Дачники-неудачники

30 мая 2019
0
290

В 70-х годах прошлого века в одном из городов на тогда ещё рыбном, судоходном и более полноводном Урале случился невиданный бум нового типа – ДАЧНЫЙ.

Явка обязательна

По выходным его улицы пустели как во время показа крутого телесериала – все, кто имел заветные шесть соток, устремлялись за город. Никаких заброшенных, неосваиваемых и невыгодных участков не было и в помине. Если кто-то из соседей не копался в выходные на грядках, у них потом удивлённо спрашивали: «Чего не были?»

Принимались только сверх уважительные причины: срочная командировка, болезнь или, упаси Бог, смерть близкого родственника. Ходила легенда, будто кто-то из руководителей не то области, не то республики именно тогда и назвал этот город самым САМЫМ ДАЧНЫМ В МИРЕ. Догадались? Да, это наш Уральск.

И чего не развиваться садоводству и огородничеству, когда для этого имелись все необходимые, прежде всего экономические, условия?

Салонное общество

Транспорт – автомобильный и особенно речной – работал чётко. Непреложным правилом, если хотите – шиком считалась отправка в рейс комфортабельной, идущей на экспорт в Европу и Египет «Москвы», точно по сигналу «Маяка», транслируемого в радиоэфире. Экипажи капитана Юрия Астраханкина и капитана-дублёра Юрия Токарева в форменной одежде. Никаких тебе кепочек, верёвочек и маечек с иностранными словами, смысла которых никто не понимает.

Тариф – 30 копеек. Четыре рейса по субботам и воскресеньям по маршруту Уральск-Козинское, в другие дни – три. Работает буфет, в салоне на нижней палубе едут с комфортом в мягких креслах ветераны войны и труда – играют в карты и шахматы, беседуют. На верхней – молодёжь слушает музыку с помощью аппаратуры для дискотек. Народу – полный биток.

Те, кто добирался до участков на автобусах, случалось, высказывали претензии к перевозчикам, но эти проблемы, как правило, решались.

Воровали на дачах и тогда. Но – странное дело! – многие оставляли на дачах не только одежду, стулья или лавки, но также холодильники и другую бытовую технику. Дачники либо сами охраняли участки, либо делали это с помощью госорганов.

Напомню: никакого УГОСО (уральского городского общества садоводов и огородников) раньше и в помине не было. Вопросы садоводства и огородничества курировал заместитель председателя горисполкома. Лично.

По мнению знатоков, поэтому и порядка тогда было больше, чем сейчас.

Любопытная деталь. Благодаря 100%-ному освоению дачных массивов (в одном только Учужном затоне имелось около 800 участков!) окружающая их территория выглядела очень даже цивилизованно.

Почему убежали лоси

Рядом с Учужным, вниз по Уралу в сторону Коминтерна, стихийно возник настоящий народный лесопарк с укатанными дорогами, богатый ежевикой, тёрном, шиповником, целебными травами, грибами. В такое трудно поверить, но встречались здесь и лоси – самому доводилось их видеть. С этими местами связано много воспоминаний детства…

Здесь часто отдыхали не только дачники из Учужного затона, но и другие жители Уральска, особенно рыбаки и грибники. Зимой, как рассказал мне ветеран спорта Александр Щавелев, в лесопарке начиналась лыжная трасса, доходившая до озера Кресты. Словом, кипела в этих краях жизнь.

В 2014 году автор этих строк вместе с четвероногим другом предпринял попытку побывать в «стране детства». Страшное зрелище. Словно и не было никакой страны. Безлюдье, ни дорог, ни даров леса. И лоси куда-то сбежали из бывшего народного лесопарка.

Одну дорогу, со стороны Меловых горок, нам всё же удалось найти. Но она внезапно оборвалась на опушке леса, где красовались спиленные стволы здоровых деревьев. Так что сегодня здесь правят бал чёрные лесорубы.

О том, чтобы искупаться на золотых песках Жемчужного переката около одноимённой рыбной зимовальной ямы, нечего было и думать: кругом непролазная чаща… Пришлось возвращаться на свою дачу, шагая через десятки заброшенных, заросших бурьяном участков. Садовод Владимир Воронков назвал наш некогда процветавший массив «уральским Чернобылем».

После наводнений 1993 и 1994 годов, кризиса «лихих 90-х» Учужный затон, как и всё уральское садоводство, впал в полукоматозное состояние. Люди, а это в основном пенсионеры, вынуждены решать проблему выживания. В Учужном сегодня осталось менее 300 участков. Тут не до леса и грибов. Вот и исчез лесопарк, теперь в эти места без специальной охраны лучше не соваться.

