Берег надежды

8 февраля 2018
0
1526

На днях, гуляя по набережной Урала, стал невольным свидетелем экскурсии, которую проводил веселый молодой человек со своими гостями, судя по всему, иногородними. «А это – наша «Хромая лошадь», – говорил он, показывая на обгоревшие развалины ночного клуба «Шале» и понимая, что его гостям отлично известна печальная история пермского ночного клуба, сгоревшего дотла в декабре 2009 года. Кстати, его ирония была вполне оправданной, ведь между «Шале» и «Хромой лошадью» лишь одна разница – в нашем ночном заведении жертв не было. Товарищ, с которым мы гуляли, резонно заметил: «А почему до сих пор на набережной «красуются» эти закопченные развалины? Ведь здание сгорело еще в октябре прошлого года. Времени вполне хватило бы, чтобы убрать эти головешки, ведь они совсем не украшают набережную!». Конечно, ответить на это было трудно, и подумалось, что нашему городу как-то не везет с набережными…

Вспомнилось, что на берегах Урала Оренбург и Атырау имеют прекрасные набережные. А вот в Уральске с ними совсем худо, хотя ему в этом плане есть где разгуляться, ведь на его территории протекают аж три реки: Деркул, Чаган и главная из них – Урал. Так вот, на Деркуле вообще нет ни одного метра оборудованной набережной, хотя его берег является границей города, на Чагане забетонирована только часть берега рядом с площадью, на которой стоит монумент воинам гражданской и Великой Отечественной войн «Этих дней не смолкнет слава…», а история с уральной набережной настолько большая и сложная, что заслуживает отдельного разговора.

И начинается она со столь давних времен, что и представить их нелегко, еще когда Урал назывался Яиком. Вольная река всегда отличалась буйным нравом, каждую весну нещадно рвала яры Куреней и угрожала снести и самый главный храм Яицкого городка – Михайло-Архангельский собор со всем его, нынче, к сожалению, несуществующим, кремлем. И вот, только-только залечив раны пугачевского бунта, в 1780 году из Нижнеозерной крепости казаки сплавили три сотни крупных стволов деревьев и укрепили ими яр под собором. Они сдерживали напор Урала более пятидесяти лет, а потом река намыла под собором Вальковый остров и отступила.

Укрепление Красного яра в Новоселках и Черного в Куренях продолжилось спустя два века. В 1973 году начались работы по благоустройству набережной. Планировалось на восьми километрах всей береговой линии у города укрепить яры железобетонными плитами, оборудовать прогулочные дорожки со ступенчатыми сходами к воде, а там, где начинается Фурмановская улица, соорудить причал. Сейчас уже не понять, почему эти планы так и не были реализованы – то ли денег не хватило, то ли энтузиазма. И жалкие останки той набережной можно увидеть, пройдя по бетонной прогулочной дорожке от мемориала воинской славы до Старого собора, хотя это сооружение трудно назвать набережной Урала, скорее это набережная старицы Урала, заполняющейся водой только во время большого паводка, отделяющей город от Валькового острова.

И вот в 2009 году вернулись к проекту набережной Урала. Но ее длину сократили с восьми километров до 550 метров, отказались поднимать уровень, который оказался вровень с критической планкой ежегодных паводковых вод, но зато выложили ее красивой брусчаткой, украсили входы изящными литыми ажурными арками, возвели ротонды, установили памятник красной рыбе и другие парковые украшения. В 2013 году объект стоимостью почти в полмиллиарда тенге был сдан в эксплуатацию. Однако Урал не спал, а дремал какое-то время, и потом проснулся… А весной прошлого года в половодье была затоплена вся набережная. Конечно, строителям пришлось менять и отвалившиеся плитки, и вспучившуюся брусчатку. Хорошо, что есть десятилетняя страховка. А что будет, когда страховка закончится?

По генеральному плану застройки города намечено продолжать работы по укреплению берегов наших рек. Хотелось бы, чтобы в будущем власти учитывали эти ошибки. Нельзя же все время наступать на одни и те же грабли!

И пора бы, наверное, убрать эти безобразные останки ночного клуба «Шале», пусть даже кому-то они дороги как память об их веселом, разгульном прошлом…

Автор: Сергей Аблаев
Фото: Ярослав Кулик

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top