Диалог о настоящем и будущем

28 января 2021
0
2003

(Продолжение. Начало в № 3)

Задавая вопрос, вы привели слова клиента о нашем банке, а я хочу привести поэтический образ названия нашего банка, который тоже прислал наш давний партнер. Очень философски и точно отмечено.

Вечнозеленая Жусан,
В ней виден гордой ели сан
И терпкий аромат великой Ел,
Который сохранял в пути
                                             и грел!
Пусть в каждом сердце будет дух Жусан
И с ним растет свободный
                                                     Казахстан.
Нам много Дала дала,
Чтобы весной Жусан опять цвела.

Как говорится, положение обязывает!!!

Вопрос: Ваш филиал работает на дифференцированной технологической платформе, которая разработана в головном офисе очень высококвалифицированными специалистами. Это здорово, когда в регионах не изобретают свои велосипеды, а объединяющее начало головного офиса проявляется вот в таких уникальных продуктах.

В чём особенность и уникальность этой экосистемы банка?

Ответ: Это не просто экосистема нашего банка, а стройная стратегия развития Jýsanbanka на 2020-2023 гг. высокой степенью визуализации связей по горизонтали и вертикали управления. Посмотрите в Интернете слайд «Наша экосистема» и вам сразу станет все ясно без большого объема слов. То, о чем мы говорили ранее о розничном бизнесе, новый клиентский опыт – очень лаконично представляем наши возможности на рисунках. Так мы продвигаем свой бренд и повышаем лояльность наших клиентов на основе реализации подходов международного стандарта менеджмента качества ИСО 9001, где должны быть Видение, Стратегия, Политика и, конечно, процессный подход ко всем элементам деятельности банка. Очень хорошо, что такие подходы разделяют наши сотрудники и клиенты, понимая, что система уберегает от рисков и угроз.


Положение обязывает. Эту фразу я употребляю, чтобы взбодрить сотрудников и напомнить о великой истории нашего края, где в Урде стоит величественный памятник первого казначейства в Казахстане. Здесь проходила ветвь великого Шелкового пути, возрождающегося сегодня. «Родники денег» превратились в финансовые потоки тенге суверенного Казахстана…
Но все течет, все изменяется, и надо приложить усилия, чтобы остаться в финансовом потоке современного мира.


Вопрос: Сегодня, когда в мире во всех секторах растет неопределённость, а классический менеджмент переживает не лучшие времена, на чем следует делать выбор: на модных теориях или интуиции?

Ответ: Чтобы меньше ошибаться, лучше ориентироваться сразу на несколько моделей, которые работают на практике. Я не считаю, что классический менеджмент переживает кризис. Просто он подстраивается под Новый технологический уклад, который совсем не отрицает выработанные каноны. Моя настольная книга Э. Деминга «Выход из кризиса» испещрена пометками, которые использую в сегодняшней работе. События прошлого, происходящее в настоящем и предпосылки на будущее показывают, что ориентация на системный менеджмент в банковской деятельности позволяет своевременно реагировать на внешние возмущения и консолидировать коллектив на выполнение документированных целей, задач и политики! Гибкая система, непрерывно меняющаяся – это универсальный инструмент для выживания в жестких «джунглях» современного мира и тотального разрушения среднего бизнеса в условиях пандемии. В этих условиях ускоряется процесс глобального распространения криптовалют и цифровых платежей. Может так случиться, что использование цифровой валюты существенно ускорится в рамках модернизирующейся финансовой системы, которая будет экономнее, быстрее и комфортнее для банков и клиентов. Я не исключаю этого. Многие платежные гиганты уже разрешили торговать криптовалютой на своих платформах. Последние опросы показывают, что 65% международной компании PayPal готовы использовать криптовалюту для онлайн-платежей. 346 млн. активных клиентов компании уже приобрели цифровые монеты на технологической платформе. И хотя использование наличных денег в условиях пандемии сокращается, однако в потребительских платежах они еще долго будут сохраняться.


