Держи карман шире

7 мая 2015
0
1623

Они не лезут в карманы своих жертв тайком. Орудуют открыто, опустошая кошельки доверчивых граждан средь бела дня. Нередко на глазах у прохожих. Эти люди знают десятки способов и приемов, чтобы облапошить любого прямо на улице. Всегда действуют дерзко и наверняка. Толпа людей для них – это калейдоскоп лиц, в котором они не спеша вычисляют очередную жертву.

Кто такие аферисты, и что мы знаем о них? Как показывает полицейская практика, практически ничего. А ведь они ежедневно выходят на свою черную работу, и встретить их на своем пути рискует каждый из нас. В прошлом году в производстве УВД находилось 770 уголовных дел, возбужденных по статье 177 УК РК (мошенничество). Этот год не исключение, за три месяца преступному «гипнозу» подверглись еще около 300 доверчивых граждан.

Провинциальный Уральск атакуют фродеры! Так называют телефонных мошенников. Преступники не дремлют, каждый день в их арсенале появляются новые схемы, чтобы отобрать деньги у доверчивых граждан. В основном спекулируют на алчности и родственных чувствах. Как только одна схема устаревает, ей на смену тут же приходят новые! В организации телефонных махинаций участвуют не одиночки, а преступные группы. Очень часто подобной деятельностью занимаются лица, отбывающие срок в колониях.

– Они отличные психологи и умело используют информацию, которую жертва невольно выдает при общении, – рассказывает начальник УВД Манарбек Габдуллин. – В прошлом году зарегистрировано 47 подобных преступлений. Схема «развода» проста: мошенник звонит на мобильный телефон ничего не подозревающей жертве, представляется родственником и слезно уверяет, что попал в беду, например, сбил человека или попал в отделение полиции за драку. При этом добавляет, что ситуацию люди в погонах предлагают «замять», необходимо лишь денежное вознаграждение. Дальше ошарашенным родителям или кому-то другому сообщают, когда и в какое место следует принести деньги. Как правило, при таких звонках слышимость плохая, присутствуют посторонние шумы, и жертве очень сложно идентифицировать голос звонящего «родственника». Конечно, когда кто-то из своих в беде, сложно трезво и хладнокровно оценить ситуацию. Однако вместо того чтобы паниковать и бежать куда-то с деньгами, нужно хотя бы позвонить тому, кто просит помощи. Поинтересоваться, где он сейчас находится и действительно ли попал в беду. В большинстве случаев все оказывается в порядке.

Гражданин Кудабаев (фамилия по этическим соображениям изменена) совершал телефонные махинации, отбывая наказание в местах лишения свободы. Развернуть деятельность ему не мешали ни колючая проволока, ни высокий забор. Дело встало на поток. Прямо из камеры сообразительный мужчина звонил незнакомым людям. Домашний номер набирал наугад. Представлялся сотрудником полиции и сообщал пренеприятнейшее известие. История одна – попал в беду, нужны деньги. Иногда попадались подозрительные, выманить денежные купюры не получалось, но чаще всего везло. Конечно, проворачивать подобные операции без чьей-либо помощи у него вряд ли бы получалось. Но на свободе был подельник. Он выполнял самую главную часть операции – забирал деньги в назначенном месте.


За первый квартал под предлогом устроить на работу совершено 39 деяний (24,2 %). За похищение денежных средств – 44 преступления (27,3 %). Под предлогом позвонить похищено 12 мобильных телефонов(7,5%). Путем подделки документов на недвижимое имущество совершено 69 преступлений (42,8 %).

С целью предупреждения мошенничеств на сайте ДВД ЗКО создан специальный раздел «Профилактика мошенничества», где посетители могут получить необходимую информацию.


Есть и другие виды телефонных афер.

