Бежали волны за кормою

3 декабря 2015
1
2587

(Продолжение. Начало в №46-48)

Пароход «Михаил Калинин»

Все для фронта

Вероломное нападение фашистской Германии на СССР прервало мирный созидательный труд советских людей.  Около 100 речников Урала участвовали в сражениях на различных фронтах. Это П. Акунишников, А. Бахин, Н. Борзиков, Б. Бобрышев, Б. Визгалов, И. Волоцков, Е. Дорохова, С. Желтухин, И. Каймашников, В. Ключарев, П. Костин, И. Курилин, Н. Мясников, М. Нугманов, Н. Реброва, И. Савитченко, И. Саяпин, А. Саяпин, Л. Сладкова, И. Скоробогатов, С. Уполовников, И. Юнин и другие.

Среди участников войны – полный кавалер ордена Славы В. Захаров. Его имя занесено в мемориальную летопись Приуралья.

Коллектив машиностроительного завода им. К. Ворошилова – единственный в нашей области и в своей отрасли, один из немногих в Казахстане был награжден за свой вклад в победу над фашистской Германией боевым орденом – Отечественной войны первой степени.

Эшелон эвакуированного из Ленинграда завода – 35 вагонов с 194-мя единицами оборудования – прибыл на станцию Уральск 10 сентября 1941 года.

Потребность в электроэнергии для обеспечения работы завода составляла как минимум 500 кВт, а городская электростанция могла дать при работе на полную мощность только 400 кВт. В этой сложной ситуации партийные и советские органы приняли ответственное и правильное решение о размещении большинства цехов завода в производственных мастерских Затона им. Чапаева, где имелась местная электростанция мощностью 140 кВт, а также возможность дополнительного получения электроэнергии с мясокомбината.

В суровые военные годы в мастерских работали слесарный, токарно-фрезерный, судокорпусный, кузнечный и литейный участки. Не было ни одной военной весны, чтобы флот оставался неотремонтированным. Большой вклад в производственные успехи предприятия внесли М. Шнейдерман, В. Черноярова, братья Г. и В. Киндеровы. В начале войны судоремонтные мастерские возглавлял Степан Башмачников, затем Александр Барышников.

В период Сталинградской битвы Приуралье становится ближним тылом Сталинградского фронта. По указанию его Военного совета 16.10. 1942 г. Уральск был включен во фронтовую зону, а 26.10 1942 г. специальным распоряжением СНК СССР – в число пунктов противовоздушной обороны страны. Тщательно прорабатывалась возможность создания шести оборонительных рубежей, подготовлен расчет сил и средств на случай боевых действий на территории Западного Казахстана.

На сталинградском направлении

Обострение обстановки под Сталинградом сказалось и на положении в Уральском бассейне. Перед речниками были поставлены новые задачи. К началу Сталинградской битвы часть волжского флота, в том числе пароходы «Саратов», «Ярославль», «Михаил Калинин», была переброшена через Каспийское море в низовья Урала.

В 1925 году пришли с Волги на Урал пароходы «Дема», «Чапаев», «С.Халтурин», «Пасынок» и дали начало Уральскому пароходству. И вот снова пожаловали к нам волжские суда, но только не грузы перевозить, а спасаться от войны. В случае ухудшения обстановки под Сталинградом часть волжского флота с помощью уральских речников планировалось поднять вверх до Оренбурга с последующим заходом в главный приток Урала – Сакмару.

Ответственнейшей задачей пароходства являлось непосредственное участие в подготовке контрнаступления под Сталинградом. Единственная железнодорожная коммуникация Сталинградского фронта – Уральск – Урбах – Астрахань была загружена до предела. Достаточно выгодное расположение Урала по отношению к месту битвы, наличие уже окрепшего пароходства создавали реальную возможность использования его для подготовки контрнаступления. Эта возможность была успешно реализована.