Закопай-ка!

Изношенность основных фондов (труб, насосов, электрооборудования), отсутствие реальной помощи в этом вопросе от государства (мол, УГОСО, как и КСК – организация общественная, мы не обязаны ей помогать), дороговизна материалов, экономические и политические процессы в обществе (развал СССР, миграция населения) нанесли по уральскому садоводству в 1990-х годах удар чудовищной силы.

Чтобы заниматься сегодня садоводством и огородничеством, надо обладать невероятным упорством и крепкой нервной системой.

Вот приходит к кому-то сосед и говорит: обокрали. Но зачем на зиму оставлять что-то в домике на неохраняемом массиве? Один мой знакомый говорит, что из домика на зиму убирает всё, кроме старых кроватей. Из сарая – тоже. Закрывает его на проволоку. Зайдёт воришка, а брать нечего… То есть, не следует провоцировать воровство.

Колодезный насос, шланги, садовый инвентарь закапывается на участке в укромных местах. Случается, из-за большого количества закопанного его весной не сразу удаётся быстро найти, но можно ведь карту нарисовать. Весной разложил её перед собой и по-военному оперативно определил места раскопов.

– Кто не занимается подобной «археологией», а надеется на авось, тот весной наверняка чего-то не досчитается, – убеждён мой собеседник.

Опозданием мы наказаны

А вот ещё одно показательное явление: люди отказываются от дач, которые осваивали десятки лет, из-за проблем с транспортом. На автобусах народ приезжает на дачи в конце апреля. На двух старых судёнышках разгромленного кризисом и рыночными прохиндеями Уральского пароходства – на майские праздники. Вдумайтесь: на майские! А ещё говорят, что весной один день год кормит!

Далёк от мысли обвинять во всех грехах речников. Перевозчик ТОО «Флот» (руководитель Алибек Джангазиев), преодолевая равнодушие чиновников, задержки с поступлением дотации, выплаты зарплаты и прочие гримасы так называемого «рынка», всё-таки перевозит садоводов. И за это их стоит поблагодарить. Почему, однако, в июне-августе, когда световой день длинный, последний рейс из Учужного отправляется в 19 часов? Ведь раньше было в 20 и даже в 22.00 – теплоход «СПВ-1» шёл с включёнными прожекторами…

– Причина в том, что автобусов после восьми часов вечера на конечной остановке в Куренях практически не увидишь, – говорит Джангазиев. – Учитывая интересы пассажиров, которые добираются домой на автобусах, нам пришлось последний рейс сделать пораньше.

Обратите внимание: не автоперевозчики идут навстречу клиентуре, а клиентура вынуждена подстраиваться под «крутых, инициативных» рыночников. И речников тянут в это же болото. Это не рынок, а БАЗАР.

– В советское время мы взяли дачу в обществе «Тополёк» во многом потому, что до неё удобно, меньше чем за полчаса, добираться по Уралу на теплоходе, – говорит Анна Марьина. – Но вот речную линию закрыли, пустили автобус. Теперь нам и другим дачникам от площади Победы приходится ездить вкруговую. Тряска, пыль, толкотня с сумками и вёдрами, долгое ожидание автобуса… Да верните нормальные пассажирские перевозки по Уралу – люди спасибо скажут!

Кстати, с Джангазиевым доводилось пару лет назад беседовать на эту тему. Алибек Шарифович дал понять: будет дотация – возродим перевозки по линии Уральск – дачи ТЭЦ с остановкой «Тополёк». Только вот перевозить на чём? Теплоход «Речной-1», работавший на этой линии, давно продали в Атырау. Из 110 (ста десяти) транспортных судов Уральского речного пароходства (данные вместе с отделом пути на конец 1980-х) сегодня у многочисленных мелких «компаний» осталось… с пяток. Есть ещё выход: взять суда в аренду…

«Не сидите сиднем, делайте что-нибудь, делайте!» – призывал Иван Сергеевич Груздев из телесериала «Место встречи изменить нельзя». Мол, из-за вашего «расследования» невинного человека осудят. Похоже, наше садоводство, обеспечивающее Уральск ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДУКЦИЕЙ, уже «осудили» на вымирание.

Его ещё можно попытаться спасти. Иначе Уральск, «самый дачный город в мире», станет самым НЕдачным. А какой-нибудь юморист выдаст шутку века: «Победителей нашего конкурса ждёт высокая награда – бесплатная путёвка в Учужный затон…»

Фото автора и Ярослава Кулика

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top