«Бог не оставил людей»

5 апреля 2018
0
457

Жителям Уральска знакомо это величественное здание в новом микрорайоне «Женис». Но заходили в него немногие. Хотя интересно, что это за храм, кто в нем служит и кто его прихожане. 25 марта Римско-католическому приходу Пресвятой Богородицы Неустанной помощи исполнилось 15 лет. О его работе рассказал настоятель прихода отец Цезарий Пачей. Храм поражает своими размерами и красотой: высокие потолки, большие окна, витражи, кованые люстры и скамейки, ведь католики слушают проповедь сидя.

– Отец Цезарий, расскажите о себе.

– Я родился в Польше, в городке Ковари, который находится на границе с Германией, в семье педагогов. Родители изучали экономику в университете, но сейчас мама воспитатель, отец математик, они до сих пор работают. Детство я провел в деревне на юге Польши рядом с городом Новы Сонч. В том, что я связал свою жизнь с религией, ничего удивительного нет. В Польше религия является значимой частью жизни почти каждого человека. Нельзя назвать верующими поголовно всех поляков, но 90% граждан это католики, что позволяет считать Польшу государством с одним из наиболее набожных народов в мире. Вся жизнь поляков от рождения и до смерти проходит при соприкосновении с религиозной сферой. Главными торжествами в стране являются католические праздники. За исключением нескольких процентов неверующих, все поляки к религии относятся очень серьезно, еженедельно по воскресеньям и в дни праздников посещают храмы, детей приучают утром и каждый вечер перед сном читать молитвы, взрослые молятся минимум дважды в день. Кроме того, ежегодно, хотя бы один раз, набожный христианин-католик должен исповедоваться – без этого считаться истинно религиозным здесь не удастся. К тому же в школе преподают предмет «религия», уроки проходят дважды в неделю. Религию не выносят на первый план, но она просто является чем-то естественным, таким же, как привычка при встрече приветствовать знакомых.

– Прежде чем приехать в Казахстан, где Вы еще работали? Что удивило в нашей стране?

– После окончания школы я обучался в лицее Святого Бернарда в Кракове, дальше была Высшая духовная семинария в Тарнове – эта подготовка для священников длится 6 лет (2 года философии и 4 года богословия).

После ее окончания два года служил в Польше. Затем приехал в Казахстан, именно в Караганду. Я подчиняюсь епископу своей родной епархии в Польше и остаюсь ее священником, но служу по своей доброй воле там, где не хватает местных священников.

До рукоположения в священники, я уже был в Казахстане 10 лет назад. В Уральске этот храм только что строился, прожил здесь три недели. Для меня это было первое знакомство со страной, с людьми и культурой. Это первое знакомство было поверхностным – чуть-чуть знакомства с Уральском, Актау и Атырау, я тогда еще не говорил по-русски.

В Караганде служил четыре года. Что меня поразило – размеры страны, ее бескрайние степи, которым, казалось, нет конца и края, и горячее солнце почти каждый день. Польшу из одного конца в другой можно пересечь за несколько часов. А тут нужно ехать сутками.

Удивляли столбы электролиний и теплоизоляционные трубы, которые кругом и всюду. В Польше их не так заметно. И люди, конечно, другие, со своим мышлением и взглядами на жизнь. Но общаться с людьми всегда интересно. Обязательно что-то новое узнаешь, учишься. Те, кто подходят ко мне, задают вопросы, касающиеся веры, Церкви, интересуются, откуда я прибыл. Просят рассказать о Польше. Польские бабушки, например, тяжелы на подъем. Им сложно собраться и поехать в соседнюю деревню, а казахстанские, я знаю, много путешествуют.

– В чем отличие католицизма от православия?

