А где Колька?

11 мая 2017
0
1619

«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…», эти строки Александра Пушкина из поэмы «Евгений Онегин» помнят, наверное, все из старшего поколения и мало кто знает из молодежи, хотя выражение давно стало крылатым.

С течением времени изменились ценности да и требования в школах и других учебных заведениях. Не хочу сказать, что сегодня учат хуже, чем несколько десятилетий назад, но то, что многие школьники уже не обходятся без репетиторов, факт.

«Дашь денег? Сыну нужны два репетитора: по английскому и казахскому языкам, ну и… по математике тоже», – обращается взрослая дочь к своей матери. «В пятом классе нужен репетитор?! А что, учителя в школе уже не учат, как положено? За что получают зарплату, за часы, проведенные в классе? – возмущается та. – Когда мы учились, никто не ходил к репетиторам, и все хорошо окончили школу, получили высшее образование». В это время входит озабоченный ребёнок: «Мам, помоги с рисунком по английскому языку». «Я не пойму, вас английскому языку учат или рисовать? – и уже обращаясь к его бабушке: «Убедилась, какие задания в учебнике английского? А когда нашего учителя по казахскому языку заменяет из второй подгруппы, дети сидят с открытыми ртами, потому что она пол-урока ведет на государственном языке, а наши не соображают».

Родители возмущаются, что приходится нанимать репетиторов, а для некоторых детей – вообще с первого класса. В год набегает большая сумма, которая зависит от квалификации преподавателя и продолжительности занятий. Похоже, сложившаяся ситуация не волнует чиновников от образования, раз отпускается мало времени на усвоение материала: дети не успевают закрепить одну тему, как уже надо «хвататься» за другую.

В годы нашей учебы учителя переживали за отстающих и тем, кто не понял, объясняли после уроков. Сегодня другой принцип: платите деньги – дополнительно будут учить. Такое ощущение, что учителя не заинтересованы в твердых знаниях, им даже выгодно, что в нерабочее время можно подрабатывать. У родителей одно из предположений именно такое. Пожаловаться директору на слабого учителя и попросить перевести ребенка к другому они не могут, опасаясь за последствия: изменится отношение, маму назовут скандалисткой и так далее. Кроме того, желающих перевестись много. А потому вынуждены искать репетитора, который берет от тысячи до трех с половиной – в старших классах, еще и ехать к нему надо в другой район города. Словом, и в начальных классах уже непросто, не говоря уже о выпускных.

Усугубляет положение и учебная программа, оставляющая желать лучшего. Это вообще отдельная тема. Бывает, задачи в учебниках и вопросы в тестах вызывают недоумение, а порой и улыбку. Один пример.

Задача из учебника начальных классов. «Валя и Коля делали бумажные фонарики на елку. Валя сделала пять фонариков, а Коля – четыре. Вопрос: сколько фонариков вместе сделали Валя и Саша?

Выложив задачку в соцсети, кто-то написал комментарий: «Да фиг с ним, сколько они склеили елочных игрушек! Куда они дели Кольку?»

В данном случае имеет место опечатка, это мелочь, ничего страшного. И тем не менее, как редактировали учебное пособие?

А это четверостишие дали ребенку в детском саду для выступления в честь праздника:

Книжки новые, тетрадки,
И костюмчик классный сшит,
Чтобы было все в порядке,
Папа в банке взял кредит.

О чем оно? О бедняжках родителях, которым, чтобы подготовить первоклассника к школе, пришлось брать кредит. А ещё о том, что с детства кодирует ребят на заем денег и взрослыми они подсядут на кредиты и не смогут выпутаться из долгов.

Как тут не вспомнить советские учебники, в которых не было грубых ошибок, а программу апробировали на экспериментальных классах, все взвешивалось и просчитывалось, чтобы потом не сетовать на огрехи обучения и воспитания.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top