Без прошлого нет будущего

24 ноября 2016
0
1946

Приближается 25-летие развала Советского Союза. По этому поводу высказываются самые разные точки зрения, нередко диаметрально противоположные. Молодёжь, как правило, удивляется, что их папы и мамы, бабушки и дедушки ностальгируют по какому-то СССР. С чего бы? Ни мобильников, ни Интернета тогда ведь не было… Одна девочка так и написала известному сатирику Михаилу Задорнову: «Михаил Николаевич, я не понимаю, как в ваши годы могла произойти Октябрьская революция, если в то время не было Интернета?» Выходит, Задорнов уже лет 150 на свете живёт… Но только ли в современных средствах связи дело? Вопросы возникают совсем нешуточные: что из советского прошлого нужно забыть как плохой сон, а что взять в наше время?

Ю. Булуктаев

Социальная защищённость

Тоталитарный характер системы управления государством, преследование инакомыслящих, удивительная невосприимчивость к научно-техническим новшествам, приведшее в конечном счете к развалу великой державы – эти и другие пороки советского прошлого общеизвестны, и писать об этом доводилось неоднократно. Ещё раз сделаю акцент именно на экономическом факторе: консерватизм, идеологическая зашоренность союзного руководства привела к провалу реформаторских начинаний премьера Алексея Косыгина, экономиста Евсея Либермана и других новаторов, стремившихся вывести экономику СССР из стагнации, задействовать экономические стимулы к труду…

Конечно, с этими и другими пороками счастливое будущее не построишь. Но было в советской истории и другое. В газете «Central Asia Monitor» (2016 год, №44) было опубликовано очень интересное мнение на этот счёт политолога Юрия Булуктаева. Есть смысл остановиться на нём подробнее.

Булуктаев замечает, что перенёс бы в наше время существовавшую в СССР степень социальной защищённости. И речь здесь можно вести не только о стабильной работе, бесплатном выделении жилья для молодых специалистов и иных категорий граждан, гарантированном трудоустройстве выпускников вузов, бесплатном образовании и медицине. Всё это кануло в Лету, ведь после развала Союза наступили времена капитализма. Едва ли не в ранг национальной идеи был возведён лозунг «Обогащайтесь кто может!» И это было неизбежно ввиду сложившихся в то время обстоятельств, условий и факторов.

Далее Булуктаев обращает внимание на следующее обстоятельство:

«Но наряду с определёнными преимуществами капитализма его дикость (в первую очередь по отношению к нашим детям) ощутили на себе миллионы простых граждан. Так, для меня шокирующей была новость о том, что дворец школьников на улице Кабанбай батыра (бывшая улица Калинина) по решению городских властей будет снесён, а на его месте некие бизнесмены обещали построить гостиницу. Что и было сделано. Теперь, проходя мимо, вспоминаю, как мой сын с первого по десятый класс ходил в бассейн на плавание, а сотни детишек в бывшем дворце школьников посещали всевозможные кружки и секции. И всё это – бесплатно! Вот это и было счастливое детство! Сейчас на том месте стоит отель, из эксплуатации которого хозяева извлекают какую-то, может быть, немалую прибыль. А где дети? А дети – сами по себе…»

В постсоветское время появились капиталисты, новые «хозяева жизни», приватизировавшие сотни детских садов для того, чтобы открыть в них бизнес-центры, но и этого им показалось мало: они начали прихватывать общественно значимую территорию – терренкуры и тропы в горах, прибрежные склоны у рек, тротуары и даже улицы в городах, автобусные остановки и привокзальные площади. Возникла угроза социальной и личной безопасности.

Попробуйте, пишет далее Ю. Булуктаев, в Алматы пройти к ЦОНу Алмалинского района с улицы Толе би по улице Джумалиева. Добрых 700-800 метров вам придётся идти по проезжей части, лавируя в потоке машин и рискуя попасть под колёса автомобилей, потому что тротуара как такового, просто нет: его заняли всякого рода бизнес-структуры.

Прав Булуктаев! Заслуженные люди Уральска, бывшие главные архитекторы Евгений Абрамович Кизилов и Павел Иванович Фоменко, ныне покойные, в начале 90-х с болью сетовали автору этих строк на нарушения «красной линии», других архитектурных и строительных норм и правил. Это касается района «Зигзаг», участка проспекта Достык-Дружбы от остановки «Юбилейная» до ул. М. Маметовой: ступеньки буквально выпирают на узкий тротуар. За такие ляпы Кизилов и Фоменко понесли бы в советское время персональную ответственность. Дошло до того, что однажды Павлу Ивановичу пришлось прямо на улице учить рабочих правильно укладывать плитку и оборудовать бордюры. Каково?!

