Чтобы вести за собой

26 октября 2017
0
1634

Медресе находится на территории мечети, знания получают 38 будущих имамов. Самым младшим шакирам чуть больше 20 лет, старшему – за 50.

В библиотеке

Правила обучения в медресе строгие: пока учатся, живут здесь, уехать домой или выйти в город можно в воскресный день или с разрешения руководства школы, хотя у большинства есть семьи и дети.

Учебные классы на втором этаже, три комнаты на первом определены под спальни, в каждой по 8 двухъярусных кроватей. Ничего лишнего, нет даже тумбочек, только по-солдатски аккуратно заправленные койки. К чистоте и порядку отношение особое. Ученики сами наводят чистоту в спальнях, учебных кабинетах и коридорах. На этажах по-домашнему уютно, всюду ковровое покрытие, в обуви не ходят, снимают ее при входе. Личные вещи, в том числе одежду, хранят в шкафах, они стоят отдельно. Свободного времени практически нет: лишь пара часов отдыха после обеда. Все остальное время – учение и чтение Корана. Начало первой молитвы в семь часов утра, в 8 – завтрак, потом занятия.

Экскурсию по учебному заведению проводит заместитель директора по хозяйственной части Ринат Бажуов. Не так давно он вернулся из Египта, где окончил университет «Аль-Асхар». В Африке обучался в течение пяти лет. По образованию исламовед, но не преподает, занимается хозяйственными делами, в том числе и в областной мечети.

Новое здание школы построено в 2008 году на пожертвования меценатов. До этого времени на этом месте находилось одноэтажное ветхое здание старой школы. Прежнее медресе было построено на территории мечети, которую возвели в 1897 году на средства местного богача Муртазы Абдуллина. Неслучайно, что построили ее рядом с базаром: как и сейчас это самое оживленное место в городе. Люди слышат призыв к молитве, больше всего прихожан в мечети в пятничные дни.

В 1929 году здание мечети переоборудовали в городской пункт связи. С началом Великой Отечественной войны разместили отделение военного трибунала. В конце 1944 года военные добровольно отказались от здания, и в скором времени здесь уже снова была мечеть.

Новую школу построили всего лишь за четыре месяца.

Обучаются в ней три года, за это время изучают не только религию, но и светские науки. Поступить сюда не совсем просто, желания и особенного стремления к духовности недостаточно. При небольшом количестве абитуриентов прием строгий. Необходимо собирать пакет документов, здесь все как обычно – справка о состоянии здоровья, свидетельство об окончании общеобразовательной школы, и если есть – дипломы других учебных заведений. Сдают экзамены по казахскому языку и истории Казахстана. Работу приемной комиссии возглавляет представитель алматинского муфтията.

– Современный имам это обязательно образованный человек, прекрасно разбирающийся в психологии, философии, истории, – объясняет Ринат. – Параллельно с проповедями он занимается преподаванием, проводит встречи с осужденными, военнослужащими, участвует в светских и образовательных мероприятиях, не исключена и его научная деятельность. Современная реальность требует, чтобы он был не только коммуникабельным, активным, но и всесторонне развитым человеком. В переводе с арабского слово «имам» означает «идущий впереди», «ведущий за собой».

В состав комиссии входит психолог. На первом месте душевные качества будущего ученика. Человек должен быть мудрым и великодушным, спокойным и рассудительным, понимать всю сложность происходящего в современном мире и уметь точно определять, где добро и зло, и учить этому других. Ему необходимо свободно чувствовать себя в профессии и с удовольствием исполнять свои обязанности. Не на последнем месте красноречие, сильный, красивый, звучный голос.

В кабинетах расписание каждого курса. Среди предметов – история Казахстана, информатика, основы права, экономика, юриспруденция. Только на уроках иностранного языка вместо привычного английского или немецкого изучают арабский, ведь именно этот язык пригодится в практике.

На занятиях

В классе глубокая тишина, шакиры старательно выводят в тетради суры из Корана. Арабская вязь – наука сложная, и пишут ее справа налево, так же читают книги. На первом уроке преподаватель объясняет всю важность знания языка. Главное преимущество – чтение Корана в оригинале. Также можно читать и любую другую литературу на арабском, он, к слову, на пятом месте по популярности в мире. На полках в школьной библиотеке книги о культуре, истории, традициях и обычаях стран Востока. Знание арабского языка – основное условие при поступлении в лучшие духовные университеты мира.