Когда-то Марк Твен с юмором сказал: «Банкир – это человек, одалживающий вам зонтик, когда ярко светит солнце, и отбирающий его в тот самый момент, когда начинается дождь». С тех пор многое изменилось, и мы готовы предложить клиенту даже зонтик от солнца, а не только от дождя, если у него хороший вклад в банке…


Мы в этих условиях настроены на внедрение и использование уже опробованных технологий и комплексное улучшение бизнеса с ориентацией на различные слои населения. Мы не планируем заставлять пенсионеров из группы риска осуществлять электронные платежи, если более 50% этих людей привыкли открывать депозиты в наших подразделениях, приходя туда ногами… Конечно, у нас есть перспективные предложения и на этот счет, но мы не собираемся форсировать эти события, помня, с каким недоверием вначале люди отнеслись к введению платежных карточек и переводам туда заработной платы. А сегодня без этого инструмента трудно представить нашу деятельность. То же самое сейчас происходит с увеличением доли платежей карточками за товары и услуги. Сейчас это наиболее растущий сектор. Всему свое время. Мы в своей повседневной деятельности чередуем периодическое применение принципов «Кайдзен и Кайрио». Сотрудники знают, что мы начали улучшать работу, проводя реорганизацию технологического процесса, сделали большие инвестиции в «железо» и переподготовку персонала. Это и есть «Кайрио».

А сейчас мы в коллективе улучшаем систему на принципах «Кайдзен». Это серия мелких улучшений на каждом рабочем месте и всеми сотрудниками.

– Особенность этого периода состоит в том, что она не требует больших усилий и значительных инвестиций;

– Все вовлечены в систему улучшения; необходимо большое количество мелких шагов всем коллективом.

– При внедрении в практику этих передовых идей проводим эффективную оптимизацию и очень ценим предложения сотрудников и клиентов. Мне нравится этот творческий процесс, когда инициатива идет снизу!


Скоро металлический звон монет останется лишь в коллекции нумизматов… и к ним будут ходить как в колокольню.


Вопрос: Как-то необычно слышать из уст банкиров, что вся работа банка строится на базе экологической платформы, а экономика экосистем наиболее рациональная для вложений. Это дань времени или объективная реальность, которая диктует направление финансовых потоков?

Ответ: Экологическая система нашего банка, которую вы видели на схемах в Интернете, активно строится изнутри, вовлекая во взаимодействие все заинтересованные стороны. У нас четкий сектор ориентации на поддержку новой энергетической политики, отличающейся рачительностью, энергосбережением и экологической эффективностью. Безусловно, мы будем поддерживать инвестиции в мобильные энергонакопители и выдачу кредитов для всего комплекса устройств на
возобновляемых источниках энергии (ВИА) и электротранспорта. Почему это сегодня очень важно?


Сегодня самый важный мониторинг – это ежечасный и ежедневный. Более поздние отчеты – это скорее дань статистике, чем необходимости. Сейчас самые нужные отчеты – это те, которые отражают пульс работы твоего банка. Поэтому у руководителя рука должна быть на пульсе, чтобы вовремя почувствовать изменения.


