Без памяти

30 июня 2022
0
1088

Публикуемое фото ветерана речного флота, бывшего капитана Александра Стариченкова – последнее. Оно сделано в июле 2015 года. Четыре месяца спустя председателя ветеранской организации речников Александра Николаевича Стариченкова не станет. Он не присутствовал на праздновании 90-летия Уральского пароходства и начала на Урале регулярного судоходства. Говорил мне: что тут праздновать, всё развалили. Пир во время чумы… В последние годы мы часто беседовали об истории пароходства, речниках, вместе мечтали и пытались создать музей.

Рассматривали разные его варианты: музей собственно пароходства, более широко – истории судоходства на Урале и, как это ни фантастически звучит, музея на пароходе «Слёт», который, давно брошенный, гнил на турбазе.

Один чиновник узнал о наших планах и расфилософствовался. Мол, развитие внутреннего туризма во многих странах давно стало нормой. Настало время и нам следовать мировым тенденциям. И на этом внутреннем туризме зарабатывать…

Прав чиновник. Что же, однако, получается на деле? Урал-батюшку, в любви к которому мы клянёмся постоянно, не только губим сами, но и уничтожаем связанную с ним историю. Мы неоднократно обращались к руководителям бывшего пароходства. Сначала пообещали помочь, но потом махнули рукой: кризис, не до музея…

Героически сопротивлялся кризисам и наплевательскому отношению к истории ещё один бывший капитан пароходства, позже работник «Гидроприбора» Пётр Штах. Он нашёл спонсоров, намереваясь отремонтировать ржавеющий на турбазе «Слёт».

Как-то Пётр позвонил мне: «Есть ли у вас чертежи «Слёта»? Мы встретились у меня дома, я передал Штаху копию чертежей. Обрадованный, он попрощался и собрался уходить, как вдруг обронил: «Неплохо бы со Стариченковым поговорить. Он историю пароходства досконально знает. Может, что-то подскажет, посоветует. И вообще интересно его мнение насчёт музея».

Тут и стало известно, что Пётр задумал использовать «Слёт» по двойному назначению: в качестве музея, а также перевозить туристов и даже дачников. «Отчаянный», однако, парень!

Подчёркиваю: музей пароходства мог бы иметь уникальную экспозицию, а для гостей нашего степного края вообще стал бы сенсацией. Пароход «Слёт», построенный в Зеленодольске в 1931 году, сам по себе стал бы ещё более уникальным экспонатом. Если же на нём тоже экспозицию оборудовать, то вообще можно претендовать на уникальность в мировом масштабе: судов-музеев во всём мире буквально единицы, а речных вообще нет…

И вот мы приехали к Стариченкову – встреча состоялась. Александр Николаевич вспоминал минувшие дни, рассуждал о «Слёте», а потом отметил: затея с пароходом-музеем отличная, но всё вокруг дорожает, дальше некуда.

Действительно, взлетели цены на материалы, и затея лопнула. Штах уехал в Германию, а «Слёт» некие предприимчивые люди порезали на металлолом. В 2013 году на месте, где стояло судно, автор этих срок обнаружил молодой лес.

Наверное, в советское время надо было создавать такие музеи. Как говорится, профукали. Как не сказать о ещё одном сознательном человеке, в 1980-е, работнике спецчасти пароходства Александре Куляпине. Именно благодаря его своевременному звонку удалось спасти от уничтожения уникальные архивные документы – паспорта и фотографии судов 30-50-х годов прошлого века: «Пушкина», «Джамбула», «Слёта», «Магнитогорска», «Инициатора», «Застрельщика», «Уральска»…

В 1972 году выше устья Учужного затона карчекран вынул со дна несколько звеньев учуга, которые демонстрировались в областном историко-краеведческом музее. Вместе с остатками учуга извлекли несколько брёвен. А. Стариченков рассказывал мне историю о том, как один речник топил печь бревном от учуга.

Мелочь, вроде бы. Но глумление над своим прошлым начинается с таких вот «мелочей». То, что у нас жгли и выбрасывали, в других странах показывали в музеях. А ведь самая, казалось, неприметная вещица может о многом рассказать исследователю, потянется в прошлое нить и, глядишь, одной исторической загадкой станет меньше.

Сегодня директору ТОО «Судоремонтный завод» Владимиру Самсонову и его коллегам удался настоящий подвиг: в отлично отремонтированном заводском офисе, на лестнице, создана небольшая фотогалерея. Не супермузей, конечно, не Третьяковка, по ней можно составить лишь приблизительное представление об истории судоходства на Урале. Как говорится, и на этом спасибо…

Фото автора и бывшего капитана теплохода «Агитатор» П. Хворостянко
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top