Честный офис против взяточников

4 апреля 2019
0
323

Вот уже 4 месяца в Уральске работает проектный офис «Ақжайық – адалдық алаңы», основной задачей которого являются искоренение бытовой коррупции в обществе и обеспечение комфортных условий при обращении граждан в государственные учреждения.
На каких принципах строится работа данного учреждения, с какими ситуациями ежедневно приходится сталкиваться его сотрудникам и каковы их планы на будущее, с нами поделилась руководитель «Ақжайық – адалдық алаңы» Алия Салиева.

– Алия Утемисовна, расскажите, с какой целью реализуется проект?

– Сразу хочу отметить, что проект Адалдық Алаңы (Честные регионы) – это инициатива Агентства национального бюро по делам государственной службы и противодействию коррупции РК. Реализуя его совместно с акиматами по регионам, Нацбюро ставит цель не только устранять административные барьеры и снижать уровень коррупции, но и в целом повышать антикоррупционный иммунитет населения, привлекая общественность к данной работе. Поучаствовать в данном проекте меня пригласил департамент по делам госслужбы и противодействию коррупции ЗКО, я согласилась, так как идея взаимодействия госорганов и гражданского общества в вопросах искоренения коррупции мне импонирует. В здании областного акимата нам выделили помещение с отдельным входом, где мы можем принимать граждан по любым волнующим их вопросам, связанным с коррупционными правонарушениями. Сформирован проектный офис из 6 человек.

Утвержден состав проектных групп из числа наших сотрудников и представителей госорганов по сферам образования, здравоохранения, социального обеспечения, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства и земельных отношений, органов государственных доходов, судебных и правоохранительных органов (всего 34 человека).

Коррупция делится на два вида: делового характера и бытовая. То, с чем многие страны борются на протяжении многих лет, – это деловая коррупция. Она возникает в ходе взаимодействия между представителями власти и бизнес-сектором. Деловая коррупция охватывает весьма широкий спектр отраслей: финансовый рынок, сферу производства, услуг, аграрную отрасль, страхование.

Бытовая коррупция – это взяточничество, встречающееся во всех остальных сферах общественной жизни рядового человека. Она охватывает сферу образования, медицину, судебные органы, остальные структуры. Задача нашего проектного офиса – способствовать тому, чтобы в нашем обществе росло неприятие бытовой коррупции, в результате чего и должно произойти ее полное искоренение.

– Уже появилось представление как вести работу?

– Чтобы понять, с чем нам нужно бороться, нужно масштабно представить себе, почему люди дают взятки, и представители госорганов и бюджетных учреждений их берут. Как правило, бытовой уровень коррупции основывается на противоправных действиях граждан по решению тех или иных вопросов в государственных учреждениях: чтобы удовлетворить свои потребности в полной мере, люди предпочитают неформально вознаградить исполнителя. Для избежания таких действий у нас ведется работа по максимальному исключению контактов услугополучателя и услугодателя в лице гос-органов: создано Правительство для граждан, действует принцип «одного окна» при получении множества разрешительных документов, внедряется система цифровизации практически во всех сферах предоставления госуслуг. Но при этом госорганы не должны дистанцироваться от народа, они должны быть открытыми, прозрачными в своей работе.

По итогам антикоррупционного мониторинга, проведенного специалистами областного департамента Агентства по противодействию коррупции, граждане чаще всего дают взятки сотрудникам полиции, представителям сфер образования и здравоохранения. Мы взяли себе за правило тесно сотрудничать с вышеуказанными госорганами, часто бываем в разных госучреждениях, чтобы понять природу взяточничества в них. И первый вывод, который я для себя уже сделала: в бюджетной сфере люди мало зарабатывают. Так, к примеру, ставка врача-нарколога в областном наркодиспасере равна 72 тысячам тенге. Это небольшая зарплата для молодого специалиста, и мы уже озвучиваем свои сомнения по этому поводу на совместных заседаниях с представителями наших акиматов.

– Как складываются взаимоотношения с департаментом полиции – лидером коррупционного рейтинга?

– Диалог потихоньку налаживается. Думаю, что наша общая цель с руководством – снизить коррупционные риски в рядах правоохранительных органов. На сегодняшний день на основании разработанного плана работы по снижению бытовой коррупции в деятельности департамента полиции мы проводим совместно с молодежными объединениями широкомасштабную акцию «Дача взятки – это предательство», целью которой является предотвращение фактов дачи взятки водителями инспекторам дорожной полиции. Совместно с департаментом Нацбюро, департаментом полиции ЗКО проводим рейды по отслеживанию работы дорожной полиции, в результате уже приняты меры по исключению возможности отключения видеорегистраторов сотрудниками полиции, а также была изыскана возможность выдачи видеожетонов и дополнительных видеорегистраторов для участковых инспекторов.

В департаменте полиции открыт «Адалдық дүкені» – честный магазин, в котором нет продавца – покупатель сам берет товар и оставляет деньги в кассе. Данная инициатива реализована в рамках проекта «Ақжайық – адалдық алаңы». Мы считаем, если человек без свидетелей берет товар в магазине и платит за него, он честен перед самим с собой, и в отношении с другими будет поступать также.