Примерно с 2015 года началась новая веха перехода общества из информационной эпохи в цифровую, когда вместо информационных технологий на всех уровнях стали пользоваться цифровыми, дающими аналитическую информацию в режиме реального времени. Экологические аварии, происходящие в самых дальних уголках мира, тут же попадают на экран и вызывают обвал акций этих компаний и большие проблемы для инвесторов. Поэтому при выдаче кредитов банк внимательно оценивает экологичность предприятия, программы развития и, конечно, наличие штрафных санкций со стороны государства. Для предприятий с высоким риском воздействия на окружающую среду в качестве защитного механизма многие банки ввели требование внешнего аудита на соответствие производства международному стандарту ИСО 14001 по экологическому менеджменту. Если раньше мы обращали внимание на менеджмент качества берущей заем организации, то теперь это комплексная оценка, включающая качество и экологию. Мы осознаем, что Западно-Казахстанская область не просто жизненное пространство, а единство промышленных, сельскохозяйственных производств там, где живут наши земляки, которые стремятся к развитию, ждут, что это развитие будет безопасным для них и их детей. Наши деньги должны давать шанс не просто для выживания, а для прогресса на основе новых идей и технологий во взаимодействии природы и человека. Мы считаем, что нынешний кризис – это стимул для перехода на экологически чистые электричество и тепло, когда здания в городах становятся мини-электростанциями, производящими больше энергии, чем потребляют. Посмотрите, как стремительно ворвались в наш быт электромобили, а SMART-квартиры с умными датчиками – реальность последних десяти лет и у нас в Казахстане. Рекультивация земель, современные замкнутые производства в аграрной сфере дают широкие возможности финансистам для эффективных вложений.


Нивы наших экологических заблуждений засеваем мы сами, но горькие, уродливые плоды будут пожинать потомки!


Вопрос: Каким представляется Вам будущее вашего банка?

Ответ: Уверен, что будущее нашего банка перспективное, основанное на быстрых изменениях. Это будет организация, которая трансформируется на принципах тотальной цифровизации, что является общемировым трендом банковского сектора уже сегодня. Мы в Казахстане стараемся поспевать и готовы к тому, чтобы стать цифровыми. Несложно ввести онлайн-биометрию, делать подписи с помощью ЭЦП или использовать ОТП-код, и это все сегодня стараются делать. Банки не ждут, а сами первыми делают шаг туда, где находится клиент. Если клиенту удобно, мы встраиваем в мессенджеры весь спектр услуг от его идентификации до продажи продуктов и всех коммуникаций с ним. Наш банк будет мультиканальным и у нас свой маркетплэйс. Мы будем выигрывать, выстраивая тесные контакты с телекомами. Мы уже создали свою связь – JýsanMobile.
Без этого глубокого взаимодействия трудно представить банк будущего. У телекома есть данные, которые раскрывают нам клиента с точки зрения его платежей. И это очень важно. Какой у вас баланс, динамика его использования, как вы используете роуминг и еще многое другое. Это большое преимущество, когда появляется такой уникальный массив потребительских и поведенческих данных.

Казахстан в этих вопросах находится в общемировом тренде. К 2020 г. доля e-commerce стала на уровне около 4,0% от розничной торговли. Представляете – 435 млрд. тенге в целом по нашей стране! После годичного коронавируса e-commerce выросла примерно в два раза и приближается к триллиону! К началу 2020 года доля безналичных оплат превысила долю наличности, и это рубиконное событие, которое подтверждает победное шествие цифровизации. И надо похвалить законодателей, что в Казахстане своевременно ввели законодательные изменения, которые позволяют в банковских операциях больше пользоваться смартфонами, виртуальными картами и электронными подписями.

Пандемия оказалась мировым ускорителем для цифровизации и одновременно показала, что первыми умирают те, кто не хочет меняться в привычках, пристрастиях, моделях и технологиях. Кое-кто ждал или еще ждет, что вот кончится этот коронавирус, снимут ограничения – все вернется на круги своя. Ан, нет! Посмотрите, как мы стремительно структурируемся, чтобы увеличить безопасность в условиях увеличивающихся рисков. Теперь не только удобство и мультиканальность, но и ряд обязательных процедур: комплаенс, менеджеры, юристы, IT-безопасность, аналитика. И только после этого конкретные финансовые операции. Скажу так, что жизнь в нашей экосистеме и маркетплейсе должна быть быстрой, понятной и простой, но при этом не за счет потери безопасности. Безопасность банка и клиента вчера, сегодня и завтра на первом месте.

(Окончание следует)

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top