– На телефонный номер абонента поступает звонок, и радостный голос, принадлежащий якобы сотруднику той или иной фирмы, сообщает, что вы выиграли крупный приз (машину, холодильник, телевизор). Для того чтобы забрать его, необходимо лишь приехать в Астану или Алматы, – рассказывает заместитель начальника следственного отдела Марат Энварович Мустафин. – Если «счастливчики» выехать в эту же минуту не могли (редко кто так сразу соглашался) им предлагали удобный вариант – товар отправить почтой. Но для этого необходимо было произвести небольшую предоплату, расходы за почтовые услуги. Как показывает практика, народ наживку проглатывал быстро. Пожилые женщины (жертвами чаще всего становились они) под диктовку записывали банковские реквизиты и спешили делать денежный перевод. Сумма колебалась в размере от 20 до 30 тысяч тенге. Последующие несколько дней они терпеливо ждали подарка, который, конечно, они так и не получали. Взволнованные задержкой, они начинали звонить на номера так называемых фирм, но они уже были отключены. Многие их родные возмущаются, неужели нельзя было с кем-то посоветоваться. Нет. Все время пока жертва раздумывает, потом собирается и идет в банк (при этом поторапливают), мошенники держат ее на связи. Они постоянно звонят, что-то спрашивают, интересуются, дают советы и так далее. Человека не оставляют наедине с самим собой ни на минуту. «Ведут» до того момента, пока деньги не будут отправлены по адресу.

Появилась и новая модель обмана, к которой граждане должны быть готовы. По мобильному телефону сообщают, что вы, добросовестный держатель карточки банка, поэтому стали участником розыгрыша крупного приза. Приехать за ним также нужно в другой город. Если нет возможности в данный момент, достаточно сообщить данные своего удостоверения: реквизиты карточки, включая пинкод. В этом случае на нее будет перечислена сумма, эквивалентная выигрышу. После того как «победители» обращаются в банк за выигранными деньгами, выясняется, что с их счета были сняты все имеющиеся средства. Только за этот год пострадали четыре человека. Возможно, телефонные мошенники не звонят наобум, у них есть определенная информация. Преступников задерживают, но им на смену тут же приходят новые.

Валентина Степановна теперь всем своим родственникам и знакомым объясняет, если звонят незнакомые люди и предлагают халявные деньги, просто отключите телефон. В прошлом году она также попалась в руки аферистам. Женщина получила на почте пенсию и собиралась сделать небольшие покупки. В этот самый момент ей позвонили. Девушка с приятным голосом сообщила, что пенсионерка выиграла стиральную машину. В другом случае она может быть и не стала бы разговаривать, но о машинке-автомате она мечтала давно.

– Я знаю про то, как обманывают пенсионеров, – рассказывает Валентина Степановна. – Но почему-то поверила. Голос был настолько искренним и доброжелательным, что сомнений никаких у меня не возникло. К тому же победителей было несколько, и мне нужно было срочно определяться, буду забирать я приз или нет. Всю свою пенсию я тут же отнесла в банк. Своим детям до сих пор не рассказала, что меня так нагло надули. Конечно, аферистов не задержали, как мне объяснили, они и не живут в Уральске. Просто до сих пор не пойму, откуда они узнали все мои данные, в том числе год рождения?

Анвару 38 лет. Сварщик по образованию, он давно мечтал устроиться на месторождение Карачаганак. Многие знали, что отец пятерых детей ищет работу. Азамат нашел его сам. Объяснил, что набирает рабочую команду. Но устроиться можно, только заплатив небольшую сумму, 30 тысяч тенге. Эти деньги якобы должны были отдать работодателю.

– Сомнений не было, – позже объяснял Азамат. – Деньги за трудоустройство отдали еще несколько моих знакомых. Мужики рассказывали, что вроде бы этот Азамат уже устраивал кого-то на работу таким способом.

– Всего от рук этого мошенника пострадали 7 человек, – рассказывает Марат Энварович. – Он собрал деньги и благополучно исчез. «Прием» на вакантную должность проходил в начале марта этого года, а в конце его уже задержали. Дело было закрыто из-за примирения сторон, так как мужчина вернул пострадавшим деньги.

Фото: Нурлан Тастанбеков
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top