В среднем занятие длится около часа, с небольшим перерывом. Бороться за дисциплину, а также за посещение занятий педагогам не приходится. Особенность этих воспитанников в том, что они послушные и исполнительные, хулиганов и двоечников среди них нет.

Аяну 27 лет, он окончил железнодорожный техникум, работал, сейчас учится на третьем курсе. На следующий год получит диплом. Остаться без работы молодой человек не боится, каждого выпускника обязательно трудоустроят.

– Проблемы безработицы в этой сфере нет, напротив, существует нехватка кадров, – говорит Ринат. – Вы, наверное, понимаете, что стать имамом может далеко не каждый.

Аслану Жумагулову тоже 27 лет, сразу после окончания школы он поступил в Евразийскую академию, получил профессию специалиста информационных систем, вместе с отцом занимался бизнесом. Но, как объясняет, все это время у него было ощущение неудовлетворенности, хотелось найти что-то другое, к чему лежало сердце. Прежде чем стать учеником медресе, он, как и многие другие в этом классе, прошел через муки сомнений, утомительные разговоры с друзьями и знакомыми, которые отказывались принимать его выбор. Правда, больше было тех, кто поддерживал.

Ажимухан Утебак проводит занятие по изучению Корана. Ему 24 года, но он уже окончил мусульманскую духовную академию в Турции. Знает четыре языка, в том числе и арабский. Многие ученики намного старше него, но этот факт на авторитет педагога никак не влияет. Его внимательно слушают и впитывают каждое слово, произнесенное наставником.

В нашем городе это медресе является единственным, больше никаких мусульманских духовных школ нет. И те ребята, которые хотят прийти к истинной вере, должны стремиться именно сюда или в традиционную мечеть, объясняют педагоги. К сожалению сейчас много разного рода религиозных направлений. Незнающему человеку ошибиться просто.

Максуту 54 года, он учится на втором курсе. За плечами огромный жизненный опыт и годы работы в престижной газовой компании. Немного смущаясь, он рассказывает о себе. Для того, чтобы начать учиться, ему пришлось оставить высокооплачиваемую работу.

– Он отличник, – рассказывает устаз (учитель). – В журнале у него только пятерки.

Обучение, проживание и питание в медресе бесплатное. Кормят три раза в день. Готовят еду два повара, которые сами составляют рациональное меню.

Эльвира Абдулова на момент нашего появления на кухне готовила обед. Сегодня пятница, а значит, к столу в этот день подадут традиционный бешбармак и баурсаки.

Эльвира немногословная, но, получив разрешение, отвечает на вопросы. Точнее, перечисляет блюда, которыми кормят.

– Мы с моей напарницей готовим самую обычную домашнюю еду, – говорит она. – Все любят плов и гуляш с гарниром. Обеспечиваем воспитанников овощами и фруктами, часто печем.

Она здесь работает второй год, и признается, что слов нареканий в их адрес еще не было, только слова благодарности.

Все это время по медресе нас сопровождает Аман Абдуллин. Он тоже молодой человек, выпускник этого же медресе. В его обязанности входит присмотр за воспитанниками. Он должен их разбудить на утренний намаз, напомнить, что пора в столовую, и так далее. Здесь же работает и его супруга Айдана Убакова. Они женаты два года, снимают квартиру, своего жилья у молодой семьи пока нет.

Айдана библиотекарь, выдает учебники и художественную литературу. В фонде около 6 тысяч книг. Свадьбу молодым играли по мусульманским обычаям.

В исламе каждый мусульманин обязан ежедневно совершать пятикратную молитву (намаз). Каждая из них совершается в определенное время. Женщины молятся отдельно от мужчин. Это делается не в силу дискриминации, а чтобы защитить права женщин. Так, отцы могут спокойно отпускать своих дочерей в мечеть, а мужья – жен. Вполне возможно, что в скором времени в городе появится и женское медресе, по крайней мере, это уже есть в планах. Однако имамами они работать не будут, только педагогами.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top