Через ад

17 ноября 2016
0
2345

Если вам кажется, что в вашей жизни наступили чёрные дни, всё паршиво, нет выхода из труднейшего положения и вы на грани… сходите в драмтеатр имени А.Н. Островского и посмотрите спектакль «Джут». Тогда вы поймёте, что ваши проблемы – цветочки по сравнению с тем, что пришлось вынести другим. Уверена, после этого вы будете воспринимать всё иначе.

…Она воткнула нож себе в сердце, своим метким «фирменным» ударом, как делала это, когда резала баранов… Истекая кровью, но не подавая вида, попросила мужа рассказать, как он впервые увидел и полюбил ее. «Был большой той, на который собралось три аула. Богатый дастархан, все веселились, бешбармачили, айран тек рекой, танцевали нарядные девушки. Я уже собирался уходить, но тут появилась ты, начала танцевать… и я уже не смог отвести от тебя взгляда, – говорит Ахмет, вспоминая их счастливое недавнее прошлое, и вдруг замечает растекающееся по ее платью алое пятно. – Кровь? Откуда кровь? – вскрикивает он. Она прижимается к нему и нож еще глубже вонзается в ее грудь. – Сауле! Сауле!» – истошно кричит супруг, обхватив жену.

Это финал. Горестный, драматичный, с невосполнимой утратой любимого человека. Точнее, утратами… до этого он потерял, не дай бог никому пережить такое, трехлетнего сына и грудную дочку.

Мы много говорим о фашизме. А давайте вспомним историю своей страны. Тридцатые годы прошлого столетия. Голодомор. Порядка двух миллионов казахов умерли от голода. Таков исход коллективизации, когда у народа насильственно отнимали скот – единственный источник питания степных кочевников, имущество. И не только у казахов, пострадали все независимо от национальности. По историческим данным, особой жестокостью и рвением отличался некто Филипп Голощекин, секретарь Казахстанского крайкома РКП(б). Людям нечего было есть, одни уходили в чужие края, надеясь, что там смогут прокормиться, другие, обессилев, погибали на родной земле. Те, кто из последних сил добирались до РСФСР, потеряв в пути родных, не всегда находили там пристанище. «Пришлых гнать!» – было указание правительства.

«Вдоль дороги лежат трупы, родители топят в реке, как щенят, своих… детей», – с ужасом говорит Ахмет супруге, убитой горем, но старавшейся из последних сил держаться, чтобы не причинять ему боль. Ему и без того тяжело: отрезал свои два пальца, чтобы накормить сынишку, который постоянно плакал от голода. Однако это не спасло: малыш умер. Отец похоронил его. Но, мне даже страшно писать об этом, могилу кто-то разрыл… Обезумевшие от голода люди шли на все.

Образ главной героини, её играла Элеонора Бактыгереева, достоин уважения и преклонения. Сильная женщина, гордая, выросшая в богатой семье с высокими нравственными устоями, она и в лихую годину не изменяет себе. Крохи продуктов, которые Ахмет получал за работу, она, сострадая, отдала людям, лишив свою семью последнего куска. Стоит ли говорить, что молока у матери не стало, дочурка заболела и ушла из жизни. Вновь встал вопрос похорон их кровиночки. «Лед на реке тонкий, легко ломается… камень привязал, сразу ушла на дно…», – с пустым взглядом сказал Ахмет оцепеневшей и застывшей от горя жене, решившейся на последний шаг.

Надо сказать, что всю тяжесть этого спектакля вынес на себе Руслан Джумахметов. Шаг за шагом показавший метания, сомнения, поступки, мучения главного героя. Смотреть было тяжело, а играть – вдвойне, втройне.