Фёдор КастрыкинДвижение стратегических грузов и людей осуществлялось в направлении Уральск – Калмыково с последующей переброской через пустынные районы нашей области на запад, к местам ожесточенных боев на Волге.

Работа была тяжелейшая. Суда приходилось вести и ночью, наряду с военными продолжались и народнохозяйственные перевозки.

Одним из основных грузов было зерно. Судоводители работали, как принято говорить, на нервах: за порчу или затопление ценного груза можно было угодить под суд. К тому же на хлебоперевозках использовались деревянные баржи. Они практически постоянно давали течь, и воду из трюмов приходилось откачивать.

Почти весь транспортный флот работал до ледостава. Случалось, что суда оказывались в ледяном плену. В 1943 году произошел и вовсе уникальный случай: на Урале образовались 22 зимовочных пункта! С утра 6 ноября шел настоящий ливень, но к вечеру подул северный ветер, резко похолодало. Около Джира яра застрял во льдах пароход «Застрельщик», следовавший из Гурьева в Уральск с двумя баржами рыбы. Неподалеку вынуждены были встать на зимовку «Слёт», «Инициатор», а около Яманхалинской (ныне Махамбет) – «Доссор» с грузом муки.

Зимовка судов, их ремонт, как правило, проходил благополучно, пароходы никто не грабил.

Трудностям вопреки 

Продолжалась также эвакуация людей из прифронтовых районов. Многие из них голодали, и это подчас приводило к трагедиям.

В 1942 году очередная группа эвакуированных прибыла в Гурьев. Голодные, измученные люди наелись рыбы и ступили на борт парохода «Ударник». Вскоре их начала одолевать жажда. Так как запасы воды на судне были ограничены, эвакуированные стали пить воду из Урала. Это привело к вспышке заболеваний. Не проходило и часа, как кто-нибудь из заболевших умирал. Тогда речники стали кипятить воду в двух больших баках и смертельные случаи прекратились. «Ударник» останавливался в каждом населенном пункте и высаживал эвакуированных.

В годы военного лихолетья продолжались также перевозки нефтепродуктов из Гурьева в Уральск.

В 1942 году на Урале случился настоящий потоп: максимальный уровень воды в районе Уральска составил 945 см над нулем графика. Многие яры оказались затопленными, что представляло большую опасность для судов. Выше поселка Кулагино пароход «Магнитогорск» оказался на бровке яра. Попытки сняться с мели к успеху не привели.

На помощь вышел пароход «Пионер», с самолета сбросили настоящую по тем временам диковинку – металлический трос американского производства. Капитан «Магнитогорска» Матвей Попов зачалил протянутый вокруг судна трос за дерево. Другой конец троса тянул «Пионер». Таким способом удалось раскачать пароход и снять его с мели.

В 1980 году найденный Поповым способ успешно применил при снятии с мели теплохода «Кустанай» капитан «Павлодара» Владимир Золотарёв. Кстати, «Магнитогорск» и некоторые другие суда пароходства участвовали в эвакуации людей из зоны затопления. Во время войны также круглосуточно действовали понтонные переправы в районе поселков Горячкин, Чапаево, Мергенево.

Несмотря на колоссальные трудности, уральские речники внесли достойный вклад в общее дело разгрома фашистских захватчиков. За годы войны они перевезли десятки тысяч бойцов, сотни тысяч тонн боеприпасов и различных народнохозяйственных грузов.

В период Великой Отечественной войны значительно увеличился грузооборот речного флота, выполнявшего важнейшие задания союзного правительства и военного командования по перевозке спецгрузов. За успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании речникам Уральского пароходства в течение 5 месяцев 1944 года присуждались премии ВЦСПС и Наркомата речного флота СССР. За один год было премировано около 2000 речников на сумму 360 809 рублей.

Речники Урала с честью выдержали испытания военного времени.

(Продолжение следует)

Фрагмент речной лоции. 1943 г.

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top