– Различия касаются внешних традиций, связанных с культурой стран, в которых жили на протяжении веков католики и православные. Хотя литургия отличается по внешнему виду – но празднуем одно и тоже – смерть и воскресение Иисуса Христа, слушаем Слово Божье. Между католической верой и православием нет различий. Католики – это тоже христиане. Есть две главные истины веры: Бог один, Он Творец, источник жизни, Он есть Любовь, Он Пресвятая Троица, из любви создал мир и людей. А вторая: Сын Божий стал Человеком ради спасения нас, грешных, умер на кресте и воскрес в третий день и остается с нами в своей Церкви, чтобы вести нас к Богу Отцу. Быть христианином значит поверить Иисусу и довериться Ему, Он заботится о своей Церкви. Православная и Католическая Церковь через своих епископов – преемников апостолов (учеников Иисуса, которым Он доверил заботу о Церкви) – имеют настоящую историческую связь с Христом Спасителем. Передают друг другу эту ответственность из поколения в поколение. Этого, к сожалению, нет у протестантов. Тем не менее они сильно проповедуют Слово Божье, многие через них узнают Иисуса, потом тоже приходят в Католическую Церковь. Католичество – это одна Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. Где бы ни был католик, он всегда ориентируется на Рим. Папа Римский является преемником святого Петра (апостола Иисуса), которому Иисус поручил заботу о всей Церкви. Это причина, по которой все католические епископы признают Папу Римского Главой Церкви – заместителем Иисуса на земле. Только в этом вижу разницу. Конечно, есть внешние отличия, различия в обрядах. В католическом храме, к примеру, статуи и иконы, в православном – только иконы. Мы не молимся именно иконам, все наши молитвы обращены прямо к Богу, иногда по ходатайству святых.

– В исламе совершают пятикратный намаз, в католицизме как проходят молитвы?

– Мы обыкновенно стремимся к тому, чтобы ежедневно – молитва утром и вечером. Есть основные молитвы, например, «Отче наш», «Верую в Бога», но есть много свободы, как молиться – можно выбирать и читать из Молитвенника, а можно войти в личный разговор с Богом, пользуясь своими словами. Молиться нужно особо в важные моменты жизни, перед едой, после еды, перед началом работы, учебы и так далее. Особая молитва в полдень «Ангел Господень», получившая свое название по первым ее словам. Время её во многих городах, селах и монастырях возвещается особым колокольным звоном. Состоит из трех прочтений Ave Maria – «Радуйся Мария!». Очень важно намерение в молитве. Мы просим Бога о нас самих – о здравии души и тела, о ближних,
о родственниках, о друзьях, о сотрудниках, о неприятелях; о мире и благополучии нашей стороны, о вере и любви для всех людей.

– Есть какие-то стандарты при строительстве католической церкви?

– К сожалению, сейчас нет. В Европе много католических церквей, построенных в классическом стиле. А в новых районах строятся церкви, которые мало напоминают храм, слишком уж они современные. Проблема возникла в Польше еще в коммунистическое время. В тот момент в стране не было факультетов церковной архитектуры. И на то была причина: религия находилась под запретом. Если церкви строили, то быстро, не привлекая лишнего внимания.

Главное в церкви – алтарь, рядом хранятся Святые Дары. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей. В нашем храме справа от алтаря – купель для крещения, слева – амвон – место, откуда читается Слово Божье и проповеди. На стенах и окнах изображения событий из жизни Иисуса. По центру небольшая икона Пресвятой Богородицы Неустанной Помощи – покровительницы уральского храма – православная традиция называет эту икону Скорбящая Богоматерь. На стене слева 14 стояний Крестного Пути. Справа большое витражное окно Успения Богородицы. Над входом находится витраж, на котором Мария побеждает сатану.

В храме много света, потому что большие окна. Для красоты храма, его роскоши окна чаще всего витражные. Свет, который проникает, тоже имеет свой смысл. Мы помним, что Иисус Христос был нам послан Богом как свет для мира, погрязшего в грехах. Стоят ряды молитвенных скамеек, внизу их низенькие скамеечки (на них преклоняют колени во время богослужения). Разрешается сидеть во время слушания Слова Божьего (за исключением чтения Евангелия), но в определенные моменты литургии для молитвы все встают или становятся на колени. Еще одно особое место – исповедальня. В этом храме нет отдельной кабинки между священником и исповедующимся человеком, только узкая деревянная перегородка.

