Бусинка в ожерелье Победы

19 декабря 2019
0
1394

Так называется фильм известных казахстанских журналистов Майи Бекбаевой и Адиля Нуртая, вышедший в рамках телевизионного проекта канала «Хабар» «Тайны. Судьбы. Имена». Фильм показали недавно в кинотеатре им. Гагарина учащейся молодежи города. Казалось бы, какая может быть тайна в судьбе отважной пулеметчицы Маншук Маметовой? Ее короткая биография изучена многими историками, писателями, кинематографистами и журналистами, ее подвиг увековечен многочисленными публикациями, памятниками, картинами. Но уже само название фильма говорит об особом, трепетном отношении к личности героини фильма – первой женщине Казахстана, получившей в годы Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза.

Организатор мероприятия – музей Маншук Маметовой, во главе с директором Светланой Саржановной Бектеновой, которая всю жизнь посвятила тому, чтобы по крупицам собирать сведения о короткой жизни нашей героической землячки. Вместе с ней пришли ребята из поискового отряда, который работает в тесном контакте с российскими поисковиками на Псковской земле, где погибли многие казахстанцы.

В фойе кинотеатра сначала собрались ветераны. Среди них участники Великой Отечественной войны Хамза Абдрахманович Сафин и Вениамин Пантелеевич Скаленко, ветеран партийной и общественной работы Роза Лукьяновна Кужекова, ветеран туризма Нина Алексеевна Пустобаева и многие другие. А потом в фойе кинотеатра ввалилась целая толпа школьников и молодежи, в фойе сразу стало и тесно, и весело от шума и детских голосов. Но, войдя в зрительный зал, все притихли, и потом ничто не нарушало тишину.

Зал кинотеатра, вмещающий почти двести человек, был полон. Светлана Бектенова рассказала о подвиге Маншук Маметовой, нашей землячке, которая в своем последнем бою под городом Невелем в одиночку уничтожила семьдесят вражеских солдат и стала первой казашкой, удостоенной звания Героя Советского Союза.

– Но, посмотрев фильм, вы узнаете о том, как жила, как росла Маншук, откуда было столько мужества и готовности к самопожертвованию в этой хрупкой девушке, отдавшей жизнь за свою родину.

В названии фильма «Бусинка в ожерелье Победы» обыгран тот факт, что в детстве Маншук (настоящее ее имя Мансия) ласково называли Моншагым – бусинка. Это имя так шло маленькой, хорошенькой, черноглазой, шустрой и бойкой девочке, что не только окружающие, но и она сама стала называть себя Маншук.

Автор фильма Майя Бекбаева рассказывала о Маншук, часто сама появляясь в кадре, а на экране документальная хроника времен войны сменялась трогательными картинками степи, дома, мамы, детства и юности героини. Реконструкция событий иллюстрировала факты биографии Маншук. Вот приехали в гости к родственникам в аул Жаскус Урдинского района Уральской области супруги Амина и Ахмет Маметовы. Они сразу очарованы малышкой Мансией. Своих детей у них не было, и они уговорили родственников отдать им ребенка на воспитание: такой смышленой девочке нужно хорошее образование, а какое образование она может получить в глухом ауле? В казахских традициях воспитание старших детей в семьях родственников – обычное дело. А тут родня, которая может много дать приемной дочке. Амина и Ахмет Маметовы с самого начала считали малышку родной и полюбили всей душой и сердцем.

Ахмет – врач-инфекционист, они вместе с супругой Аминой и маленькой Мансией несколько лет живут на Мангышлаке, а потом родители переезжают в родные места – в Уральск. Главу семейства назначают руководить здравоохранением области. Два года Маметовы живут в доме, в котором через много лет откроется музей Маншук. А тогда она еще учится в школе, читает книжки, учит стихи, дерется с мальчишками, защищая слабых: чувство справедливости она впитала от своих родителей.

Вскоре Амину и Ахмета, квалифицированных врачей, переводят в столицу республики – Алма-Ату. Маншук решила идти по стопам своих приемных родителей. Она закончила рабфак и поступила в медицинский институт.

Но сказка скоро кончилась. В далекой Урде умирают родители Маншук, а в 1938 году Ахмет Маметов – врач, журналист, поэт – как деятель западного крыла Алашорды обвинен в антисоветской деятельности, объявлен врагом народа, арестован и вскоре расстрелян.

В фильме двоюродная сестра Маншук Айман Канатовна Маметова рассказывает, что арест грозил и членам семьи Ахмета, примеров тому в те годы было немало. Чтобы спасти себя и дочь, Амина выходит замуж, меняет фамилию и уговаривает Маншук отречься от отца: «Говори всем, что твои родные – отец Женсегали и мама

Тойылша – и что они умерли в Урде!». Но Маншук от отца не отреклась и фамилию не сменила. Она верила, что этот арест – какая-то чудовищная ошибка, что очень скоро разберутся, и ее любимый коке вернется. В этой сложной для юной девушки ситуации проявился ее бойцовский характер: она отправила три письма лично Сталину, в которых доказывала, что ее отец ни в чем не виноват, что он честный коммунист и предан советской власти.