Вот что пишет далее Булуктаев:

«…Власть, что бы нам сейчас ни говорили всякого рода перевёртыши и так называемые грантоеды фондов западных стран, расплодившиеся на ниве антисоветских измышлений, была социально компетентна. Она, в отличие от современных структур власти, не была коррумпирована и не могла себе позволить за взятки выдавать справки, удостоверяющее право владеть социально значимой территорией. Может быть, потому что тогда не было частной собственности на землю, а может, потому, что эффективно работали структуры не только партийного, но и народного контроля».

Абсолютно безнравственно и то, что в постсоветское время социальное рейдерство вторглось в науку, образование, здравоохранение. Наследие советских времён в этих сферах методично и планомерно разрушается. Вот где прямая угроза национальной безопасности, подчёркивает Юрий Булуктаев.

Он говорит, что захватил бы с собой в наши дни ощущение (состояние) личной безопасности. В советское время наши дети (как и мы в своё время) могли спокойно, без присмотра взрослых, играть допоздна во дворах, посещать кружки и секции без сопровождения взрослых. Сегодня же родители приводят детей в школу, а затем встречают, чтобы отвести домой. Потому что существует риск встретиться с наркоманами, педофилами, проститутками, бомжами, гомосексуалистами и лесбиянками.

В советское время существовали лишь небольшие группы потребителей наркотиков, главным образом, в криминальных структурах. Ну а уж религиозный экстремизм и терроризм нам не могли присниться даже в самом страшном сне.

Вместе дружная страна

Закрытие Олимпиады-80 в МосквеПо мнению Булуктаева, сегодня Казахстану очень бы пригодился советский опыт организации системы социализации граждан.

Вот его составляющие. Советское прошлое – это величие мировой державы и осознание себя единой нацией. Это чувство сопричастности к великим победам и свершениям: День Победы, первый искусственный спутник Земли, первый человек в космосе, высокое искусство театра, оперы и балета, самая читающая в мире нация, впечатляющие достижения на Олимпийских играх, чемпионатах мира и многое другое. Это дружба, искренность, открытость, близкие и неравнодушные отношения между людьми, уверенность в завтрашнем дне.

В советскую эпоху люди социализировались, начиная с детского возраста, с помощью ключевых агентов: семьи, детского садика, школы, профтехучилища, техникума, вуза, армии, трудового коллектива. Но основным фактором социализации выступало государство.

Именно оно, как отмечает Юрий Булуктаев, заботилось о социальном наполнении движений и организаций октябрят, пионеров и комсомольцев. Вспомните лозунги: «Пионер – всем ребятам пример!», «Не расстанусь с комсомолом – буду вечно молодым!» Важную роль играли искусство, кино, музыкальные произведения и литература. В Казахстане и по сей день фантастической популярностью пользуются советские песни 70-90-х годов. Включите радиостанцию «Ретро FM» – убедитесь! Потому что эти песни написаны профессионалами, в них нет пошлости, они воспитывают в людях светлые чувства!

В советской школе не одно поколение социализировалось по книгам Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Главный посыл этого произведения – протянуть руку помощи окружающим тебя людям, особенно тем, кто в этом нуждается. Сегодня же в рекомендуемом списке литературы для внеклассного чтения в одной из алматинских школ вместо книг Гайдара Булуктаев обнаружил книги Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «В круге первом».

«Детям предлагается жуть жуткая. И здесь посыл очевиден: воспитать у школьников отвращение к советскому прошлому. Но стоит ли ради этого вгонять бедных детишек в транс и депрессию?.. Может быть, всё-таки прививать им разумное, доброе и светлое?» – задаёт резонный вопрос Юрий Булуктаев.

В Китае молодёжь воспитывают на известном романе Николая Островского «Как закалялась сталь», который в постсоветских странах выбросили на свалку истории. Ну, конечно! Привидения, ведьмы, пауки, вурдалаки, вампиры, которыми напичканы кинематограф и литература, воспитывают подрастающее поколение в очень даже «правильном» направлении…

Одним из маркеров советской социализации было отношение к труду. Человек труда возвеличивался в кино, литературе, музыке, изобразительном искусстве, журналистике.

«Советское прошлое – это сама реальная жизнь нескольких поколений наших отцов и дедов, дедов и прадедов. Без него не было бы современного Казахстана. Кстати, и идея национального согласия – это советская идея: дружба между представителями разных национальностей культивировалась в нашем сознании с детства», – отмечает Булуктаев.

Он убеждён в том, что советское прошлое – это и могучий фактор будущего Казахстана. Только переосмыслив советский опыт, мы сможем двинуться дальше. Восстановить то, что полезно, но утрачено, вернуть связь поколений, рассказать молодёжи правду о нашем прошлом – вот что нам нужно делать сегодня совместно, сообща…

Конечно, читатель вправе соглашаться или нет с мнением Булуктаева, но факт остаётся фактом: в будущее из прошлого опыта надо брать всё лучшее, а пороки, всякие глупости – отбросить. Без прошлого нет будущего.

Советский «Артек»

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top