Над храмом возвышается крест, который словно тянется к небу. Он привлекает внимание, заставляет поднять глаза вверх, думать о Боге, о духовности, о бытие, о жизни вечной.

– Сколько прихожан, каков состав?

– Приход небольшой, около 50 человек. Обычно посещают храм в воскресные дни. Приходят семьями, с детьми, есть молодежь. У нас в Уральске почти нет немцев или поляков, но приходят русские люди. Они, может быть, и православные, но здесь им хорошо. В Караганде нас называли «польская или немецкая церковь». Для нас это смешно, потому что мы есть Католическая Церковь. В той же Караганде храм был построен в 1977 году. Там служба шла на польском, немецком, русском, украинском языках, на латыни. Молодые люди поют в церковном хоре, им это интересно.

По закону мы не имеем право проповедовать вне храма. Люди, как я уже говорил, очень часто сами подходят, спрашивают, завязывается разговор. Я делюсь своим жизненным опытом. О самом большем свидетельствует образ жизни. Сегодня обратился человек, который признался, что он стеснялся прийти в Церковь, около 20 лет чувствовал себя недостойным. И внутри него созрело мнение, что в храмах служат святые люди. Это неправильно, потому что все мы грешники, нуждаемся в божьем спасении, благодати, прощении грехов. И потому что мы слабые, мы приходим за помощью к Господу, это есть суть христианской жизни – сотрудничество с Богом – Его благодать и мое стремление, усилие.

– О чем вы говорите на проповедях?

– Есть такая шутка:

– О чем говорили на воскресной проповеди?

– О Боге.

– Конечно, мы говорим о Боге, о том, что Бог сотворил мир, о Его любви. О том, что потом был грех, человек противостоял Богу, отверг Его и потерял дружбу с Ним. И то, что мы сейчас нуждаемся в спасении. Что все зло, которое есть на земле, рождает сам человек, в первую очередь своими поступками.

Бог не оставил людей, Он послал Своего Сына, который стал человеком и ради нас умер на кресте и воскрес из мертвых.

Бог помогает нам особым образом через таинства – крещение, миропомазание, Евхаристия, покаяние, венчание. Это таинства, в которых Господь сам приходит к нам и дает нам свою силу. Через разные знаки он приходит к нам со своей помощью. Суть христианской жизни в том, чтобы мы стали подобны Богу, который есть любовь.

Человеческая природа не испорчена, а повреждена. Мы можем совершать как богоугодные поступки, так и плохие. Чтобы не сходить с правильного пути, не поддаваться искушению, нам нужна божья поддержка. Нужны десять заповедей, которые говорят о любви к ближнему своему.

– Кому подчиняется приход?

– У нас три уровня власти. Папа Римский, епископ Рима, он отвечает за всю вселенскую Церковь по всему миру. Каждая поместная Церковь – это епархия. Кроме того, есть приходы, за который отвечает настоятель. Всего в Казахстане четыре епархии: Астана, Караганда, Алматы и Атырау. У нас на территории Западного Казахстана (Актау, Актобе, Уральск, Атырау) существует подобие епархии «Атырауская Апостольская Администратура Западного Казахстана для католиков латинского обряда». Администратор в данный момент не является епископом, но назначен Папой Римским, ответственным за эту Церковь. В Уральске существует приход Пресвятой Богородицы Неустанной Помощи – его территория это вся ЗКО. В Казахстане находится около 100 католических приходов.

– Где Вы живете в Уральске, есть ли у вас семья?

– Живу при храме. Супруги не имею, поскольку дал обет безбрачия, как все католические священники. У православных обет дают только монахи. Безбрачие священников – это не истина веры, но важная помощь, чтобы жить как Христос, ради спасения ближних, чтобы рожать их души для жизни вечной. Моя семья – это Церковь!

– Спасибо за беседу.

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top