Автомобильный век: уральские страсти

18 июня 2015
1
2149

(Продолжение. Начало в № 22-24)

Вид Большой Михайловской улицы в начале ХХ века. Справа дом Н.М. Логашкина

Часть I. Дело присяжного поверенного Логашкина

Почему же суд вынес такое решение? Скорее всего, основным фактом, принятым во внимание, было то обстоятельство, что официально оформленный указ о запрете езды на автомобилях в Уральске отсутствовал. А раз не было указа, значит и нарушения не было. В результате случилась неприятная вещь, чуть ли не впервые в истории местного правосудия: первое лицо города и края публично потерпело поражение. На глазах всего общества всевластный самолюбивый губернатор был посрамлен, и кем, простым адвокатом, осмелившимся нарушить его пусть не официальный, но все же приказ! Можно лишь представить, с какими чувствами Ставровский наблюдал с балкона атаманского дома свободно разъезжавший по Большой Михайловской фаэтон Логашкина. Случившееся, однако, не убавило у губернатора решимости наказать ослушника. Скорее, наоборот. Не смирившись с поражением, он попытался опротестовывать решение уральского мирового суда в высшей инстанции.

Суд по аппеляционному отзыву уральского полицмейстера на приговор мирового судьи 2-го участка Уральского уезда Вожинятова состоялся через месяц, 28 ноября 1901 года. Как отмечали газеты, зал суда был переполнен публикой, дело уже получило широкую огласку и заинтриговало весь город. Слушания проходили при составе судей: председателя П.З. Ерыклинцева, членов суда К.Н. Михайловского, Б.А. Барановского, при прокуроре Д.В. Легкер и помощнике секретаря Ф.Р. Старцеве. Обвинителем со стороны полиции был пристав 1 части Калмыков. После речи обвинителя выступил обвиняемый Логашкин, который привел в пример свежую заметку из всероссийской газеты «Новое время» от 21 октября, в которой в частности сообщалось, что градоначальник С.-Петербурга не запретил езду на автомобилях по улицам столицы, несмотря на обилие на них лошадей. Далее, ссылаясь на некоторых авторитетов правоведения Корзунова, Свешникова и т.д., он заявил, что «всякий гражданин имеет неотъемлемое право  ездить на чем ему угодно: на лошадях, верблюдах, ослах, автомобилях и запрещения езды на автомобилях не правомочно, оно стесняет, огораживает личное право, что запрещение такое  не вытекает из законов, так как закона, запрещающего езду на автомобиле нет, не было, и вероятно не будет». В заключительной части суда выступил прокурор Д.В. Легкер, который в частности отметил: «Дело это интересно в том отношении, что к ответственности по 29 ст. привлекается присяжный поверенный, который должен подавать другим пример подчинения законным  распоряжениям, а не совершать действия, которые могут служить «соблазном» для других. Все участвующие в этом деле лица знакомые: обвиняемый, судья, разбиравший это дело в первой инстанции, обвинитель со стороны полиции и т.д. У меня, конечно, полная уверенность в том, что вы, постановляя приговор по этому делу, стушуете в памяти своей всякие связи и симпатии, забудете про знакомства…». Далее прокурор предложил ответить на три вопроса:

«1. Исходило ли это распоряжение от полицейского чина? Да: от высшего местного администратора – г. Военного губернатора;
2. Передано ли было это распоряжение подсудимому? Да: по его собственному  признанию оно в серьезной форме было ему передано полицмейстером г. Ливкиным;
3. Было ли оно нарушено? Да: Это установлено полицейским протоколом». 

Одновременно прокурор напомнил суду, что «г. Логашкин имел в своем распоряжении целый год, в продолжении которого он мог законным путем обжаловать административное распоряжении». Однако он не обжаловал его и тем самым довел дело до суда. Речь прокурора, как отмечали газеты, произвела на публику большое впечатление. И тем не менее исход суда не был ясен. Но вот слушания наконец закончились, суд вынес следующую резолюцию: «Приговор мирового судьи 2-го участка по делу губернского секретаря Николая Михайловича Логашкина 42 лет, утвердить. Приговор окончательный и может быть обжалован только в кассационном порядке в Саратовскую судебную палату в двухнедельный срок».

28 ноября 1901 года губернатор Ставровский потерпел поражение во второй раз. Дело ушло в Саратовскую судебную палату. Но состоявшийся вскоре вышестоящий суд, как сообщал позже в своем письме в МВД Ставровский, вновь «оправдал Логашкина в нарушении им моего требования, признав мое распоряжение, объявленное в частном порядке единственному в области владельцу автомобиля, незаконным». Однако губернатор не сдавался и довел дело до самого верха, до Правительствующего сената. В архиве сохранилось постановление сената, датированное 19 июня 1902 года:

«По указу Его Имп. Величества  Правительствующий сенат слушали: дело по жалобе присяжного поверенного Николая Логашкина на Военного губернатора Уральской области за воспрещение ему езды по улицам города Уральского на автомобилях. ПРИКАЗАЛИ: Рассмотрев настоящее дело и приняв во внимание:

1) Что воспрещение езды на автомобиле по г. Уральску, сделаны Военным губернатором Уральской Области в видах общественной безопасности, не может быть отнесено к отдельному лицу, но должно быть сделано известным и обязательным для всех, облечено в форму обязательного постановления и издано с соблюдением правил требуемых ст. 421,424,426 т.II Св. зак. общ. учр.

