Четкие ориентиры

31 мая 2018
0
1366

Большое значение в укреплении межэтнического согласия, мира и единства народа Казахстана имеет работа учреждений образования. Именно от педагогов во многом зависит формирование у молодого поколения интернационального мировоззрения. В этом русле активно работает управление образования ЗКО.

Воспитывать патриотов

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев неоднократно отмечал:

«Сохранять и укреплять единство народа – самая высшая добродетель. Мы должны укреплять основы свободного и терпимого общества, где каждый казахстанец, какой бы нации и вероисповедания он ни был, мог быть свободен в выборе обычаев, культуры и религии».

В своей известной книге «В потоке истории» Нурсултан Абишевич особо подчёркивает:

«Мы строим полиэтническое государство с равными правами и возможностями для всех».

В управлении образования прекрасно понимают, что воспитание школьников в духе мира, единства и межэтнического согласия – это не какой-то обособленный процесс, а комплекс программ, разнообразных мероприятий, методических наработок, направленных на воспитание гармонично развитых молодых людей, настоящих патриотов.

Поэтому и подход к такому воспитанию должен быть комплексным.

Реализация патриотического акта «Мәңгілік Ел» в управлении образования ориентирована на выполнение задач патриотического и интернационального воспитания, поставленных Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Нұрлы жол – Путь в будущее».

Учебный год в школах области начался с урока «Я – патриот своей страны». Его основная цель – воспитание подрастающего поколения в духе уважения к конституционному строю, главным основополагающим ценностям – Астане, независимости республики, национальному согласию, миру и единству народа Казахстана.

Ко Дню пожилого человека учащиеся приняли участие в акции «Школа добрых дел», в рамках которой поздравили ветеранов педагогического труда.

Общение с ними, а также ветеранами производства и других сфер жизни, для школьников особенно ценно: во время бесед, классных часов ветераны приводят много ярких примеров совместного труда людей разных национальностей на стройках первых пятилеток, в годы Великой Отечественной войны, освоения целины. И при этом подчёркивают, что именно дружба народов помогла всем нам победить в войне, совершить много полезных дел на ниве мирного созидательного труда.

С другой стороны, как отметил Нурсултан Назарбаев, «без подлинного национального самосознания не может быть подлинного уважения к нациям и национальным культурам». По-этому в школах и других учреждениях образования ЗКО учащиеся узнают о жизни разных этносов нашего края и республики, их традициях, обычаях, самобытной культуре, совместном вкладе в процветание Казахстана.

1 ноября 2017 года прошел областной медиафорум школьников, в котором приняли участие около 80 учеников старших классов, которые мечтают связать свою жизнь с журналистикой.

Организаторами выступили областное управление образования, центр дополнительного образования «Өркен» и единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан».

Целью мероприятия стало привлечение активистов детских и молодежных движений к информационной среде, повышение интереса участников к информационному творчеству в духе единства и межэтнического согласия.

28-29 марта 2018 года проводился семинар-тренинг среди учащихся среднеобразовательных школ города.

В настоящее время учителя-предметники активно совершенствуют содержание учебных занятий, в том числе обеспечивающих формирование патриотических чувств и духовно-нравственных качеств, гражданской ответственности учащихся, развитие их национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодёжью идеи терроризма и экстремизма, умения общаться в условиях полиэтнического Казахстана.

Сегодня общенациональный акт «Мәңгілік Ел» в управлении образования понимают как концептуальную основу жизнедеятельности казахстанского общества. Образование, основанное на идеях мира и межэтнического согласия, – неотъемлемая часть такой политики.

Именно поэтому педагогические усилия направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны.

Большая страна – большая семья

На одном из расширенных заседаний Совета Ассамблеи народа Казахстана ЗКО руководитель областного управления образования Шолпан Кадырова подчеркнула, что управление уделяет особое внимание продвижению информационной кампании «Нация единого будущего» во всех школах Приуралья. В них с успехом прошли открытые уроки под эгидой 25-летия Независимости Республики Казахстан. Активное участие приняли представители этнокультурных центров областной АНК.

Управлением образования совместно с Ассамблеей народа Казахстана ЗКО проведена акция «Ромашковая аллея», приуроченная ко Дню семьи в рамках Общенационального проекта АНК «Большая страна – большая семья».

В феврале-марте в Бурлинском, Зелёновском, Казталовском и других районах состоялась масштабная региональная панорама «Наше достояние – мир и согласие». Организовал и провёл панораму областной учебно-методический кабинет организаций дошкольного, общеобразовательного, технического и профессионального образования.

В этих мероприятиях участвовали специалисты районных акиматов, управления внутренней политики, Центра изучения проблем религии, представители районных домов дружбы, представители этнокультурных центров, методисты районных отделов образования, заместители директоров по воспитательной работе, классные руководители.

Они обсудили вопросы значимости и укрепления межнационального мира и согласия, религиозной толерантности в Республике Казахстан и Приуралье, приняли участие в различных мероприятиях.

Современные методики – залог успеха

В управлении образования придают большое значение дополнительному образованию как эффективному средству воспитания учащихся в духе мира, единства и согласия. Разработаны специальные методические рекомендации.

Например, педагогам детских фольклорных коллективов, объединений театрального искусства и ряда других учебных дисциплин рекомендовано активнее обращаться к методическому фонду республиканских и региональных выставок, использовать выставочный материал в профессиональной деятельности.

Историко-патриотические клубы, кружки, центры, экспедиции, поисковая деятельность – всё это способствует патриотическому и интернациональному воспитанию школьников. Поэтому следует шире, с учётом современных методических наработок, использовать в этом плане их потенциал.

Большие возможности в продвижении идей мира, единства и согласия имеют также туризм и краеведческая деятельность учащихся, их контакты со сверстниками из сопредельных областей Российской Федерации. Походы по родному краю, сбор различного материала по его истории, этнографии и природе способствуют расширению контактов ребят с местным населением, как правило, многонациональным.

Нередко бывает так, что учащиеся узнают о культурно-этнографических феноменах попутно. Целенаправленный сбор такого материала может значительно расширить воспитательную базу туризма и краеведения в духе идей дружбы и межнационального согласия. Такая возможность в методических разработках также учитывается.

Если же учащиеся обобщат такой материал и выступят с докладами и сообщениями на туристско-краеведческих конференциях, это ещё больше усилит эффективность интернационально-воспитательной работы.

Отличным примером продвижения идей единства и согласия в Приуралье и сопредельных областях России является совместная казахстанско-российская экспедиция по реке Урал. В ней участвуют и представители Ассамблеи народа Казахстана ЗКО, которые вместе с другими участниками экспедиции активно участвуют в совместных с российской стороной мероприятиях в прибрежных населённых пунктах.

Расширение контактов школьников Приуралья со своими российскими сверстниками – краеведами и туристами – также способствует воспитанию нашей учащейся молодёжи в традициях дружбы и межэтнического согласия.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top