Большая палитра

15 ноября 2018
0
1735

Земля Приуралья богата творцами. Большую лепту в пробуждение талантов, в частности, в изобразительном искусстве, вносит Западно-Казахстанский государственный университет имени Махамбета Утемисова, вырастивший не одно поколение живописцев, скульпторов, прикладников. В городском выставочном зале представлены работы тех, кто когда-то учился в этом вузе, ныне является членом Союза художников РК, деятелем культуры Казахстана и просто мастером.

Каждая работа – целый мир, вызывающий эмоции, размышления. В одночасье можно побывать во всех уголках земли, узнать много нового, испытать радость, окунуться в грусть-печаль. Картина Надежды Тихоновой «Прощальный день», с изображением женщины и мужчины с белым котом, как раз посвящается расставанию. Однако расставание у нее светлое, без слез и упреков. Надежда Ефимовна пишет в своей манере: точечно, и по всему холсту «идут» белые точки, возможно, многоточие…

Неоконченной «повестью» сквозят и работы «Алма», «Еркебулан» Ергали Бекешева, скульптора, члена Союза художников РК. Впрочем, все его работы не имеют завершенности и статики: «Черепаха» ползет в неведомые дали, старая телега со скрипом увозит в прошлое, «Девочка с одуванчиком» летит к небу, «Алдар-Косе» сердится на упрямого осла. Художник, создавая работы из стали посредством дуговой сварки, оставляет своим героям и зрителям домыслить дальнейший ход событий. И эта динамика, удивительным образом исходящая из статичных образов, завораживает, дает полет фантазии.

Внимание всех участников выставки привлекает большой портрет задумчивого седовласого мужчины в строгом костюме, написанный Нурбеком Жардемовым. В его чуть приопущенной руке – кисть. Все, кто знаком с этим человеком или встречался с ним в стенах ЗКГУ, а таких много, без труда узнают Сатыбалды Кульбекова, художника, ветерана педагогики, талантливого рассказчика и юмориста.

Особая торжественность исходит от чеканок Толепбергена Сарманбекова «Көкпар» и «Казақ елі». Преподаватель ЗКГУ, деятель культуры РК воспитал несколько поколений студентов, некоторые, как и он, являются членами Союза художников РК. Толепберген Рахимжанович известен и как ювелир: на одном из конкурсов в Атырау получил Гран-при в номинации «Лучшее ювелирное мастерство». В изготовлении женских украшений придерживается казахской культуры, использует не только чистое серебро, но и полудрагоценные и поделочные камни. Его работы в числе выставочных образцов Центрального музея в Алматы, откуда он родом.

От португальской вышивки Жамили Кайнбаевой веет нежностью, спокойствием, теплой гармонией цветов. Почти такие же ассоциации вызывает «Водопой» Б. К. Уразова, хотя тематика работ разная, как и средства изображения. У нее – абстрактная «Птица счастья», у него – реалистичный пейзаж: табун лошадей наслаждается тихой прохладной водой. Броскостью выделяется работа Кендира Отарбая «Натюрморт». В ней удивительным образом сочетаются традиции степного народа, его гостеприимство, бытовой уклад и сегодняшнее время, стильность, колорит. Глядя на линии и мазки, невольно слышишь обрывки мелодий, исполняемых на домбре в современной обработке.

«Выставка организована в рамках республиканской научно-практической конференции, посвященной 40-летию факультета изобразительного искусства Западно-Казахстанского государственного университета имени Махамбета Утемисова. За эти годы из него вышло более тысячи выпускников, достигших значительных успехов в искусстве, – говорит в интервью Жанна Советовна Кайнбаева, заведующая кафедрой изобразительного искусства и дизайна ЗКГУ. – Хотим познакомить уральцев с творчеством коллег из других городов, показать, какие тенденции преобладают в искусстве, профессиональный уровень художников.

В конференции приняли участие заведующие кафедрами и отделениями искусств вузов и колледжей из Актобе, Мангистау, Атырау. Профессор художественного отделения Университета Курукшетра Рам Виранжан, в настоящее время выполняет обязанности проректора по международным связям в Павлодарском госуниверситете имени Торайгырова. Более трех лет наш вуз сотрудничает с ним, в течение месяца он работал непосредственно в ЗКГУ, и мы ездили в Индию. Эта работа для всех нас полезна».

