Бой после Победы

29 июня 2017
0
1671

(Продолжение. Начало в № 24, 25)

Первым таким самолётом, способным доставить ядерный заряд на территорию противника, стал ИЛ-28 с дальностью действия 650 километров и скоростью 900 км/ч. С аэродромов Восточной Германии он мог наносить удары на всю глубину территории континентальных стран Европы англо-американской ориентации, а также Аляски. Имея высокую  скорость и большую высоту полёта, такой самолёт становился практически неуязвим для ПВО западных  стран.

Видимо, в связи с этим Сталин всячески способствовал тому, чтобы новый реактивный  бомбардировщик поступал в войска в достаточных количествах.

Полигон Капустин Яр

Даёшь сотню! 

Мало кому известен приказ Сталина, относящийся к весне 1952 года: создать 100 бомбардировочных авиадивизий, укомплектованных реактивными бомбардировщиками.  И хотя руководство ВВC пыталось доказать главе государства,  что потребность в таких самолётах не превышала 60 дивизий, приказ  начал выполняться.

В штабе ВВС схватились за голову. Ведь кроме этих 100 дивизий для обеспечения их деятельности необходимо было сформировать не менее 30 истребительных дивизий прикрытия и не менее 10 полков разведывательной авиации, подготовить около 10 тысяч лётчиков, штурмовиков, представителей других профессий, выпустить 10 тысяч бомбардировщиков сверх плана, построить аэродромы, ангары, склады… Несмотря на протесты профессионалов, в штабе ВВС было создано специальное управление для решения этой проблемы.

Трудно сказать, чем бы закончилась вся эта затея, но уже в 1952 году с успехом прошли испытания более совершенного реактивного бомбардировщика ТУ-16. Самолёт уверенно набирал скорость 1000 км/ч и летал на 4000 км. Сталин даже распорядился запустить его в серийное производство, не дожидаясь конца испытаний. И правильно сделал.

Дело в том, что был разгар войны в Корее, возможность применения атомной бомбы против Китая не раз обсуждалась в Вашингтоне. Надо было показать, что при жёсткой  необходимости современная советская авиация легко донесёт атомную бомбу до Англии и Франции. Приказ же о создании огромного воздушного флота ИЛ-28 потерял актуальность и после смерти Сталина перестал выполняться.

Таким образом, Советский Союз, приняв с начала  «холодной войны» военно-стратегический вызов США, а затем и НАТО, решил противопоставить их мощи военную мощь стран социализма.

В ответ на политику Вашингтона «с позиции силы» Москва стала проводить свою силовую политику. Новые виды боевой техники в огромных количествах стали поступать в армию и на флот. Создание блока НАТО привело к тому, что СССР с конца 40-х годов вновь стал наращивать свои Вооружённые силы.

В 1952-1953 годах завершилась полная механизация и моторизация Советской Армии. В войска поступали новые образцы танков, зенитных орудий, радиолокационной техники, автоматического оружия.

Отработанные ступени

После Второй мировой войны немецкие баллистические ракеты Фау-2 и крылатые самолёты-снаряды Фау-1 попали в качестве трофеев к русским и американцам. Но, в отличие от США, в СССР,  где оказалось немало немецких ракетчиков, они не сыграли  существенной роли в развитии советского ракетного оружия. Однако немецкие ракеты Фау-1 и Фау-2 были самым тщательным образом изучены и опробованы в испытательных пусках.

В первые послевоенные годы конструкторская мысль в СССР продвинулась далеко вперёд, и немецкий опыт при этом тоже был использован.

Изучение Фау-2 позволило раскрыть главный недостаток немецких баллистических ракет. Немцы рассматривали ракету как единое целое от начала до конца полёта. Но советские ракетчики пришли к выводу, что к баллистической ракете нужен принципиально другой подход.

У ракеты два совершенно разных этапа полёта: активный, когда работают двигатели – тут нужны крупногабаритные баки с горючим, – и пассивный, когда она летит уже по инерции – как камень из пращи.

Чем выше скорость, тем больше нагрузки при входе в атмосферу. По принципу Фау-2 ракету для дальности выше 1000 км создать уже было нельзя. Ведь та часть, которая сделала своё дело на активном участке, уже бесполезна – её надо отделить. Прочной надо делать только головную часть, а не всю ракету.

Это был важнейший вывод. Благодаря такому техническому открытию советские специалисты первыми в мире сумели создать межконтинентальную ракету.

Но всё это было позднее. А тогда, сразу после войны, на основе постановления Совета Министров СССР от 16 мая 1946 года, в октябре того же года был принят «План важнейших опытных работ по реактивному вооружению на 1946-1948 годы». Им предусматривалось создание отечественных баллистических ракет с дальностью полёта 270 км – к декабрю 1948 года, 600 км – к октябрю 1949 года.