2) Что по сему постановлению Военного губернатора в воспрещении Логашкину езды по городу на автомобиле, как последовавшие в виде предписания Полицмейстеру  города Уральска для объявления Логашкину, не может почитаться состоявшимся с соблюдением вышеперечисленных статей закона, а потому и правильным, Правительствующий сенат определяет: постановление это отменить, о чем в разреш. рапорта от 7-го ноября 1901-го года за №12748 и для объявления просителю Уральскому Военному губернатору послать указ. 

Подлинное за подписями Правит. Сената
Исполнено. 19 июня 1902 г.»

Потерпев казалось бы окончательное поражение, Ставровский, будучи человеком упрямым, и на этот раз не отступил. Более того, случившееся стало делом принципа, и требовало полного реванша. Отчаявшись найти «правду» в несговорчивых судах, уральский губернатор решил пойти другим путем. Дадим ему слово: «После такого исхода судебного преследования против Логашкина, приняв во внимание, что езда Логашкина на автомобиле по г. Уральску вызвала значительную сенсацию в городе и хотя не сопровождалась никакими последствиями для населения, но все же породила долго не смолкавший в народе говор о несчастном случае, будто бы вызванном этой ездой, что по местным условиям было бы крайне неосторожно допустить. Свободное обращение автомобилей в городе изобилующем дикими степными лошадьми и верблюдами, испуг которых при встрече с паровым двигателем весьма вероятен, и что при ближайшем рассмотрении вопроса о пользовании автомобилями в г. Уральске езда на них в этом городе без пересечения и помимо главных улиц оказалась невозможною. Я в октябре  месяце 1902 года на основании 421 ст. II т. общ. губерн. учрежд., изд. 1892 года, в ограждении общественной безопасности издал обязательное постановление о воспрещении езды на автомобилях по городу Уральску, о чем и распубликовано в официальном отделении Уральских войсковых ведомостей, расклеены публикации на видных местах в городе и, немедленно, представлением от 3-го ноября за №-м 12582 доведено до сведения господина Министра Внутренних Дел».  Любопытно, что губернатор, видимо мало разбираясь в технических новинках, всерьез считал, что автомобиль имеет паровой двигатель. Указ Ставровского вступал  в силу после его обязательного трехкратного опубликования в газете «Уральские войсковые ведомости». Это историческое постановление, вскоре облетевшее полстраны, гласило: «Принимая во внимание, что езда по городу Уральску на автомобилях может быть причиною несчастных случаев с жителями, вследствие испуга степных лошадей и верблюдов, коими город изобилует, Военный губернатор обл., на основание 421 ст. II т. общ. губ. учреждений, изд. 1892 года, в ограждении общественной безопасности, постановил: воспретить езду на автомобилях в городе Уральске, о чем дать знать для наблюдения и распубликования в установленном  424 ст. II т. общ. губ. учр. порядке Уральской полиции и объявить в всеобщее сведение 2 раза напечатать в офиц. отделе «УВВ». Виновные в нарушение сего постановления, согласно 423 ст. по 29 ст. уст. О наказ., налагаемых Мировыми судьями. Подписал: Военный губ. генерал-лейтенант Ставровский».

Рекламная афиша первых американских автомобилейВ этом указе атамана есть одна особенность, он полностью запрещал всякую езду на автомобилях в городе. То есть Уральск стал единственным городом в стране, а возможно и в мире, где езда на автомобилях категорически воспрещалась! Если вспомнить предыдущие показания полицмейстера Ливкина о переданном ему поручении губернатора, то запрет касался только главной улицы. Почему же теперь запрет распространился на весь город? Дело в том, что в новом указе и проявилась истинная суть происходившего. Ставровский не столько радел о безопасности на улицах, сколько желал лишить всякой возможности персонально Логашкину пользоваться автомобилем в городе. Именно ради этого он запретил вообще всякую автомобильную езду в Уральске. Оправдывал же он это весьма своеобразно: тем, что езда на автомобилях «в этом городе без пересечения и помимо главных улиц оказалась невозможною». Вот такая логика, раз нельзя ездить по главной улице, а другие улицы ее пересекают, то ездить вообще нельзя.  Теперь губернатор торжествовал. Нарушить данное постановление без риска реального привлечения к ответственности единственный автомобилист Уральска не мог. Однако Н.М. Логашкин был квалифицированным юристом, а посему просто так сдаваться не собирался. 12 сентября 1902 года он вновь демонстративно у всех на виду проехал на своем автомобиле по главной улице города. Последствия не заставили себя долго ждать. Адвокат тут же был привлечен к ответственности. Вновь был суд, привлекший по традиции внимание всего города, но и на этот раз дело вдруг рассыпалось. По действовавшим правилам, указ губернатора вступал в законную силу после трехкратного опубликования в официальной газете, коей в Уральске являлись «Уральские войсковые ведомости». Указ же в силу неясных причин был опубликован только два раза, а посему в законную силу не вошел. Мировой судья, удостоверившись в справедливости этого заявления, дело тут же прекратил. Можно лишь представить, в какой ярости пребывал Ставровский, какой гнев он обрушил на газетчиков и ответственных чиновников. Очередной раз «паршивый адвокатишко» посмел втоптать в грязь его, первое лицо в крае! Губернатор тут же учинил расследование того, почему объявление с указом было отпечатано в «УВВ» только два раза. Причины этого так и остались не ясны, но виновный, конечно, тут же был найден.

(Продолжение следует)

Автор: Рустам Вафеев

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top