Это наша история. И мы обязаны ее знать и помнить, чтобы не повторять ошибки, навести порядок в своих мыслях, разобраться в духовных ценностях. Чтобы самим стать тверже и в то же время мягче, милосерднее. Спасибо автору пьесы Олжасу Жанайдарову, сумевшему в своем произведении органично чередовать прошлое с современностью, и это позволяло нам переключаться на легкие картины и снова погружаться «на дно». Музыкальное сопровождение и спецэффекты настолько гармонировали с мизансценами, дополняя и усиливая их, что иной раз отпадала необходимость диалогов. Был такой момент, когда звучала устрашающая мелодия, в которой были сарказм, злая насмешка, исходил парализующий страх, предрекающий неминуемую беду, и мы сидели, не шелохнувшись, не сводя взгляда со сцены. Мы не могли аплодировать.

«Как ты справился с такой ролью?» – спросила я после спектакля Руслана Джумахметова.

«Иногда хочется сыграть полную драматизма роль, вложить в неё душу, сердце, мысли, это, своего рода, очищение, выплеск эмоций. Сложно, но интересно, – поясняет молодой актер. – Здесь надо быть предельно искренним, достоверным, погруженным в историю. Спектакль – камерный, трудно, конечно, когда на сцене только два человека. Основной линией проходит история Ахмета и Сауле, и есть только ты, партнер и текст, и помочь или «спасти» может только твой партнер. Необходима концентрация, сосредоточение и полное погружение в эту ситуацию.

Джут – такое же страшное явление, как и война, погибло много народа, люди ели друг друга. Мне даже страшно представить, как это было, – эмоционально говорит Руслан. – Я очень бережно отношусь к этому спектаклю, при одном упоминании о джуте у меня бегут мурашки по телу. Низкий поклон нашим предкам, пережившим такое».

Накануне нового спектакля главный режиссер театра Оксана Малуша поздравила всех с открытием 158-го театрального сезона. «Народ жаждет комедию, хочет повеселиться. Но сегодня мы говорим о серьезном, страшном и хотим разделить, пусть и виртуально, тот ужас, через который прошли наши соотечественники в далекие тридцатые годы, – поясняет Оксана Михайловна, режиссер этой постановки. – Спектакль, посвященный 25-летию Независимости Республики Казахстан, это дань памяти и уважения народу, вынесшему на своих плечах эту тяжкую ношу, независимо от того, кто это был – казах, украинец – все несли ее. Какие мы сегодня, наверное, зависит от того прошлого, что у нас за спиной. И каким бы оно ни было, мы его любим и ценим, и хотим, чтобы наши дети относились к нему также.

Впереди поклонников театрального искусства ждут новые премьеры, одна из них по Вампилову, известному драматургу двадцатого века, мы ее уже апробировали на гастролях в Атырау, – переключается она на другую тему. – Затем – комедия «Любо-дорого», а также сказка для детей «38 попугаев» молодого режиссера Руслана Джумахметова.

Так что в грядущий год и сезон мы смотрим оптимистично. Ждем вас с радостью, ибо все делаем для вас, дорогой зритель».

Хочется сказать немного и об авторе столь драматичной пьесы. Олжас Жанайдаров молод, наш современник. Журналист, сценарист, член Союза писателей России.

Родился в Алматы в 1980 году. Поскольку его отец военный, семья переехала в Москву. Олжас окончил Российскую экономическую академию имени Г.В. Плеханова, работал менеджером, пока окончательно не утвердился в своем предназначении писать. Его перу принадлежат произведения: трилогия «Когда солнце в зените», повесть «Кафе для двоих», роман «В середине дождя», рассказы, пьесы. Лауреат Гран-при и победитель многих международных конкурсов драматургии.

И последняя ремарка. Однажды я слышала такое мнение: «Мы идем в театр, чтобы отдохнуть, посмеяться. Зачем нам грубость, негатив? С этим мы сталкиваемся и в жизни». Но, простите, театр отражает нашу жизнь, и в ней хватает всего; он указывает нам на ошибки, побуждает к размышлениям, учит. Словом, беру на себя смелость дать совет: посмотрите спектакль «Джут», особенно, когда у вас плохо на душе.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top