О пользе обмена опытом говорил и Рам Виранжан, подчеркивая необходимость поддержки дарований, что впоследствии может привести к созданию шедевров. И в этом большую роль играют преподаватели. Их упомянул в интервью и Сатыбалды Кульбеков: «Художественно-графический факультет, как в прошлом назывался факультет изобразительного искусства, открылся в 1978 году. В то время я уже отслужил три года на флоте, был женатым, имел двоих детей, отработал шесть лет в Джамбейтинской средней школе, сдал экзамены и поступил. Декан Тулебай Абилович Абилов обучал нас начертательной геометрии, педагог с большой буквы, отменный организатор. По живописи – Рафаэль Садыкович Камалов, реалист, колорист, Антонина Ефремовна – по рисунку…

Первая республиканская выставка, состоявшаяся в Чимкенте, где участвовали мэтры из Алматы, Караганды, принесла нам третье место. Вторая прошла в Уральске, в этом же выставочном зале, и вновь мы заняли третье место, – продолжает Сатыбалды Хажимуратович, в прошлом преподаватель вуза, ныне на заслуженном отдыхе. – С того времени развиваемся, растем, участвуя в различных выставках в ближнем зарубежье: Саратове, Оренбурге, Самаре, в этом году ездили в Уфу, получили хорошие отзывы.

Искусство объединяет. Что изображено на холсте, понятно всем, кроме, пожалуй, абстракции. Есть хорошие живописцы, скульпторы, графики, у каждого свой почерк, они узнаваемы. Молодых много». «Насколько мне известно, по Вашим стопам пошла дочь?» – поинтересовалась я. «Две дочери – из троих детей. Обе преподают в Назарбаев Интеллектуальной школе, творчески работают, выставляются. Внучка учится в Риме в университете зодчества и ваяния, на факультете архитектуры, скульптуры, живописи».

Инсталляцию нечасто встретишь, во всяком случае, в нашем городе. Художник из Атырау Темирбек Мухтаров для ее создания использовал предметы семидесятилетней давности: «Лицом к лицу» и «Война и мир».

«Почему Вы избрали именно это?» – обратилась я к художнику. «Мне близки такие направления, как сублиматизм, постмодернизм. Работаю художником-постановщиком в театре, при моем участии прошло более десяти спектаклей. Готовили серию постановок о войне, одну из них по Чингизу Айтматову «Лицом к лицу», а это – уменьшенный фрагмент кулис. Другой спектакль посвящался женщинам на войне, кстати, режиссера Западно-Казахстанского драматического театра Мукагали Томанова, я оформлял сцену. Зритель должен до начала спектакля почувствовать глубину чувств, ощущений, отношений, – рассказывает Темирбек Мухтаров, окончивший ЗКГУ имени Махамбета Утемисова в 1999 году.

К своему 50-летию организовал перфоманс в фойе и на втором этаже театра, выставив всю интересную бутафорию за многие годы работы театра и разрешив посетителям не просто смотреть, но и трогать, фотографироваться. Старые телевизоры, приемники, двери с множеством ручек и так далее. Получились оригинальные фотосессии, поскольку там же находились актеры, оживлявшие сцены».

Пока мы беседовали, Рам Виранжан проводил мастер-класс, писал с натуры портрет девушки в национальном казахском костюме. Начинающие художники, студенты обступили мастера акварели, следя за каждым движением кисти. По завершении работы все зааплодировали. Известный акварелист дал мастер-класс и в детской художественной школе имени Сакена Гумарова. Поведал о себе: рисовать начал рано, и всюду ходил с карандашом или ручкой. Исполнил на флейте композицию и взялся за пейзаж акварелью, виртуозно показав несколько техник.

К слову, при выставочном зале работает арт-студия «Феникс», где всех желающих, независимо от возраста, обучает художник Нуртай Жардемов, использующий индивидуальный подход и развивающий выбранные ими направления. Художественная арт-терапия уже пришлась по вкусу как детям, так и состоявшимся в жизни людям.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top