Сейчас у нас есть договоренность с департаментом совместно провести весеннее комплексное обследование автомобильных дорог, дорожных сооружений, знаков, разметки и светофоров, соответствия режимов работы светофорных объектов действующей документации, системы информационного, маршрутного ориентирования водителей, в том числе для грузового и транзитного транспорта и т.д. По результатам будут разработаны предложения по внесению изменений в местах дислокации дорожных знаков и схемы разметки.

В целях качественной и эффективной реализации проекта по искоренению бытовой коррупции в тюрьмах и следственных изоляторах области, состоялся расширенный семинар-совещание «Профилактика коррупционных правонарушений в системе УИС». Подписан протокол Персональной ответственности первых руководителей уголовно-исполнительной системы ЗКО.

– Какие наиболее актуальные вопросы призван решать офис?

– Возможно, это не совсем наша тема, но она на слуху и волнует бизнес-сообщество – это организация госзакупок по выбору поставщика, организация горячего питания в школах Уральска. Мы пришли к выводу, что основными причинами нарушения процедуры конкурса являются неполное предоставление документации потенциальными поставщиками и низкое знание Правил организации питания членами конкурсных комиссий.

Для недопущения возможных коррупционных рисков и нарушений процедуры управлению образования ЗКО мы предложили перевести в электронный формат конкурс организации питания обучающихся в организациях среднего образования, а также приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Нами предложено заключать договор на организацию питания не на один год, а продлить его до 3 лет для повышения заинтересованности поставщиков в инвестировании в собственное производство.

Проектным офисом проведены инспектирование и мониторинг кабинетов руководителей учреждений образования с целью оптимизации учебных площадей. В результате руководитель отдела образования г. Уральска и 5 директоров школ поменяли свои кабинеты на помещения с меньшей площадью. Подобный мониторинг будет продолжен и в других государственных учреждениях области.

– Возможно, у вас уже есть примеры, когда вы смогли каким-то образом сдвинуть с места ситуацию с коррупционными рисками в быту при обращении к вам граждан?

– Конечно. К нам обратились несколько людей с ограниченными возможностями, которых волновало несвоевременное предоставление им кресел-колясок, обеспечение санаторно-курортным лечением, сурдо-тифлотехническими и обязательными гигиеническими средствами.

Мы проанализировали ситуацию и обратились в управление координации занятости и социальных программ ЗКО с предложением – инициировать в вышестоящий орган (Министерство труда и социальной защиты населения РК) проект о внесении модели денежных механизмов: монетизация, компенсация, ваучер, социальный счет на каждое наименование технических средств реабилитации.

Это, на наш взгляд, предоставит лицам с ограниченными возможностями свободу выбора, целевое использование общественных ресурсов, преимущества в условиях развитого предложения на рынке. Например, они с помощью ваучера на определенный вид технических средств реабилитации могут самостоятельно выбрать понравившийся товар, доступный на рынке, не дожидаясь проведения процедур госзакупок на эти ТСР.

Еще один актуальный вопрос – необходимость наличия у студентов и работающих людей медицинских справок формы 086/у и 083/у, которые в настоящее время выдаются не только поликлиниками, но и частными медицинскими центрами. Мы провели рабочую встречу с привлечением заинтересованных в этом вопросе граждан и госорганов, и в ходе обсуждения проблемы пришли к решению, что необходимо оцифровать услугу с исключением истребования данных справок от услугополучателей. Тем самым организация, которой требуется информация о состоянии здоровья услугополучателя, сможет самостоятельно, с согласия того же услугополучателя, получать указанные данные посредством инфосистем. Таким образом, исключается спрос на поддельные справки, снизятся материальные затраты и время наших граждан.

– Что сейчас в разработке у честного офиса?

– Мы всесторонне изучаем один из наиболее наболевших вопросов местных фермеров – ускорение процессов оказания государственных услуг, необходимых для вывоза мяса за пределы страны.

На сегодняшний день для этого необходимо получить ветеринарную справку, акт экспертизы (протокол испытаний) и ветеринарный сертификат на перемещаемые (перевозимые) объекты при экспорте. Фермеры вынуждены обращаться в 3 организации, которые находятся в разных частях Уральска, вследствие чего им приходится преодолевать немалые расстояния (35-40 км) и терять драгоценное время, предназначенное на реализацию мясной продукции.

Нами было предложено выдачу указанных справок организовать в одном месте для удобства услугополучателей «по принципу одного окна».

Сейчас госорганы прорабатывают вопрос о размещении в одном здании коллективов сразу трех нужных фермерам ведомств – отдела ветеринарии г. Уральска, ГКП на ПХВ «Уральская городская ветеринарная станция» и «Западно-Казахстанская областная территориальная инспекция Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК».

Думаю, что таких актуальных вопросов в нашей работе будет еще немало. Главное – местный акимат старается оказывать нам всестороннюю поддержку в их решении.

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top