На основе кооперации

Основой советского ракетостроения стал НИИ-88 в Подлипках. Именно там был собран цвет конструкторской мысли Советского Союза. Однако работа строилась не так, как в фашистском рейхе.

Если в Пенемюнде в ведении Вернера фон  Брауна была вся цепочка от разработки до запуска, и сосредоточены все специалисты, то в СССР дело было поставлено иначе – на основе кооперации, с привлечением ведущих учёных каждой отрасли.

По отдельным направлениям были назначены главные конструкторы в соответствующих министерствах.  Например, В. Глушко в Министерстве авиационной промышленности стал главным конструктором ракетных двигателей…

У каждой из головных организаций существовала своя кооперация. В самом НИИ-88 опытно-конструкторские работы возглавляли главный инженер Ю. Победоносцев, его заместитель Б. Черток и душа проекта – главный конструктор баллистических ракет дальнего действия, руководитель отдела №3 СКБ института С. Королёв.

Все эти люди бывали в Германии, отлично знали друг друга и безоговорочно признавали авторитет Королёва. Ещё во время их командировок в послевоенной Германии сложился центр коллективного руководства развитием ракетостроения – Совет главных  конструкторов, председателем его единодушно был признан Королёв.

В сентябре 1947 года работавший над проектом баллистической ракеты коллектив выехал на полигон Капустин Яр. Ехали в специальном поезде-лаборатории, созданном ещё в Германии. Её оборудование позволяло спроектировать любой элемент ракеты, испытать, проверить любой её компонент и узел. В жилых вагонах были все условия для работы и отдыха.

Министерство обороны СССР создавало тогда полигон для испытания ракетной техники, который именовался тогда Государственным центральным полигоном. Он  находился в междуречье Волги и Ахтубы. На восток по направлению стрельбы – незаселённые заволжские степи, на расстоянии около 1000 км – никаких особых населённых пунктов.

Все службы полигона в сентябре 1947 тогда ещё только создавались. Офицеры были размещены в небольшом городке, солдаты жили в палатках и землянках.

Начались горячие дни подготовки к испытательным пускам ракеты. Было немало неполадок с оборудованием. По выявлению причин этого часто вспыхивали жаркие споры.  Возникшие проблемы обсуждались на заседаниях Государственной комиссии. Её председателем был маршал артиллерии Н. Яковлев, а в состав входили Д. Устинов (будущий министр обороны СССР), И. Серов (заместитель Л. Берии) и другие ответственные лица.

Первый пуск ракеты Фау-2 состоялся 18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут. Ракета пролетела 207 км и, отклонясь на 30 км от курса, разрушилась в плотных слоях атмосферы.

А вот со второй ракетой, запущенной 20 октября, вышел конфуз. Уже на активном участке полёта зафиксировали значительное отклонение ракеты влево. С расчётного места падения сообщения не поступало, а полигонные наблюдатели доложили, что ракета «пошла в сторону Саратова».

На полигоне началось заметное волнение. Серов пригрозил ракетчикам большими неприятностями, если ракета упадёт на город.  К счастью, всё закончилось благополучно: Фау пролетела 231 км, отклонившись на 181 км.

До Саратова, до которого было 270 км (как от Уральска до Тайпака), она всё равно бы не долетела.

Вывод был очевиден: Фау-2 устарели – нужно было создавать новую, более совершенную ракету.

В следующем, 1948 году, была создана Р-1 – первая советская ракета. Она была копией немецкой, ведь для успеха советского ракетостроения необходимо было пройти и этот этап; советская промышленность не имела опыта в создании такого оружия, требовалось освоить новые технологии, использовать ранее неизвестные материалы, которые промышленность только осваивала. К этой работе было привлечено 35 НИИ и КБ, а также 18 заводов.

10 октября 1948 года на полигоне Капустин Яр осуществили запуск первой отечественной баллистической ракеты Р-1.

На испытания доставили 12 ракет Р-1. Со старта ушло 9, и 7 из них дошли до цели. Точность попадания была выше, чем у немецких ракет. Это был большой успех. Он связан с тем, что в ходе работы над немецкой ракетой выявили основной недостаток Фау-2 – слабость хвостового оперения. Она летела по баллистической траектории, и на нисходящей траектории при входе на большой скорости в плотные слои атмосферы хвостовое оперение не выдерживало нагрузок и не могло работать – ракета разрушалась. Были выявлены и другие недостатки.

(Продолжение следует)

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top