Бить или не бить?

16 ноября 2017
0
1644

Недавно в Самаре на прилавках сети книжных магазинов появился необычный товар: «Розги ученические», стоимость 99 рублей 90 копеек. К ним прилагалась инструкция по применению, а по всему городу расставили рекламные щиты с изображением этого «товара» и расклеили соответствующие красочные объявления. Потом оказалось, что прутья остались после декоративной обрезки городских вязов, и не обиженные отсутствием юмора владельцы магазинов этот вроде бы никому не нужный отход решили использовать как сувениры, призванные снять у родителей напряжение, вызванное подготовкой их детей к новому учебному году. Рекламный ход магазинов позабавил большинство жителей Самары, но нашлась женщина, которая обратилась в федеральную антимонопольную службу с жалобой на то, что предприниматели призывают к насилию над детьми. И той организации пришлось признать жалобу обоснованной, рекламу свернуть, а торговлю вязовыми прутьями прекратить…

Этот пример к тому, что спор о том, надо ли в процессе воспитания применять физическое насилие, длится в педагогике уже много веков, и общество до сих пор не может прийти к однозначному выводу. Сторонники телесных наказаний указывают, что среди подростков широко распространены распущенность нравов и склонность к праздному образу жизни, и этого не было, когда в семьях и школах имели место телесные наказания. Их противники же считают: воспитание и насилие – вещи несовместимые, а избиения озлобляют ребенка, подавляют его волю и даже в дальнейшем взращивают в нем самом склонность к грубости и агрессии.

Между прочим, коммунисты, которых сейчас принято обвинять во всех смертных грехах, одними из первых заявили о запрещении телесных наказаний, которые, подавляя волю детей, «делают их послушными грубой силе, на которой держится господство эксплуататорских классов». «Отношения в обществе трудящихся должны быть основаны только на взаимном долге и ответственности, а телесные наказания воспитывают тиранию».

В Казахстане действуют еще просоветские методики дошкольного воспитания, по которым с малых лет следует прививать общественные нормы и правила. И ученые установили, что девяносто процентов информации об окружающем мире ребенок получает в первые три года своей жизни. В это время он наиболее подвижен и интересуется всем, что его окружает. Для родителей главное в это время – поддержать его самостоятельность, не ругать, если он куда-нибудь не туда влезет, быть терпимыми к его шалостям. Следует спокойно разъяснять малышу, почему их не устраивает его поведение. Наши педагоги рекомендуют не унижать и не бить малыша.

В дошкольных учреждениях дети учатся навыкам общения со сверстниками, чтению и письму. Много внимания уделяется физическому и психическому развитию ребенка. Традиционной чертой воспитания у нас является развитие творческих способностей, одаренности у детей, которых учат рисованию, пению, лепке, танцам. Причем все занятия построены таким образом, чтобы у детей возникало желание учиться.

Кстати, на Западе, демократические ценности которого так любят приводить в пример, не везде запрещены телесные наказания и в учебных заведениях, и в семьях. Например, если в Америке в одних штатах с малых лет учат детишек доносить на родителей, заставляющих в любой форме выполнять какие-либо обязанности, то в других, особенно тех штатах, где большинство относятся к мормонам, до сих пор правит бал «Домострой».

Михаила Жванецкого в его передаче «Дежурный по стране» спросили, как он относится к тому, чтобы детишек «пороли, как сидоровых коз». Он ответил, что отрицательно, но к этому добавил: его отец, которого он до сих пор глубоко уважает, военный врач по профессии, однажды таким образом наказал и его. Маленький Миша набил чайной заваркой цигарку и попытался зажечь ее. И тут появился папа. «А вот курить ты у меня не будешь!» – заявил он и снял свой офицерский ремень. Потом Миша долго не мог купаться в море, стесняясь своих синяков на попе. И до сих пор, имея много других вредных привычек, этой не подвержен.

А закончил Жванецкий рассказ о своем детстве такими словами: «Дети одалживают у родителей свое воспитание и возвращают его своим детям».

Автор: Сергей Аблаев

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top