства в Румынии двухвинтовых буксирных пароходов типа «Бор» мощностью 200 и 400 л.с. Это были последние в СССР паровые суда, построенные значительной серией, они эксплуатировались до начала 1990-х годов. Однако руководители Уральского речного пароходства – одними из первых в Советском Союзе! – приняли абсолютно правильное решение, сделав ставку не на пароходы, пусть даже модернизированные, а на дизельные теплоходы.

Такие суда, более компактные, манёвренные и мощные, лучше подходили для внедрения передового метода толкания барж, что в УРП решили сделать решительно и повсеместно. Причём опыт уральские речники уже имели, первыми из казахстанских пароходств повсеместно применив метод толкания. Его инициатором стал в 1954 г. капитан парохода «Застрельщик» Алексей Сусоров.
Уже в 50-60-е годы ХХ века Уральское пароходство получило около 20 новых высокопроизводительных буксиров-толкачей мощностью 150 и 300 л.с. – «Дзержинский», «Киров», «Свердлов», «Обь», «Дон», «Павлодар», «Ангара» и другие. К 1980 г. в УРП насчитывалось 45 буксиров-толкачей.

Специалисты из других водных бассейнов удивлялись: по Волге, Иртышу и другим большим рекам ещё ходили пароходы, а Урал полностью перешёл на теплоходную дизельную тягу! Отметил это и Василий Рук, много лет проработавший на Иртыше и возглавивший в 1977 г. Уральское пароходство. Кстати, колёсный, с пароходными плицами, «Уральск» выглядел тогда как пароход, а на деле стал теплоходом.

Благодаря быстрому и решительному обновлению флота уральские речники обеспечили резкий рост добычи и перевозок в больших объёмах песчано-гравийной смеси, что сыграло большую роль в строительном буме, охватившем Уральск.

Фото Петра Хворостянко
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top