Она так и не узнает, что ее приемного отца расстреляли почти сразу же после ареста и только в 1958 году, через пятнадцать лет после ее героической гибели Ахмет Маметов будет реабилитирован.

С первых дней Маншук рвалась на фронт. Но ей раз за разом отказывали. На экране – текст ее заявления: «Я, Маметова Маншук, родилась в 1922 году в семье крестьянина-бедняка. В данное время родители умерли. Я окончила рабфак и сейчас работаю личным секретарем заместителя председателя Совнаркома. Хочу Вас просить, чтобы Вы направили меня на фронт вместе с братьями и сестрами для уничтожения фашистов. И, так как послать на фронт нет ни брата, ни сестры, поэтому прошусь сама. Прошу просьбу удовлетворить».

В конце концов Маншук обратилась с письмом к Сталину. И Верховный главнокомандующий наложил на письмо резолюцию: «Просьбу т. Маметовой отправить на фронт удовлетворить». В 1942 году Маншук училась на втором курсе мединститута. Из далекой от войны Алма-Аты она добровольно отправилась туда, где грохот боев и смерть. Потому что родина нуждалась в ее защите, потому что знала: ее отец поступил бы так же, и он бы гордился ею. Потому что этим поступком она защищала и его честное имя.

Ее определили на штабную работу писарем, однако Маншук вскоре добилась перевода в полевой госпиталь, ведь она без пяти минут врач. Но ей мало было того, что она спасала жизни раненых бойцов, ей хотелось самой бить врага. И Маншук освоила пулемет «Максим», а метко стрелять она научилась еще до войны.

– Вы представляете – этот пулемет весит 70 килограммов, а сама Маншук – всего 46, и она таскала его! – рассказывала после окончания фильма Светлана Саржановна Бектенова.

15 октября 1943 года немцы крупными силами атаковали одну из господствующих высот севернее Невеля. Именно на этой высоте были оборонительные позиции батальона, в котором служила пулемётчица Маметова. Под прикрытием шквального огня артиллерии немцы пошли в атаку. Однако прицельный огонь трех пулеметных расчётов остановил эту атаку. Тогда немецкая артиллерия и минометчики сосредоточили огонь по пулеметным гнёздам. В пылу боя Маншук не сразу заметила, что осталась одна: два других пулеметчика были убиты. А фашисты наступали со всех сторон. И тогда она стала переползать от одного пулемета к другому, продолжая держать круговую оборону. Уже раненная в голову, истекая кровью, она до последней минуты не отпускала гашетки своего «Максима». Через неделю ей исполнился бы 21 год…

В фильме представлены уникальные интервью – однополчанина Маншук Султана Джексенбаева, Тамары Габдулиновой – дочери другого однополчанина.

Создатели фильма «Бусинка в ожерелье Победы» не делают акцента на войне, в нем больше рассказывается о мирной жизни – картинки детства Маншук на фоне Бокейординской степи, юности в цветущей Алма-Ате. Просто и в то же время проникновенно автор фильма Майя Бекбаева рассказывает о жизни героини. Вспоминают родственники, рассказывает директор музея Маншук Маметовой в Уральске Светлана Бектенова.

Этот документально-биографический фильм по задаче показать в Героине реального человека похож на фильм Мажита Бегалина «Песнь о Маншук», который вышел на экраны в 1970 году. Сценарий для фильма написал Андрей Кончаловский, в роли Маншук – его тогдашняя жена Наталья Аринбасарова, которая, кстати, в молодости была очень похожа на Маншук. В роли разведчика Ежова – брат Кончаловского Никита Михалков. Мажиту Бегалину было легче – сам фронтовик, он лично знал Маншук и видел ее на поле боя. Ему очень хотелось создать не плакатный, а живой образ Маншук и понять, что заставило ее добровольно пойти на фронт? Ответ на это – в разговоре двух пожилых военных. «Зачем с такой настойчивостью, – восклицает седой полковник, – надо рваться на передовую, самой лезть под пули… Это исступленное стремление подавить в себе женское. В конце концов чувство самосохранения, чувство материнства единственны для женщин». «А вам не кажется, – отвечает другой, – что именно чувство материнства, именно враждебная ненависть к войне, к убийству ведут женщину на фронт…»

Излишне патетические слова, но очень верные. Создатели «Бусинки» тоже поставили цель – показать живой, а не плакатный образ Маншук. Отсюда – нежные картины детства, степи, ненавязчивый, но явный национальный колорит. За героическими фактами далеких военных лет – образ живого, близкого, интересного нам человека. И это помогает понять гражданственную и нравственную суть ее жизни.

Возможно, детям, смотревшим этот фильм, немного ближе и понятнее станет Маншук Маметова – девушка-подросток, отдавшая жизнь за то, чтобы они сегодня жили.

После окончания просмотра перед детьми и подростками выступили ветераны Великой Отечественной войны Хамза Абдрахманович Сафин, Вениамин Пантелеевич Скаленко, председатель городского совета ветеранских организаций Кенжебай Альжанович Ныгмет.

– Этим мероприятием мы даем старт «Урокам мужества», – сказала в заключение Светлана Бектенова. – Они будут проходить постоянно, весь год 75-летия великой Победы – в школах, колледжах, вузах.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top